Что изменилось в ведении кассовых операций

903
С 1 июня 2014 г. вступил в силу новый порядок ведения кассовых операций, утвержденный указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). И хотя кардинальных изменений по сравнению с действовавшим ранее Положением № 373-П нет, все же имеется ряд важных новшеств, которые нужно учитывать в практической работе.

Расчет лимита остатка наличных денег

Несмотря на то что сами формулы, применяемые при расчете лимита остатка наличных денег, не изменились, с вступлением в силу Указания № 3210-У лимит нужно переутвердить (руководитель должен издать новый приказ о лимите). Объясним почему.

Новый порядок ведения кассовых операций закрепляет право организации самостоятельно выбрать один из способов для определения лимита остатка наличных денег:

  • исходя из объема поступлений наличных денег;
  • исходя из объема выдачи наличных денег.

Ранее второй способ применялся только при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (п. II приложения к Положению № 373-П). Поэтому в приказе об утверждении лимита остатка наличных денег не требовалось делать обязательное указание на выбранный способ расчета лимита. Теперь это сделать необходимо. Ниже приведен образец документа.

Напрямую об обязательности переутверждения лимита в законодательстве не сказано, однако необходимость приведения распорядительного документа об утверждении лимита в соответствие с нормами действующего порядка ведения кассовых операций следует из характера внесенных поправок.

Изменения для обособленных подразделений

В новом порядке введения кассовых операций устранено существенное методологическое упущение. В отношении обособленного подразделения в Положении № 373-П применялась формулировка «обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица» (п. 1.2 Положения № 373-П).

При этом официального разъяснения по поводу того, ограничиваются ли данные подразделения только филиалами и представительствами, не было.

В Указании № 3210-У этот вопрос решен однозначно. К обособленному относится подразделение юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).

Как и в ранее действовавшем порядке, выделены два способа утверждения лимита остатка наличных денег:

  • лимит утверждает обособленное подразделение по тем же правилам, которые применяют любые самостоятельные организации;
  • лимит для подразделения утверждает головная организация.

В старом порядке указывалось, что подразделение самостоятельно утверждает лимит, если для совершения операций по подразделению открыт отдельный счет (абз. 2 п. 1.2 Положения № 373-П). Теперь же по указанным правилам утверждает лимит любое подразделение, сдающее наличные деньги на счет организации (абз. 4 п. 2 Указания № 3210-У).

Для обособленного подразделения, сдающего наличные деньги в кассу учреждения, лимит утверждает головная организация (абз. 5 п. 2 Указания № 3210-У). Такой вариант чаще всего и будет применяться в государственном секторе.

В Указании № 3210-У сделано уточнение, которое в прежнем порядке ведения кассовых операций отсутствовало – экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом этому подразделению в установленном данным лицом порядке.

Из приведенной нормы следует, что учреждение самостоятельно определяет, каким образом направлять данный экземпляр распорядительного документа. Перечень применяемых способов может быть шире, чем пересылка по почте или передача курьером. На наш взгляд, можно направить по электронной почте отсканированную копию или же передать копию по факсу.

В Указании № 3210-У не сказано, в каком именно документе нужно установить порядок направления подразделению копии приказа об утверждении лимита. Лучше, если это будет письменный документ. Этот вопрос можно решить, например, в приказе об утверждении лимита остатка наличных денег (образец приведен ниже).

Выдача подотчетных сумм

Каких-либо ограничений на размер подотчетных сумм и срок, на который они могут выдаваться, в законодательстве по-прежнему нет. Однако требования к заявлению подотчетного лица о выдаче наличных несколько изменились.

В пункте 4.4. Положения № 373-П было сказано, что данное заявление должно в обязательном порядке содержать собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и сроке, на который выдаются средства. Теперь согласно п. 6.3 Указания № 3210-У заявление должно содержать запись о сумме наличных денег и сроке, на которые они выдаются, и подпись руководителя.

Таким образом, если руководитель не возражает против сумм и сроков, которые работник указал в заявлении на выдачу подотчетных сумм, ему не нужно дублировать эту информацию путем собственноручной записи. Заявление о выдаче подотчетных сумм по-прежнему оформляется в произвольном порядке (образец приведен ниже).

У бухгалтеров часто возникает вопрос, когда работник должен отчитаться по суммам, полученным под отчет на хозяйственные нужды, если срок их возврата не установлен.

В пункте 6.3 Указания № 3210-У сказано, что отчитаться по подотчетным суммам нужно не позднее трех рабочих дней после истечения срока, на который эти суммы выданы. То есть предполагается, что срок всегда будет установлен путем прямого указания на заявлении о выдаче подотчетных сумм.

При правильном понимании норм законодательства данный вопрос возникать не должен. Иногда в профессиональной литературе высказывается мнение, что если срок возврата не установлен, отчитаться по подотчетным суммам работник должен в тот же день, в который их получил. При этом дается ссылка на письмо ФНС России от 24.01.2005 № 04-1-02/704.

Довольно рискованно применять разъяснения налоговой службы при организации ведения кассовых операций. Поэтому хотелось бы предостеречь читателей от нарушений законодательства.

На наш взгляд, срок, на который выдаются подотчетные суммы на хозяйственные нужды, следует устанавливать всегда. Во всяком случае, это поможет избежать возможных разногласий с контролирующими ведомствами.

Оформление кассовых ордеров

Приходный кассовый ордер (ПКО). Сразу оговоримся, по-нашему мнению, никаких изменений в порядке оформления ПКО с вступлением в силу Указания № 3210-У не произошло. Однако при сопоставлении старых и новых правил у бухгалтеров может возникнуть следующий вопрос.

В пункте 3.2 Положения № 373-П было сказано, что кассир в обязательном порядке должен подписать квитанцию к ПКО, а затем, проставив на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции, передать квитанцию вносителю наличных денег.

Следует учесть!

В отличие от прежнего порядка Указание № 3210-У содержит специальные нормы в отношении документов в электронном виде (п. 4.7 Указания № 3210-У). Такие документы оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Они должны быть подписаны электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Документы, созданные с применением персонального компьютера и программного обеспечения без использования электронной подпи си, считаются документами, оформленными на бумажном носителе. Следовательно, их нужно распечатывать в установленном порядке.

А в соответствии с п. 5.1 Указания № 3210-У при выдаче наличных денег кассир подписывает ПКО, проставляет штамп на квитанции к ордеру и передает квитанцию вносителю. Об обязательном подписании квитанции к ПКО в Указании № 3210-У нупоминается.

Однако, по-нашему мнению, данное несоответствие значения не имеет. Реквизит «подпись кассира» в бланке квитанции к ПКО не исключен. Поэтому, несмотря на изменение формулировок, кассир по-прежнему обязан ставить подпись на квитанции к ордеру.

Расходный кассовый ордер (РКО). Отметим еще одно несоответствие между старыми и новыми правилами. В абзаце 1 п. 4.3 Положения № 373-П было прямо сказано, что получатель наличных денег должен был самостоятельно указать в РКО получаемую сумму (рубли – прописью, копейки – цифрами).

В соответствии с п. 6.2 Указания № 3210-У при выдаче наличных денег по РКО кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает ордер получателю наличных денег для проставления подписи. О необходимости попросить получателя собственноручно указать сумму денежных средств в законодательстве теперь не говорится.

Депонирование

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата, как правило, выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В случае если работники по не зависящим от работодателя причинам не получили заработную плату, в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат, оформляется депонирование сумм.

Следует учесть!

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на организацию – от 40 000 до 50 000 руб. Данное нарушение выражается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В расчетно-платежной (платежной) ведомости кассир:

  • проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись «депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги;
  • подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию;
  • сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной (платежной) ведомости;
  • проставляет свою подпись на расчетно-платежной (платежной) ведомости и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю).

Существенное отличие от прежнего порядка состоит в том, что Указание № 3210-У не содержит требования об оформлении реестра депонированных сумм.

Отметим, что для государственных (муниципальных) учреждений утверждена унифицированная форма Реестра депонированных сумм (ф. 0504047) (приложения 3, 4 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н). Никаких изменений в Приказ № 173н не вносилось.

На наш взгляд, это несоответствие носит в большей степени организационный характер. Реестр депонированных сумм составлять не нужно.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль