Новации и противоречия постановления № 583

765
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Еще в начале 2014 г. в постановление № 583 были внесены существенные изменения. Они касались всех типов федеральных учреждений – бюджетных, автономных и казенных. Однако так получилось, что новации прошли мимо многих пользователей. Между тем некоторые мелкие, казалось бы, поправки серьезно меняют представление о порядке организации системы оплаты труда. В данной статье рассмотрим основные нововведения документа.

Три в одном

С 31 января 2014 г. (дата вступления в силу изменений) нормы постановления № 583 распространяются на федеральные автономные учреждения.

Данная правка носит отчасти формальный характер, поскольку (как показывает анализ законодательства) существующие различия в управлении, порядке распоряжением имуществом, включая денежные средства, автономных и бюджетных учреждений никак не сказываются на вопросах оплаты труда их работников.

Тем не менее с целью упорядочения бюджетного процесса, а также в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «автономщиков» официально подтянули к общим правилам организации систем оплаты труда.

Введение новых систем оплаты труда осуществляется руководителями федеральных учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета – в отношении как своих работников, так и работников подведомственных учреждений. Это объясняется бюджетным статусом ГРБС, полномочия которого определены ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. В частности, в обязанности ГРБС входит планирование расходов соответствующего бюджета, ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований.

Обязательно к исполнению

Новая редакция постановления № 583 содержит принципиальные различия в подходе к формированию систем оплаты труда в федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждениях. И те, и другие опираются на положения об оплате труда работников по видам экономической деятельности, которые утверждает орган-учредитель по согласованию с Минтруда России.

Однако если для казенных учреждений указанные положения обязательны для исполнения, то для бюджетных и автономных – они носят рекомендательный характер.

То есть учредитель не может навязывать подведомственному бюджетному (автономному) учреждению определенный порядок организации системы оплаты труда (из-за чего на практике случались конфликты). А руководитель учреждения имеет право разработать положение об оплате труда самостоятельно, основываясь на рекомендациях учредителя и не нарушая трудовое законодательство.

При самостоятельном формировании положения автономным и бюджетным учреждениям следует учитывать наличие в правовых актах соответствующих расходных обязательств по оплате труда и свои финансовые возможности (в т. ч. получение дополнительных средств в рамках приносящей доход деятельности).

Согласно бюджетному законодательству расходные обязательства (т. е. обязательства, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета) должны быть обусловлены законом или иным нормативным правовым актом (указом, постановлением, приказом, распоряжением) федерального органа государственной власти. И если в федеральном бюджете не будут предусмотрены определенные виды расходов, например, на выплату материальной помощи, отдельные стимулирующие выплаты, то соответствующий федеральный орган не гарантирует исполнение взятого бюджетным или автономным учреждением на себя обязательства по оплате труда за счет средств федерального бюджета.

Запомнить

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в услови- ях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами согласно трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

То есть даже с казенного учреждения при наличии утвержденного учредителем положения об оплате труда не снимается обязанность по разработке и утверждению указанных внутренних документов.

В связи с этим у руководителей таких учреждений может возникнуть кредиторская задолженность по выплате заработной платы (при недостаточности средств от платной и иной приносящей доход деятельности).

Справочники и стандарты

С введением изменений, системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом трех документов: единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (это было и в прежней редакции постановления № 583) или профессиональных стандартов.

Основной проблемой, с которой может столкнуться правоприменитель, в частности руководитель учреждения или орган-учредитель, является частичное противоречие требований справочников и профстандартов.

Пример 1

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, работник, претендующий на должность инженера-программиста (программиста), должен иметь высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

В приказе Минтруда России от 18.11.2013 № 679н «Об утверждении профессионального стандарта «Программист» установлены требования: высшее образование, повышение квалификации и практический опыт работы в области разработки программного обеспечения не менее 1 года.

Гарантированные и стимулирующие выплаты

Одним из обязательных требований постановления № 583 является включение в положение об оплате труда всех установленных работнику выплат.

Это так называемые гарантированные выплаты – размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного характера, которые, как правило, не зависят от результатов труда работника. А также стимулирующие выплаты, размеры и условия осуществления которых, напротив, предполагают учет таких результатов.

Они устанавливаются в соответствии с положениями об оплате труда, утвержденными учредителями, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, определяющими систему оплаты труда в учреждении, трудовыми договорами исходя из разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда.

Запомнить

Исходя из положений Постановления № 583, использовать квалификационные требования справочника и профстандарта одновременно, применительно к одной и той же должности не рекомендуется. Руководствуясь вопросами целесообразности, следует выбрать наиболее оптимальный вариант требований и на их основе обеспечить прием работника, оформить с ним трудовой договор (эффективный контракт).

Пример 2

Работнику осуществляется денежная выплата (надбавка) в размере 5000 тыс. руб. в месяц. Критериями установления денежной выплаты являются:

  • своевременность и обоснованность оказания медицинской помощи, правильность выполнения медицинских процедур. Оценка по данному критерию производится с учетом следующих показателей:
    • отсутствие случаев летальных исходов, обусловленных недостатками… Значение показателя составляет – 50%;
    • отсутствие случаев нарушений укомплектованности… Значение показателя составляет – 20%;
  • наличие жалоб на организацию медицинского обслуживания. Показателем выполнения данного критерия является отсутствие жалоб в течение месяца. Значение показателя составляет – 30%.

Денежная выплата начисляется в случае выполнения всех показателей с суммарным значением 100%. При невыполнении одного из перечисленных показателей денежная выплата не начисляется. В случае применения в отношении медицинского работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него дополнительным соглашением должностных обязанностей работодатель не начисляет денежную выплату за месяц, в котором имелось дисциплинарное взыскание.

Денежная выплата начисляется пропорционально фактически отработанному времени в пределах установленной продолжительности рабочего времени работника. Денежная выплата осуществляется ежемесячно, одновременно с выплатой заработной платы.

Запомнить

Нормы, регулирующие предельные объемы стимулирующих выплат и источники их формирования (финансирования) из постановления № 583 исключены.

В новой редакции постановления № 583 отсутствует ранее действовавший механизм поощрения, в соответствии с которым ГРБС могли централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных казенных учреждений, и впоследствии использовать их в зависимости от исполнения учреждением целевых показателей эффективности работы, установленных ГРБС. Дело в том, что теперь все виды стимулирующих выплат имеют прямую зависимость от достижения работником показателей и критериев оценки эффективности его труда.

Изменился и подход к формированию размера должностного оклада руководителя федерального учреждения. Он определяется трудовым договором и зависит от сложности труда, в т. ч. с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости федерального учреждения.

Предполагается, что такая зависимость должна быть прямой, т. е. чем больше людей находится в управлении руководителя, чем более значима экономическая (социальная) деятельность учреждения, тем выше должен быть размер должностного оклада.

Тем не менее целесообразно также учитывать количество заместителей руководителя учреждения, наличие в штатном расписании должностей президента, финансового директора и прочих лиц, которые предполагают уменьшение управленческой нагрузки, а следовательно, и масштаб управления.

Ранее руководителю федерального бюджетного учреждения выплаты стимулирующего характера устанавливались с учетом достижения показателей государственного задания из расчета до 5% плановых показателей по выплатам на оплату труда, предусмот ренных планом финансово-хозяйственной деятельности. Сейчас 5-процентное ограничение расчета исключено, но по аналогии с требованиями о стимулировании работников федеральных учреждений, предусмотрена обязательная оценка достижения руководителем, а также возглавляемым им учреждением, показателей эффективности деятельности.

Одним из показателей эффективности работы руководителя может выступать «рост средней заработной платы работников федерального учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом» (без учета повышения размера заработной платы в соответствии с указаниями Правительства РФ). Соответствующее решение принимает орган-учредитель.

В целях обеспечения единообразной правоприменительной практики постановлением № 583 предусмотрено, что соотношение средней заработной платы руководителей и работников федеральных учреждений должно рассчитываться за календарный год.

Сам же размер среднего заработка определяется согласно методике, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статистического наблюдения, утвержденной Росстатом.

В соответствии со ст. 275 Трудового кодекса РФ в постановлении № 583 предусмотрено обязательное определение условий оплаты труда руководителей в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

Запомнить

В пункте 9 постановления № 583 внесено уточнение, что главные распорядители средств федерального бюджета устанавливают руководителям федеральных учреждений выплаты стимулирующего характера (раньше фраза звучала иначе – «могут устанавливать»). То есть сейчас это прямо вменено в обязанность учредителя.

Виды персонала

Нормативный документ

В соответствии с приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 средняя заработная плата в целом по организации является расчетным показателем и исчисляется в среднем на одного работника или на единицу отработанного им времени. Средняя заработная плата исчисляется отдельно по каждой категории работников: среднесписочной численности работников; средней численности внешних совместителей; средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средний заработок рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность той же категории работников (среднемесячная зарплата) или на количество отработанных ими человеко-часов (среднечасовая зарплата) за определенные периоды времени (период с начала года, год).

При определении среднемесячной заработной платы на одного работника с начала года, за год необходимо полученное число разделить на количество месяцев в периоде.

В постановление № 583 введены новые понятия – «вспомогательный персонал», «административно-управленческий персонал» федеральных учреждений, а также дана более четкая формулировка термина «основной персонал федерального учреждения».

Так, ранее под нее подпадали любые работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Сейчас к категории основного персонала отнесены работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы) физическим лицам и организациям, направленные на достижение определенных уставом целей деятельности, а также их непосредственные руководители.

Представляется, что к основному персоналу будут относиться должности (профессии), прямо указанные в отраслевых квалификационных характеристиках (за исключением должностей руководителей учреждений, их заместителей, президентов и прочих лиц, подпадающих под категорию «административно-управленческий персонал»).

Перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу федеральных казенных учреждений, определяется органами-учредителями.

Определен также допустимый размер доли, приходящейся на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда (далее – ФОТ) федеральных учреждений – не более 40% (соответственно на основной персонал в ФОТ должно приходиться не менее 60%).

С учетом положений бюджетного законодательства скорректирован порядок формирования ФОТ.

Так, ФОТ работников федерального казенного учреждения формируется исходя из объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на обеспечение выполнения функций учреждения в части оплаты труда работников.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль