В сфере соцобслуживания созрели перемены

1013
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
С 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он заменит два ныне действующих федеральных закона – от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Новый нормативно-правовой акт закрепляет принципиально иное содержание понятия «социальная услуга».

К чему стремимся

Еще на стадии разработки авторы проекта закона отмечали в пояснительной записке, что причинами его появления являются негативные признаки, характеризующие нынешнюю систему социального обслуживания, а именно:

  • невозможность в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества;
  • региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг. Отметим, что данная проблема связана с тем, что соцобслуживание является полномочием органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Соответственно, вышеназванные критерии во многом зависят от возможностей бюджетов регионов;
  • сохраняющаяся в регионах на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях. Эта проблема в особенности характерна для социального стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – например, нередко очередь на размещение в психоневрологических интернатах достигает нескольких сотен человек.

В свою очередь, в письме Минтруда России от 05.02.2014 № 12-5/10/В-547 отмечено, что целями Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) является развитие системы, а также повышение уровня, качества и эффективности социального обслуживания граждан.

Исходя из вышесказанного, Законом № 442-ФЗ провозглашены новые принципы социального обслуживания, к которым относятся:

  • равный, свободный доступ граждан к соцобслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • приближенность поставщиков соцуслуг к месту жительства их получателей, достаточность количества поставщиков для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Минтруд России уполномочен подготовить

Минтруду России вменено в обязанность разработать множество документов с целью реализации Закона № 442-ФЗ. Это, в частности: форма заявления и примерная форма договора о предоставлении социальных услуг; форма индивидуальной программы обслуживания; рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах; методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг; нормы питания и нормативы обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг; примерное положение о структуре, порядке формирования, сроке полномочий, компетенции попечительского совета; примерный перечень социальных услуг по их видам. Помимо этого, министерство подготовит методические рекомендации по расчету потребностей регионов в организациях социального обслуживания.

Уточненные понятия

В соответствии с Законом № 442-ФЗ под социальной услугой теперь понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой, в т. ч. срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Понятие «клиент социальной службы» изменилось на «получатель социальных услуг». Кроме того, введены новые термины:

  • профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Под ней понимается система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Исходя из приведенной формулировки, профилактика в новом законе направлена не на предупреждение первоначального появления проблем, а на выявление и устранение тех причин, которые уже привели к ним;
  • социальное сопровождение. Включает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к соцуслугам, которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Субъекты системы

В систему социального обслуживания отныне входят шесть субъектов:

1 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, – Минтруд России;

2 орган госвласти субъекта РФ, осуществляющий предусмотренные Законом № 442-ФЗ полномочия в сфере социального обслуживания, – региональный орган соцзащиты населения;

3 организации обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, – государственные федеральные учреждения соцобслуживания;

4 региональные организации соцобслуживания – государственные учреждения социального обслуживания субъекта РФ;

5 негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации соцобслуживания, в т. ч. социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие соцуслуги;

6 индивидуальные предприниматели, осуществляющие соцобслуживание.

Как видим, данная система не предусматривает в своем составе муниципальных учреждений соцобслуживания. Это идет вразрез с имеющейся в отдельных регионах практикой, когда государственные полномочия субъекта РФ по социальному обслуживанию делегируются органам местного самоуправления. С учетом положений нового закона от подобного порядка регионам придется отказаться.

В государственных учреждениях социального обслуживания в обязательном порядке должны быть созданы попечительские советы (хотя подобная практика итак широко распространена).

Порядок соцобслуживания

Закон № 442-ФЗ делит предоставление социальных услуг на три формы:

1 социальное обслуживание на дому;

2 полустационарное обслуживание – предоставление социальных услуг в определенное время суток;

3 стационарное обслуживание – предоставление социальных услуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании получателя услуг в организации соцобслуживания.

Сами же услуги структурируются на восемь видов:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей соцуслуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за ними для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей соцуслуг для адаптации в социальной среде, в т. ч. оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей соцуслуг, формирование у них позитивных интересов (в т. ч. в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в т. ч. бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей соцуслуг;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала их получателей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т. ч. детей-инвалидов;
  • срочные соцуслуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения, юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей соцуслуг, экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов, священнослужителей и пр.).

Новая структура видов услуг в корне отличается от существующей – сейчас в ней не выделяется материальная и консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта.

Запомнить

Не допускается сокращать перечень социальных услуг, оказываемых в регионе, до вступления в силу Закона № 442-ФЗ.

В каждом регионе законом субъекта РФ должен быть установлен перечень социальных услуг, предоставляемых их поставщиками, на основе примерного перечня Минтруда России.

Из числа лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, Закон № 442-ФЗ исключает безработных граждан. Сохраняют такое право: несовершеннолетние дети, а также любые лица, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (здесь имеется в виду обслуживание на дому и в полустационарной форме).

Указанная величина устанавливается в каждом регионе законом субъекта РФ, но она не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, принятой в данном субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения.

Напомним, что согласно действующему законодательству по критерию дохода от оплаты любого вида соцобслуживания освобождаются граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают. Таким образом, новый закон расширяет круг лиц, которые будут обслуживаться бесплатно.

При этом субъекты РФ смогут устанавливать иные категории бесплатников. Очевидно, что в нее будут включаться, например, лица без определенного места жительства.

В соответствии с Законом № 442-ФЗ должен быть установлен порядок предоставления каждой социальной услуги (в разрезе ее форм и видов). В этот порядок включается: наименование социальной услуги, ее стандарт, правила предоставления (бесплатно, за плату или частичную плату), включая необходимый перечень документов1, требования к деятельности поставщика услуги и др.

В свою очередь, стандарт соцуслуги содержит: описание услуги, в т. ч. ее объем, сроки, условия предоставления (условия доступности для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности); подушевой норматив финансирования; показатели качества, оценку результатов и др.

Примерный порядок предоставления социальных услуг установит Минтруд России, а органы госвласти субъектов РФ – его конкретизируют.

Разработка данных документов является серьезной задачей, решение которой требует как полного переформатирования существующих региональных стандартов социальных услуг в соответствии со структурой их форм и видов, так и использования совершенно новых содержательных элементов - например, подушевого норматива и показателей результата услуги.

Запомнить

Тарифы на платные социальные услуги и порядок их взимания должны быть утверждены органами госвласти субъекта РФ на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

Индивидуальная программа

Ключевым элементом новой системы становится индивидуальная программа обслуживания. Применительно к конкретному гражданину она включает в себя форму соцобслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Программа составляется в двух экземплярах в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении соцобслуживания.

Запомнить

Индивидуальная программа обслуживания носит рекомендательный характер для получателя услуг, но обязательна для поставщика. Пересматривается такая программа не реже одного раза в три года.

Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования соцобслуживания. Обращаться за получением социальных услуг можно будет только в региональный орган соцзащиты населения. Этот же орган принимает решение о признании или непризнании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составляет индивидуальную программу, с которой гражданин обращается к тому или иному поставщику социальных услуг.

Таким образом, четко разделяются функции заказчика и поставщика услуги – по крайней мере формально поставщик не имеет отношения ни к принятию решений, ни к составлению программы. Однако следует отметить, что на первом этапе реализации закона региональные органы соцзащиты вряд ли будут готовы компетентно выполнять указанные функции и, скорее всего, фактически этим (как и сейчас) будут заниматься учреждения социального обслуживания.

Запомнить

Составление индивидуальной программы не требуется в случае оказания срочных социальных услуг.

Реестр поставщиков

Все субъекты РФ обязаны вести реестр поставщиков и размещать его на сайте регионального органа соцзащиты населения. Включение в реестр поставщиков осуществляется на добровольной основе.

Значимым обстоятельством является то, что наличие поставщика в реестре служит основанием для выплаты ему компенсации из бюджета, если поставщик не участвует в выполнении государственного задания (заказа), но оказывает гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой.

Иными словами, гражданин, получивший в региональном органе соцзащиты свою индивидуальную программу социального обслуживания, имеет право обратиться за этим обслуживанием не только в госучреждение, но и к другому поставщику. При этом полностью или частично оплата этого обслуживания будет производиться за счет бюджетных средств. Порядок выплаты и размер компенсации устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Кроме того, в субъекте РФ на основании данных, предоставляемых поставщиками услуг, будет вестись регистр получателей соцуслуг. Но в отличие от указанного реестра данная информация будет закрытой.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль