Как повысить качество непрестижной работы

832
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Социальная политика сегодня является одной из приоритетных стратегий государства. В соответствии с «майскими указами» Президента РФ в ближайшие годы в нашей стране должны быть приняты меры по обеспечению достойного существования каждого человека, улучшению качества и уровня его жизни. А это в т. ч. подразумевает системный и грамотный подход к сфере социального обслуживания населения. Каких принципов следует придерживаться при планировании и предоставлении социальных услуг, читайте далее.

Мы ждем перемен

Как мы уже писали на страницах нашего журнала, с 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ). Он придет на смену сразу двум федеральным законам - от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 195-ФЗ) и от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Новый нормативно-правовой акт кардинально меняет существующую систему социального обслуживания населения. Безусловно, в лучшую сторону. В том числе будет введен в действие новый порядок соцобслуживания.

Однако, пока в силе старое законодательство, будем опираться на его нормы. Тем более что в рамках данной статьи это не имеет принципиального значения.

Принципы работы

На сегодняшний день одним из значимых структурных элементов государственной системы соцзащиты населения являются комплексные центры социального обслуживания (далее – центры), работники которых призваны заботиться о гражданах, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Функциональное направление деятельности центров – социальное обслуживание на дому.

Исходя из положений ст. 9 Закона № 195-ФЗ и ст. 4 Закона № 122-ФЗ, такое обслуживание осуществляется путем предоставления социально-бытовых, социально-медицинских и иных услуг одиноким людям, а также гражданам, нуждающимся в постоянном или временном уходе в связи с утратой возможности самообслуживания в преклонном возрасте.

Услуги оказываются в объемах, определенных государственными стандартами, в соответствии с гарантированным перечнем услуг по социальному обслуживанию. Данный перечень не является исчерпывающим и утверждается с учетом потребностей населения соответствующего субъекта РФ (ст. 4 Закона № 122-ФЗ).

Отметим, что аналогичная норма закреплена в Законе № 442-ФЗ. Согласно ст. 9 законом субъекта РФ должен быть утвержден перечень социальных услуг, предоставляемых их поставщиками на основе примерного перечня Минтруда России.

В гарантированном перечне социальных услуг устанавливаются их периодичность, кратность и стоимость. Данные показатели учитываются при утверждении объемов бюджетных ассигнований в виде субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, которые, в свою очередь, включают трудозатраты на предоставление услуги.

Соответственно, от правильного определения трудозатрат зависит объем годового фонда оплаты труда и размер заработной платы социальных работников.

Запомнить

Социальное обслуживание строится на принципе доступности, предполагающей возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные гарантированные перечни.

Основанием для предоставления социальных услуг служит письменное заявление гражданина в органы социальной защиты населения.

С учетом характера затребованных услуг, компактности проживания нуждающихся, транспортных связей, наличия предприятий торговли, питания, бытового обслуживания и учреждений здравоохранения центром устанавливается определенная зона обслуживания на конкретного работника, формируются графики посещения опекаемых и индивидуальные планы. Данный план может корректироваться в зависимости от нужд клиентов.

Доступный выбор по потребностям

Принцип ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан направлен на то, чтобы социальная помощь была действительно нужной для них, чтобы люди ощутили помощь и поддержку со стороны государства. Достигается это посредством наличия перечня разнообразных социальных услуг, которые могут быть предоставлены гражданам, и выбора только тех из них, в которых заинтересован инвалид или пожилой человек.

Индивидуальный план

Итак, для каждого социального работника, задействованного в оказании услуг центра, составляется индивидуальный план социального обслуживания по каждому опекаемому. Кроме того, он действует в соответствии со своей должностной инструкцией.

За определенный период, например месяц, соцработник должен документально подтвердить выполнение своего индивидуального плана. В том числе зафиксировать дни посещения опекаемых граждан, время прихода и ухода, виды оказанных услуг. Сделать это можно в специально разработанной ведомости, где клиент отмечает (подтверждая своей подписью) удовлетворенность услугой. Примерное оформление такой ведомости представлено в табл. 1.

Контрольная ведомость предоставления социальных услуг
по индивидуальному плану соцработника

При этом рекомендуется подводить промежуточные итоги по количеству и качеству фактически оказанных услуг (за подписью опекаемого гражданина и социального работника) ежедневно.

По итогам месяца заведующие отделениями центра составляют отчеты о выполнении плана социального обслуживания.

Отчет представляет собой обобщенную информацию о фактически оказанных социальных услугах. На основании этих данных и установленных норм трудозатрат на разовое предоставление конкретного вида услуги производится расчет величины трудозатрат по всем услугам, оказанным в течение одного месяца.

Пример

Социальный работник О.Н. Прохорова в период с 1 по 16 августа 2014 г. оказала услуги в рамках индивидуального плана соцобслуживания девяти одиноким гражданам – клиентам центра и трем семейным парам. С 19 августа 2014 г. она ушла в отпуск.

По плану центра в августе 2014 г. было предусмотрено оказание услуг в количестве 1299, что составляет 434,64 единицы трудозатрат в соответствии с гарантированным перечнем социальных услуг субъекта РФ. Фактически социальным работником было оказано 750 услуг (255,67 единицы трудозатрат).

Кроме того, на период отпуска сотрудника А.П. Морозовой Прохоровой было поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня дополнительной работы по обслуживанию двух клиентов. Прохорова дополнительно оказала 89 услуг (27,95 единицы трудозатрат). Всего за период с 1 по 16 августа 2014 г. социальным работником было оказано 839 услуг (283,62 единицы трудозатрат).

На основе информации о трудозатратах по фактически оказанным услугам определяется процент выполнения индивидуального плана. Это количественный показатель эффективности оказываемых социальных услуг.

По условиям нашего примера норматив трудозатрат на оказание услуг по плановым показателям составляет 163,19 единицы трудозатрат, соответственно по фактически оказанным услугам он будет равен 88,12 единицы трудозатрат (12 дней фактически отработанных : 22 рабочих дня по плану × 163,19 единицы трудозатрат). Процент выполнения индивидуального плана составит 321,9 (283,62 единицы трудозатрат : 88,12 единицы трудозатрат × 100%).

При качественном выполнении дополнительной работы определенного объема и (или) содержания, в т. ч. за расширение зоны обслуживания, работнику производится доплата к заработной плате (ст. 151 Трудового кодекса РФ). Такая доплата относится к выплатам компенсационного характера.

Размер доплат социальным работникам определяется с учетом процента выполнения индивидуального плана, а их выплата осуществляется на основании соответствующего приказа руководителя учреждения (согласно нашему примеру размер доплаты составляет 221,9% от должностного оклада за фактически отработанное время).

Актуальной является проблема соотнесения содержания или объема выполняемой дополнительной работы с системой нормирования труда, принятой в учреждении, а соответственно и размером заработной платы. Ведь при поручении работнику одной или нескольких дополнительных работ резонно возникают вопросы: «Сможет ли он оказывать услуги дополнительно закрепленным гражданам, обслуживая в полном объеме основных клиентов? Позволяют ли ему это установленные нормы труда, в частности продолжительность рабочего дня (смены)? Не приведет ли дополнительная работа к фактическому сокращению содержания или объема оказываемых услуг основным клиентам?»

Запомнить

Доплата за выполнение дополнительной работы должна быть выше начисленной заработной платы, включающей МРОТ (Апелляционное определение Смоленского областного суда от 10.04.2012 № 33-894).

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно произвести сверку индивидуального плана социального работника и графика посещения закрепленных за ним клиентов. Выяснить наличие достаточного временного промежутка в графике с тем учетом, чтобы работник мог посетить дополнительного клиента и оказать ему услуги в соответствии с установленными стандартами.

Нарушения и контроль

Эффективность деятельности социального работника включает не только выполнение им индивидуального плана как такового, но и отсутствие нарушений при оказании услуг, а также жалоб со стороны обслуживаемых граждан (показатель удовлетворенности). В связи с этим в учреждении должна быть разработана действенная система внутреннего контроля, в т. ч. проверки документации социального работника по выполнению индивидуального плана.

В ходе таких проверок могут быть выявлены следующие нарушения:

  • в один и тот же промежуток времени социальный работник посещал двух клиентов, адреса проживания которых не совпадают и находятся в разных частях населенного пункта;
  • при фиксировании момента прихода и ухода клиента не учитываются нормы времени и труда на оказание соответствующего вида социальной услуги.

Нормативный документ

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено принятие мер по обеспечению роста профессионального уровня социальных работников, престижа данной профессии, уровня оплаты их труда. А также – максимального удовлетворения потребности граждан в предоставлении социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Наличие указанных нарушений может свидетельствовать о том, что работодателем не проанализированы пропорциональность распределения времени и обязанностей сотрудника, норм труда по основной и дополнительной работе. К примеру, отсутствует возможность социального работника в рамках установленных норм труда по основной должности выполнять качественно дополнительную работу определенного объема или содержания. Доплата в таком случае не будет носить компенсационный характер, соответствуя принципам разумности, справедливости, соразмерности оплаты труда.

На практике встречаются и такие нарушения, как приписывание в документации по выполнению индивидуальных планов дополнительно оказанных услуг, которые не были заявлены клиентом; неправильный расчет трудозатрат с целью завышения процента выполнения плана и соответственно размера доплат.

Причинами возникновения данных ситуаций являются невысокий уровень заработной платы социального работника, непрестижность профессии, что влечет за собой снижение эффективности и качества оказываемых услуг.

Устранить эти недостатки призван упомянутый выше Закон № 442-ФЗ.

мнение специалиста

Кирилл Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Согласно новому Закону № 442-ФЗ все субъекты РФ обязаны вести реестр поставщиков социальных услуг (в т. ч. негосударственных) и размещать его на сайте регионального органа соцзащиты населения. Включение в реестр осуществляется на добровольной основе. Наличие поставщика (который не участвует в выполнении государственного задания (заказа), но оказывает услуги в рамках индивидуальной программы нуждающегося гражданина) в реестре служит основанием для выплаты ему компенсации из бюджета. Порядок выплаты и размер компенсации устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Кроме того, в субъекте РФ на основании данных, предоставляемых поставщиками услуг, будет вестись регистр получателей социальных услуг. В отличие от реестра данная информация будет закрытой.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль