Не будет плана - не будет закупок

675
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Согласно Закону № 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого было предусмотрено и до вступления в силу указанного акта, план закупок на срок действия соответствующего закона (решения) о бюджете (ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Данные требования вступают в силу с 1 января 2015 г. Об особенностях планирования и контроля в сфере закупок рассказывает наш эксперт.

С января 2015 г. все государственные и муниципальные учреждения, а также органы власти должны перейти на новый порядок планирования закупок. Можно ли сократить переходный период и внедрить отложенные положения Закона № 44-ФЗ уже сейчас?

Общая схема планирования государственных и муниципальных закупок закреплена в главе II Закона № 44-ФЗ.

Согласно положениям указанной главы органы власти и местного самоуправления, казённые, бюджетные и автономные учреждения (в установленных законом случаях) должны сформировать два обязательных документа: план закупок и план-график. Данная норма вступает в силу с 1 января 2015 г., на что указывает ст. 114 Закона № 44-ФЗ. Однако в переходный период, исходя из толкования ст. 112 Закона, Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации вправе принять решение (закрепив его в своём нормативном акте) о досрочном вступлении в силу положения о планировании.

Некоторые регионы это уже сделали и соответственно начиная с 2014 г. осуществляют все закупочные процедуры по новому порядку. Для тех, кто решил воздержаться, этот срок сдвигается на год. При этом заказчики должны понимать, что непосредственно планы закупок и планы-графики они начнут формировать в середине 2015 г. (июль–август), когда будет составляться проект закона (решения) о бюджете, а воплощать их в жизнь – с началом 2016 г.

По предварительным данным, новую систему планирования с 2015 г. внедряют Казначейство и Минфин России.

С чего начинается планирование закупок и чем отличается план закупок от плана-графика?

Процесс планирования завязан на законе (решении) о бюджете. В момент формирования проекта этого закона (решения) начинается работа и над планом закупок. Таким образом, если бюджет планируется на трёхлетний период, то и план закупок пишется на такой же срок. Исходя из целей государственных программ, при обосновании бюджетных ассигнований главные распорядители бюджетных средств формируют сводные показатели проектов планов закупок.

Основными показателями планов закупок являются укрупнённые коды ОКПД1, а в части финансового обеспечения – лимиты бюджетных обязательств в разрезе кодов видов расходов бюджетной классификации.

План-график составляется только на один (очередной) год с указанием цены контракта, способа выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) и других данных, определённых законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Показатели плана-графика должны лечь в основу кассового плана бюджета.

Закон требует, чтобы все показатели планов были обоснованы в порядке, установленном ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели её осуществления, определённой с учётом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ и (или) нормативных затрат на обеспечение функ ций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. То есть закупка может планироваться как один из способов достижения основного мероприятия госпрограммы.

К примеру, для повышения качества образовательных услуг в рамках соответствующей государственной программы предусмотрена цель – оснащение учебных заведений современными компьютерами и предусмотрены ассигнования на их закупку. Требования к функциональным характеристикам этих компьютеров (в т. ч. предельная цена) должны быть обоснованы в плане-графике.

…план закупок является приложением к бюджетной смете…

При формировании плана-графика обоснованию подлежат также:

  • начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • способ определения поставщика, в т. ч. дополнительные требования к участникам закупки, и т. д.

Допустим, в текущем году закупается 10 компьютеров определённой мощности для основного мероприятия и 1 – в соответствии с нормативными затратами на обеспечение функций государственного органа. В плане закупок по кодам ОКПД указывается закупка 11 компьютеров (без описания их характеристик), а в плане-графике эти компьютеры описываются по своим техническим характеристикам с обоснованием, почему нужны машины именно такой мощности (к примеру, необходима загрузка определённых программ, поддержка тех или иных ресурсов и т. п.).

В плане закупок объём финансового обеспечения указывается в разрезе кодов видов расходов бюджетной классификации. Для большинства заказчиков это будут соответствующие подгруппы и элементы группы 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» и группы 400 «Бюджетные инвестиции». Причём по коду 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» достаточно указать общее направление расходов, например «Мебель». А уже в плане-графике конкретизировать – столы, стулья и их характеристики. То есть в плане закупок используются укрупнённые показатели объектов, а в плане-графике они более детализированы.

Не всегда целесообразно требовать, чтобы в плане-графике было указано количество определённого вида продукции (можно закупить компьютеры разных марок, но с идентичным набором функций) или её описание. Так, в постановлении № 10431 установлено, что если функциональные или технические характеристики объектов невозможно определить, то в плане закупок они могут не заполняться.

Степень детализации закупок в плане-графике Правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, местные администрации вправе устанавливать в своих порядках формирования и утверждения планов закупок и планов-графиков в рамках полномочий, установленных ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ.

Целесообразно, чтобы в планах-графиках закупки отражались раздельно в части сведений о планируемых и уже заключённых государственных и муниципальных контрактах.

Закупка может осуществляться не только для выполнения целевых мероприятий государственной программы, но и для обеспечения выполнения органом власти или казённым учреждением своих функций. К примеру, заканчивается срок эксплуатации столов и стульев. Обосновывая закупку новой мебели (либо услуг по ремонту), следует исходить из нормативных затрат, а также отдельных требований к объекту закупки, определённых ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

Самое главное, что без этих двух документов – плана закупок и плана-графика – учреждение не сможет начать ни одну закупочную процедуру.

Получается, что учреждения не могут повлиять на процесс распределения бюджетных ассигнований, за них всё решает ГРБС?

Да, процесс планирования закупок начинается при формировании проекта закона (решения) о бюджете с установлением объёма бюджетных ассигнований, когда ГРБС формирует предварительные сводные данные о будущих закупках и обосновывает их с учётом потребностей подведомственных учреждений (в данном случае – казённых).

Но сделать это он может, руководствуясь информацией, полученной от этих учреждений, в соответстбюджетных смет. Собственно говоря, план закупок является приложением к бюджетной смете, поскольку в нём расшифровываются цели, наименования, стоимость и прочие критерии товаров, работ, услуг, которые будут приобретаться для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой вывод следует из норм Бюджетного кодекса РФ.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 221 Кодекса бюджетная смета составляется с учётом объёмов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг, предусмотренных при формировании планов закупок в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Статья 72 Кодекса устанавливает положения о том, что государственные (муниципальные) контракты заключаются согласно плану-графику, сформированному и утверждённому в пределах лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, ГРБС должны работать в тесном взаимодействии со своими подведомственными учреждениями.

Подобная же логика присутствует и в части закупок бюджетных и автономных учреждений, только при обосновании бюджетных ассигнований на предоставление соответствующих субсидий и рассмотрении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности.

Существуют ли типовые планы закупок и планы-графики, которыми можно руководствоваться при составлении собственных документов?

На уровне Правительства РФ сегодня приняты два важных документа, которые содержат общие требования для определения субъектами РФ и муниципальными образованиями порядка планирования закупок. Это уже упомянутое постановление № 1043 и постановление № 10441. Данными актами утверждены формы плана закупки и плана-графика. Согласно поручению Правительства РФ в 2014 г. должны быть утверждены аналогичные акты для федеральных заказчиков.

Что представляет собой идентификационный код закупки?

соответствии со ст. 23 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки – это показатель, который указывается в плане закупок и плане-графике, и состоит из нескольких частей. В плане закупок – это код бюджетной классификации, по которому запланированы будущие расходы по заключению и исполнению контракта, код общероссийских классификаторов и сведения из каталогов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

…план закупок формируется на период действия закона (решения) о бюджете…

Также в коде закупки указывается источник финансового обеспечения. Для казённых учреждений (органов власти) это лимиты бюджетных обязательств.

Для бюджетных учреждений – расходы, отражённые в плане финансово-хозяйственной деятельности.

К примеру, казённое учреждение планирует закупать компьютеры. В плане закупки по коду закупки должны быть отражены соответствующие статьи (подстатьи) группы 300 КОСГУ, либо группы 200, если предполагаются какие-то работы по установке, подключению компьютеров. А также соответствующие им укрупнённые коды ОКПД.

В плане-графике эти компьютеры структурируются по кодам ОКПД, которые соответствуют конкретным видам техники (например, планшетный компьютер). Сколько разновидностей компьютеров учреждение планирует закупить, столько будет идентификационных кодов, т. е. строчек в плане-графике.

В какие сроки должны быть утверждены планы?

План закупок и план-график утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения лимитов бюджетных обязательств. А через три дня после этого оба плана должны быть размещены на официальном сайте (пока не действует Единая информационная система (ЕИС)). Таким образом, сроки ограничены, поэтому вполне логично, что проекты планов закупок и планов-графиков формируются в процессе составления закона (решения) о бюджете.

Известно, что сегодня усилен финансовый контроль за деятельностью государственных и муниципальных учреждений. Как это выражено в сфере закупок?

Дополнительно к ФАС, которая по Закону № 44-ФЗ осуществляет свои функ ции в сфере контроля за соблюдением конкуренции, проверять закупочную деятельность заказчиков, в т. ч. учреждений, будут органы госфинконтроля. На федеральном уровне это Росфиннадзор, на уровне субъектов РФ и муниципалитетов – либо структурное подразделение финоргана, либо самостоятельный орган государственного (муниципального) финансового контроля. Они осуществляют так называемый последующий контроль.

То есть правомерность планирования, обоснования, нормирования закупки, а также исполнение заключённых контрактов (например, почему при обосновании закупки в план закупки и в план-график был включён именно этот компьютер, установлено ли на него соответствующее программное обеспечение, используется ли он согласно обоснованию, которое было указано в плане-графике, и т. д.).

…степень детализации закупок в плане-графике каждый субъект РФ имеет право установить самостоятельно…

В рамках предварительного контроля, право осуществлять который предоставлено финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральному казначейству, будет осуществляться проверка на соответствие объёму финансового обеспечения, указанного в плане закупок, объёмам лимитов бюджетных обязательств, отражённых на лицевом счёте заказчика. То есть, по сути, должно быть дано разрешение размещать на официальном сайте (в ЕИС) план закупок. При этом если план закупок будет противоречить лимитам бюджетных обязательств либо план-график «не сойдётся» с планом закупок, то финансовый орган и Федеральное казначейство обязаны «завернуть» их и отправить на доработку. А вот сроки размещения планов на сайте (в ЕИС) останутся прежними, сдвигать их никто не будет. Соответственно, планы нужно будет переделывать в срочном порядке. Если учреждение не уложится в срок, то согласно КоАП РФ к нему будут применены административные санкции.

…план закупок и план-график утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения лимитов бюджетных обязательств…

Далее – извещение о закупке, различные протоколы, проект контракта, его условия – всё будет проверяться на их соответствие в части двух показателей (идентификационному коду закупки и объёму фин обеспечения) показателям плана-графика. При расхождении показателей ни один из документов не сможет быть размещён в ЕИС, и, следовательно, невозможно будет начать процедуру размещения закупки.

То есть такая техническая на первый взгляд процедура, как санкционирование или несанкционирование размещения на сайте закупочных документов, позволит исключить закупки, на осуществление которых в бюджете или в плане финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрены средства.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль