«В кассовом обслуживании всегда можно что-то улучшить»

429
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
2014 год привнес ряд изменений в кассовое обслуживание бюджетов. Также были оптимизированы сервисы государственных информационных систем, оператором которых является Казначейство России. Подвести итоги проделанной работы, а также рассказать о том, какие новшества ожидают учреждения государственного сектора в ближайшем будущем, мы попросили Юлию Викторовну Камардину, советника руководителя Федерального казначейства.

Одной из новаций 2014 г. стало введение приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н УИН – уникального идентификатора начисления. Каково его предназначение?

Реквизит УИН позволяет обеспечить сопоставление в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) сведений о начисленном платеже и факте его оплаты.

УИН состоит из 23 знаков. Он генерируется администратором поступлений при начислении платежа, например штрафа, и передается в ГИС ГМП. Плательщик указывает этот идентификатор в расчетном документе при оплате задолженности.

Кредитная организация передает информацию о факте оплаты начисленного платежа с указанием УИН в ГИС ГМП, из которой сведения поступают администратору. После этого плательщик получает запрашиваемую услугу.

УИН должен формироваться для всех поступлений в бюджет или это касается только штрафов и пошлин? Что делать плательщику, если этот реквизит администратором не указан?

По текущим платежам в бюджет генерировать УИН не нужно, а вот в отношении штрафов, пеней, недоимок, госпошлин и оплаты государственных (муниципальных) услуг это делать необходимо.

Хочу еще раз обратить внимание читателей, что УИН формирует только администратор поступлений, найти его значение самостоятельно либо сгенерировать плательщик не может.

Например, в постановлениях о взыскании штрафов ГИБДД этот реквизит уже генерируется, его можно указать в платежном документе. В том случае, если администратор значение этого показателя не предоставил, в реквизите «Код» расчетного документа указывается значение «0».

Внедрение УИН – не единственная новация Приказа № 107н. Также был осуществлен переход с 01.01.2014 на применение Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) взамен Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Возникают ли здесь какие-то сложности?

Думаю, здесь проблем возникнуть не должно. Код ОКТМО публично-правового образования, в бюджет которого перечисляются налоги, плательщик может узнать на сайте ФНС России или в налоговом органе по месту регистрации.

Для учета поступлений в бюджетную систему органы Федерального казначейства (ОФК) используют таблицу соответствия кодов ОКАТО и ОКТМО.

В случае если плательщик вместо кода ОКТМО указал код ОКАТО, в наших информационных системах осуществляется автоматическое перекодирование платежа, и деньги поступают в бюджет того муниципального образования, которому они предназначались.

Если плательщик указал неверный код ОКТМО, платеж относится к невыясненным поступлениям и подлежит уточнению в порядке, установленном приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н.

В целях оптимизации сервиса по уточнению невыясненных поступлений мы планируем в этом году реализовать на сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru вкладку для юридических лиц по поиску платежей, отнесенных на невыясненные поступления, которые подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Отыскать свой платеж юридическое лицо может по различным критериям: номеру, дате расчетного документа, сумме платежа, наименованию, ИНН, КПП плательщика, ИНН, КПП получателя, номеру банковского счета. Этот сервис поможет оперативно уточнить вид и принадлежность платежа.

Будут ли какие-либо новшества для финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований?

Начиная с 1 января 2015 г. обеспечение наличными деньгами учреждений и организаций уровня субъектов РФ и муниципальных образований будет осуществляться только ОФК.

В настоящее время в рамках положений БК РФ эта функция может выполняться как финансовыми органами, так и органами ОФК по соглашению.

Мы планируем реализовать для субъектов РФ и муниципалитетов сервис расчетов за приобретенные товары, работы, услуги с использованием корпоративных карт, который уже работает на федеральном уровне.

Ранее, с 1 января 2014 г., было обеспечено предоставление финансовым органам информации из расчетных документов юридических лиц о платежах, которые являются источниками формирования доходов их бюджетов. В развитие этого сервиса мы расширим состав передаваемой информации, дополнив его сведениями о произведенных возвратах плательщикам излишне или ошибочно уплаченных средств.

Частью 8 ст. 7 Федерального закона о федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. на Федеральное казначейство возложено полномочие по ведению с 2014 г. реестра соглашений (договоров). Для чего предназначен этот реестр? Каким образом он сейчас формируется?

Этот реестр предназначен для обеспечения информационной открытости и прозрачности бюджетного процесса. В рамках закона о бюджете главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС) должны обеспечить включение информации по всем предоставляемым субсидиям в реестр соглашений.

Данный процесс регулируется приказом Минфина России от 24.12.2013 № 136н. Он предусматривает поэтапное вступление в действие отдельных положений.

С 1 января 2014 г. информация в реестр соглашений направлялась через механизм учета бюджетных обязательств. Сканкопии сведений об обязательстве и соглашения о предоставлении субсидии, подписанные квалифицированной электронной подписью, в течение трех дней с момента заключения соглашения предоставлялись ГРБС в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

После проведения контроля представленных документов и присвоения учетного номера бюджетному обязательству ОФК осуществлял выгрузку всей необходимой информации и документов в реестр соглашений, размещенный на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации budget.gov.ru.

С 1 июля 2014 г. ГРБС самостоятельно размещает информацию из соглашения о предоставлении субсидии через систему личных кабинетов СУФД. Создается некий технический документ, который мы условно обозначили как сведения о соглашении.

Он автоматически проходит контроль на соответствие информации справочникам и классификаторам, после чего ГРБС передает его из СУФД-портала в автоматизированную систему Федерального казначейства (АСФК) на уровень Межрегионального операционного управления.

На основании этого технического документа управление формирует сведения об обязательстве, присваивает бюджетному обязательству, возникшему из соглашения о предоставлении субсидии, учетный номер. Далее информация выгружается в реестр соглашений. Из АСФК реестровая запись передается на Единый портал бюджетной системы. Эти данные может посмотреть любой внешний пользователь совершенно бесплатно.

Кассовое обслуживание бюджетов, несомненно, является тем направлением деятельности, где всегда можно что-то улучшить. Какие из достижений в этой области особенно значимы?

Действительно, мы постоянно стремимся оптимизировать наши сервисы и повышать качество оказываемых услуг.

В прошлом году мы обеспечили предоставление клиентам выписок из их лицевых счетов до 10.30 утра следующего дня после подачи ими платежных документов. Ранее отчетные документы предоставлялись клиентам на следующий рабочий день после получения выписки из учреждений Банка России, а это от трех до пяти дней с момента подачи клиентами платежных документов.

До этого момента финансисты не могли увидеть реальные остатки по своим лицевым счетам, а следовательно, не могли точно определить, в каком объеме проводить кассовые выплаты в текущий период времени.

Для решения этой проблемы мы ввели гибкий (скользящий) график работы специалистов наших территориальных органов, предусмотрели возможность обработки промежуточной выписки банка, протестировали нагрузку на прикладное программное обеспечение.

Сегодня свыше 90% территорий предоставляют выписку в установленные сроки. Работа по оптимизации этого сервиса продолжается.

К числу достижений также можно отнести запуск процесса автоматического санкционирования расходов федерального бюджета по кодам 211, 213 и 290 КОСГУ, т. е. тех расходов, для проведения которых не требуется предоставление документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

Этот сервис позволяет существенно оптимизировать процесс контроля, повысить его качество и снизить уровень трудозатрат на обработку документов.

Федеральное казначейство выполняет функцию оператора в отношении общероссийского официального сайта государственных и муниципальных закупок, портала государственных и муниципальных учреждений, ГИС ГМП, государственной информационной системы «Электронный бюджет» и Единого портала бюджетной системы как части «Электронного бюджета». В каком направлении сейчас ведется работа?

Начну с сайта закупок zakupki.gov.ru. В 2013 г. мы доработали его функционал для реализации Закона № 44-ФЗ, адаптировали инструментарий сайта под различные целевые аудитории, обеспечили возможность общественного обсуждения крупных закупок стоимостью свыше 1 млрд руб.

В этом году продолжается совершенствование механизма обсуждения миллиардных закупок посредством автоматизации всех этапов обсуждения, развивается функционал сайта для обеспечения контроля в рамках Закона № 44-ФЗ.

В части портала государственных и муниципальных учреждений bus.gov.ru мы обеспечили сервис личных кабинетов учредителя с возможностью использования различных аналитических инструментов. Однако главная цель – ориентация портала на потребителя, т. е. общество и граждан.

Для этого необходимо доработать дизайн сайта под различные целевые аудитории, расширить его аналитические возможности, обеспечить публикацию независимой оценки качества работы учреждений, реализовать мониторинг хода исполнения государственных заданий.

Что касается ГИС ГМП, в настоящее время мы вносим пакет поправок, предусматривающий новые роли участников системы, таких как, например, главный администратор платежей. Это позволит организациям, принимающим платежи в бюджетную систему, взаимодействовать с ГИС ГМП не только напрямую, но и через агрегаторов.

В 2014 г. необходимо организовать увязку ГИС ГМП с реестром доходных источников бюджетов. Это обеспечит контроль значений реквизитов платежа со стороны кредитных организаций и платежных агентов и исключит невыясненные платежи в бюджет.

А в перспективе система будет взаимодействовать с федеральным платежным шлюзом и функциональными подсистемами «Электронного бюджета», обеспечивая возможность осуществления расчетов через Интернет платежными картами.

Остался еще «Электронный бюджет».

Наша задача на 2014 г. – выполнить в соответствующей части разработку и передачу в опытную эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления закупками, учета и отчетности, а также управления расходами.

Отдельно хотелось бы сказать о Едином портале бюджетной системы budget.gov.ru. В этом году мы планируем реализовать через систему личных кабинетов на портале возможность доведения ГРБС до финансовых органов соглашений о предоставлении целевых средств в электронном виде.

Аналогичный сервис мы рассчитываем организовать в части возможности доведения учредителями соглашений о предоставлении субсидий на госзадание до подведомственных учреждений. В 2014 г. реализация этого механизма осуществляется в пилотном режиме.

Над какими проектами еще трудится Федеральное казначейство?

Один из основных проектов – это реформирование системы бюджетных платежей. Его концепция утверждена приказом Минфина России от 29.08.2013 № 227.

Почему потребовалось менять существующую систему бюджетных платежей?

Сегодняшняя система бюджетных платежей недостаточно эффективна. Федеральному казначейству в учреждениях Банка России и кредитных организациях открыто более 50 тыс. счетов. В рамках управления ликвидностью единого казначейского счета осуществляется многочисленный перевод средств между этими счетами.

По итогам реализации проекта по реформированию системы бюджетных платежей все открытые сегодня 50 тыс. счетов будут переведены в учетную систему Федерального казначейства.

Для этого оно получит статус прямого участника платежных систем, обеспечивающего расчеты публично-правовых образований с использованием единого казначейского счета, и свой идентификационный код. Клиентам будет предоставлен доступ ко всем расчетным услугам через систему лицевых счетов, открытых в Федеральном казначействе.

Осуществление проекта установит новые стандарты качества обслуживания клиентов, что позволит упростить многие процедуры, которые сегодня являются длительными и трудоемкими. Например, появится возможность проведения платежей в бюджетную систему через Интернет с использованием платежного шлюза.

Что нужно сделать в первоочередном порядке для претворения этих грандиозных планов в жизнь?

Конечно, необходимо серьезное правовое регулирование в первую очередь на уровне Бюджетного кодекса РФ.

По нашему мнению, в новой редакции кодекса должны появиться три отдельные главы: по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов, функционированию системы бюджетных платежей и по управлению ликвидностью единого казначейского счета.

Редакция статей новых глав уже подготовлена. Теперь нужно согласовать ее с Минфином России и обеспечить принятие новой редакции БК РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль