Реформирование ГК РФ: новые правила игры для учреждений

597
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ), который буквально перекроил гл. 4 «Юридические лица» ГК РФ. Изменения затронули как общие вопросы функционирования юрлиц, так и специфические аспекты, касающиеся некоммерческих организаций в целом и государственных (муниципальных) учреждений в частности. Расскажем о наиболее значимых новшествах.

Реформа гражданского законодательства, частью которой является Закон № 99-ФЗ, началась довольно давно. Еще пять лет назад была принята Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, далее – Концепция). Именно она задала основные направления реформы.

Одно из принципиальных положений закреплено в п. 7.2.1 разд. III Концепции, где сказано, что на нынешнем этапе совершенствования ГК РФ конструкция учреждения как юридического лица, не являющегося собственником имущества, может быть сохранена.

Надо отметить, что отношение авторов реформы к такому виду юридического лица, как учреждение, можно назвать отрицательным. В частных беседах некоторые из них называют учреждения советским реликтом. Конечно, в других странах тоже есть учреждения, но в отличие от наших они являются собственниками имущества. Тем не менее учреждения пока сохраняются. Но в перспективе законодатели собираются модернизировать их гражданско-правовое положение. Планируется, что учреждения когда-нибудь все же станут собственниками имущества и будут отвечать им по обязательствам перед кредиторами. Если это произойдет, то правовой статус учреждений будет максимально приближен к статусу фондов.

Новая классификация юридических лиц

Закон № 99-ФЗ разделил все юридические лица на два вида: корпоративные и унитарные (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Разница в том, что участники (учредители) корпоративных юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. Учредители унитарных юридических лиц, напротив, не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Очевидно, что государственные (муниципальные) учреждения по новой классификации относятся к категории унитарных юридических лиц. При этом деление учреждений на казенные, бюджетные и автономные остается без изменений.

Кстати, в ст. 123.21 ГК РФ дано новое определение учреждения. Впрочем, оно принципиально не отличается от старого. Учреждением по-прежнему признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Приносящая доход деятельность

В пункте 4 ст. 50 ГК РФ закреплено, что некоммерческие организации могут вести деятельность, приносящую доход. При этом обязательно одновременное соблюдение трех условий:

  • ведение такой деятельности должно быть предусмотрено уставом;
  • ведение такой деятельности должно служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им;
  • организация должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество, рыночная стоимость которого равна или превышает минимальный размер уставного капитала, предусмотренный для обществ с ограниченной ответственностью. На сегодня он составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Однако уже несколько лет обсуждается инициатива об увеличении этого порога до 500 000 руб.

Первые два условия едва ли можно назвать абсолютно новыми. Они существовали и прежде (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее – Закон № 174-ФЗ).

Но теперь уточнено, что возможность ведения приносящей доход деятельности должна быть закреплена именно в уставе, а не в учредительных документах. По мнению авторов реформы, у юридического лица должен быть только один учредительный документ – устав (п. 1.6 разд. III Концепции).

Третье условие – о наличии имущества – появилось впервые. Причем это требование вступило в силу еще 5 мая 2014 г. Введено оно для того, чтобы учреждение имело не формальную, а реальную возможность отвечать по долгам своим имуществом. Неясным остается только одно: кто и как должен определять рыночную стоимость и потребуется ли для этого независимый оценщик.

Прежде в ГК РФ говорилось о предпринимательской деятельности некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50). Однако законодатель решил использовать более корректный термин «приносящая доход деятельность». Такая деятельность должна носить дополнительный (вспомогательный) характер (п. 1.4 разд. III Концепции).

Ответственность учреждения и учредителя

Собственником имущества по-прежнему является учредитель. Учреждение же приобретает право оперативного управления (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). При этом вопросы ответственности учреждения и собственника урегулированы по-новому.

Главное изменение в том, что собственник имущества бюджетного и автономного учреждения теперь несет субсидиарную ответственность по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Причем это нововведение распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 г. (п. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, если обязательство возместить вред гражданину возникло после этой даты, то собственник имущества бюджетного или автономного учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

Раньше собственник имущества вообще не нес ответственности по обязательствам бюджетного и автономного учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

В остальных вопросах, связанных с ответственностью учреждений, изменений не произошло.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в т. ч. приобретенным за счет доходов от приносящей доход деятельности. Исключение составляют (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ):

  • особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных им средств;
  • недвижимое имущество независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление и за счет каких средств оно приобретено.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое закреплено за учреждением собственником или приобретено за счет выделенных им средств (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).

В то же время учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества (п. 3 ст. 123.22 ГК РФ).

Управление учреждением

По общему правилу руководителя учреждения назначает учредитель. При этом руководитель является органом учреждения (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ). Это значит, что свои права и обязанности учреждение реализует через руководителя.

Кстати, в п. 1 новой ст. 53.1 ГК РФ говорится, что органы управления юридического лица должны действовать в его интересах добросовестно и разумно. По требованию юридического лица или его учредителей они обязаны возместить убытки, причиненные по их вине юридическому лицу.

По решению учредителя могут быть созданы подотчетные ему коллегиальные органы учреждения (наблюдательный совет). Их компетенция, порядок создания и принятия решений определяются законом (например, ст. 10–12 Закона № 174-ФЗ) и уставом учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль