Спасет ли заказчика банковская гарантия

1006
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
Одной из основных целей Закона № 44-ФЗ является максимальное предотвращение неэффективного использования бюджетных средств одновременно с получением заказчиком наиболее качественных товаров (работ, услуг). Однако любая, даже самая тщательная подготовительная работа на стадии выбора исполнителя контракта и оформления договорных отношений не гарантирует своевременного получения необходимого результата. Помешать этому может не только прямая недобросовестность контрагента, но и задержки со стороны поставщиков исполнителя госконтракта, неверная оценка им своих технических возможностей, отсутствие квалифицированного персонала. Вместе с тем госзаказчику необходимо быть защищенным от подобных рисков.

Давно забытое старое

Для того чтобы интересы заказчика оставались защищенными и бюджет не нес финансовых потерь в виде как уже оплаченных неисполнившему обязательства лицу сумм, так и расходов на привлечение нового исполнителя, Закон № 44-ФЗ предусматривает обязательное предоставление обеспечения исполнения контракта. Одним из видов такого обеспечения является банковская гарантия. И хотя такой вид обеспечения существует уже достаточно давно, для многих государственных заказчиков банковская гарантия является формальным документом, который затребуют при подписании контракта, но забывают на стадии его исполнения.

Между тем банковская гарантия является очень действенным способом защиты интересов заказчика (и, как следствие, выделяемых ему бюджетных средств).

Требования к банкам

Банковская гарантия, согласно ст. 368 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), представляет из себя письменное обязательство банка или иного кредитного учреждения (гаранта) уплатить кредитору принципала (лица, за которое выдана гарантия), денежную сумму по представлении бенефициаром требования о ее уплате.

Принципалом при заключении государственного контракта будет выступать выигравший исполнитель, бенефициаром – государственный заказчик, в интересах которого заключается контракт. В случае если в процессе договорных отношений исполнитель свои обязательства нарушит, заказчик будет иметь право потребовать у выдавшего гарантию банка уплаты суммы по гарантии, в определенных такой гарантией размерах и порядке.

На первом этапе, когда данный способ обеспечения исполнения контракта начинал применяться, требования к банковской гарантии, в т. ч. к банку-гаранту, ограничивались только ГК РФ. То есть гарантом могло выступать любое кредитное учреждение, имеющее соответствующую лицензию. Причем у заказчика отсутствовали возможности по проверке выданных гарантий, в т. ч. по оценке реальной платежеспособности выдавшего гарантию банка.

Такая ситуация оставляла возможности для множества злоупотреблений:

  • предоставление откровенно фальшивых документов;
  • оформление формально правильных банковских гарантий, но не отраженных на балансе банка.

Дело в том, что выдача гарантии сопровождается жесткими требованиями к резервированию банком средств на возможные потери. Не желая осуществлять такое резервирование, влекущее ухудшение общих финансовых показателей, банки практиковали так называемые «забалансовые» гарантии, по сути не обеспеченные активами банка, т. е. получение обес печения по которым могло стать затруднительным.

Закон № 44-ФЗ учел все недочеты в этой сфере и расширил требования к банкам-гарантам. Начиная с 1 января 2014 г. банковская гарантия в сфере госзакупок может приниматься, только если выдавший ее банк:

1 включен в перечень банков, имеющих право выдавать гарантии в сфере налогообложения (ст. 74, 176.1 Налогового кодекса РФ). Актуальный перечень таких банков по состоянию на первое число каждого месяца размещается на сайте Минфина России.

Эти банки должны отвечать определенным требованиям – иметь лицензию на осуществление банковской деятельности, собственный капитал не менее 1 млрд руб., соблюдать все предусмотренные Центробанком России нормативы. Во избежание споров об обоснованности принятия банковской гарантии подтверждение соответствия банка таким требованиям на момент выдачи лучше зафиксировать документально. Для этого можно сделать скриншот соответствующих страниц сети Интернет и заверить их печатью учреждения и подписью ответственного лица. Данные документы помогут избежать вопросов со стороны контролирующих учреждение органов, если по каким-либо причинам история данных на соответствующих сайтах не будет сохранена;

2 в обязательном порядке включает сведения в реестр банковских гарантий. Срок включения сведений – не позднее одного дня с момента выдачи гарантии. Такой реестр будет формироваться в единой информационной системе (ЕИС). При отсутствии этих данных в реестре заказчик не вправе принять гарантию в качестве обеспечения.

Нормативный документ

В настоящее время Правительством РФ приняты Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий (постановление от 08.11.2013 № 1005).

Приказом Минфина России от 18.12.2013 № 126н «О порядке формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий» (далее – Приказ № 126н) установлено, что до введения в эксплуатацию ЕИС размещение информации о гарантиях будет производиться на официальном сайте www.zakupki.ru. Просмотр такой информации доступен всем заказчикам.

Сведения о выданной гарантии, которая может быть принята в качестве обеспечения, в обязательном порядке должны содержать (п. 9 Приказа № 126н):

  • наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН;
  • наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства его аналог;
  • наименование, место нахождения заказчика, ИНН;
  • денежную сумму, подлежащую уплате банком в случае неисполнения поставщиком требований Закона № 44-ФЗ;
  • срок действия банковской гарантии;
  • идентификационный код закупки;
  • копию заключенного договора банковской гарантии;
  • копию документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии).

Запомнить

Установление требования об обеспечении заявки и обеспечении контракта по Закону № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 96) является обязательным для госзаказчика.

Требования к гарантии

Сама банковская гарантия должна отвечать следующим обязательным требованиям (ч. 2, 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ):

1 быть безотзывной, т. е. содержать условие о том, что выдавший гарантию банк не может в одностороннем порядке отозвать свое обязательство до истечения срока действия гарантии;

2 содержать сведения об обязательствах, которые обеспечиваются банковской гарантией, и о ее сумме;

3 включать ответственность банка-гаранта по выплате бенефициару (госзаказчику) неустойки за просрочку исполнения обязательств по гарантии в размере 0,1% от подлежащей уплате суммы за каждый день просрочки;

4 содержать условие о том, что обязательства гаранта считаются исполненными только после поступления суммы по гарантии на счет заказчика (а не в момент списания средств со счета банка-гаранта);

5 иметь срок действия:

  • не менее двух месяцев с момента окончания срока приема заявок на участие в процедуре определения поставщика (исполнителя) – для гарантий в обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов согласно ст. 44 Закона № 44-ФЗ;
  • не менее одного месяца с момента окончания срока действия контракта, в обеспечение которого гарантия выдана (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ);

6 содержать перечень документов, который заказчик предоставляет гаранту одновременно с требованием об уплате суммы по гарантии. Этот перечень определен постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

Так, необходимо указать в гарантии и в обязательном порядке предоставить банку-гаранту (при наличии оснований для выплат по гарантии):

  • платежное поручение, подтверждающее перечисление заказчиком аванса исполнителю, с отметкой об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
  • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность);

7 содержать условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии – для случаев, когда такое условие было предусмотрено закупочной документацией.

Права учреждения

У учреждения как государственного заказчика появилось определенное Законом № 44-ФЗ право отказаться от принятия банковской гарантии при несоответствии ее требованиям ст. 45 указанного закона. В частности, причины для отказа могут быть следующие:

  • отсутствие информации о гарантии в реестре банковских гарантий;
  • несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ;
  • несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Если в процессе исполнения контракта, обеспеченного банковской гарантией, у заказчика появляются основания для получения обеспечения по гарантии, порядок действий будет следующий:

1 в банк подается письменное требование с приложением указанных в гарантии документов;

2 в требовании должно быть указано, в чем именно состоит выявленное нарушения;

3 банк-гарант в установленный в гарантии срок рассматривает заявленное требование и либо перечисляет на счет заказчика сумму гарантии, либо предоставляет мотивированный отказ. При этом основаниями для отказа могут быть только недостаточность приложенных к требованию документов либо заявление требований по окончании срока гарантии (ст. 376 ГК РФ).

Запомнить

Заказчику в случае отказа от принятия банковской гарантии в обязательном порядке надо разместить информацию об отказе в реестре банковских гарантий с указанием кода причины отказа (пп. 10, 23 Приказа № 126н).

Если банк обанкротился

В связи с усилившимся в последнее время контролем в банковской сфере учреждение-заказчик может столкнуться с ситуацией, когда у выдавшего гарантию банка (уже после такой выдачи) будет отозвана лицензия на совершение банковских операций.

Как следует поступать в такой ситуации? К сожалению, ни Закон № 44-ФЗ, ни законодательство о деятельности банковских организаций четкого ответа на этот вопрос не дает. Однако можно выделить следующие основные моменты.

Общие последствия отзыва банковской лицензии определены ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности».

Последствия для заказчика будут отличаться в зависимости от того, были ли предъявлены к банку на момент отзыва лицензии требования по выданной гарантии или нет.

Если исполнителем по госконтракту уже были допущены нарушения и соответствующий пакет документов был передан банку, то с момента отзыва лицензии срок исполнения обязательств по такой гарантии будет считаться наступившим. Получение исполнения будет осуществляться по правилам законодательства о банкротстве кредитных организаций.

Учреждению необходимо будет подать требование с подтверждающими документами временной администрации банка, которая по результатам проверки обоснованности включит его в реестр кредиторов в порядке пп. 8–10 ст. 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Если же основания для предъявления требований к банку на момент отзыва лицензии у учреждения будут отсутствовать, ситуация может развиваться по двум направлениям.

Более предпочтительным для заказчика будет предложить участнику заменить ранее выданное обеспечение на меньшее, с учетом уже принятого исполнения по контракту. Однако ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ предоставляет только право исполнителю произвести такую замену, но не обязывает его делать это и тем более не дает заказчику право требовать такой замены.

Соответственно, если исполнитель откажется от замены, у заказчика останется единственная возможность – предъявлять требования уже в процессе банкротства банка-гаранта. В этом случае шансы на получение соответствующих сумм, к сожалению, будут минимальны.

Дело в том, что все предъявляемые к банку в процессе банкротства требования можно поделить на несколько укрупненных категорий:

1 текущие требования – к ним будут отнесены текущие коммунальные и общехозяйственные платежи, расходы на оплату временной администрации, иные подобные расходы, непосредственно связанные с процессом ликвидации;

2 реестровые требования кредиторов – срок исполнения по которым наступил на дату отзыва лицензии и которые не позднее установленного конкурсным управляющим срока были заявлены для включения в реестр;

3 так называемые зареестровые требования – либо требования кредиторов, которые не успели своевременно подать заявления на включение в реестр, либо требования, возникшие уже после закрытия реестра кредиторов и не относимые при этом к текущим. Именно к этой категории, вероятнее всего, и смогут быть отнесены требования заказчика по банковской гарантии. Вероятность получения денег по зареестровым требованиям минимальна – на практике имущества банкрота с трудом хватает на покрытие даже реестровых требований.

Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, заказчику следует уделять самое пристальное внимание проверке соответствия банка-гаранта всем законодательно установленным требованиям.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль