Автоматизация контроля закупок поручена казначеям

934
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ Федеральное казначейство является одним из органов контроля в сфере закупок. Расскажем, каким образом ведомство в настоящее время выполняет возложенные на него полномочия и как планирует расширять свой функционал в ближайшей перспективе.

Информационный ресурс – основа контроля

Статьей 4 Закона № 44-ФЗ предусмотрено создание единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), которая во взаимодействии с иными системами обеспечит формирование и размещение предусмотренных законом данных, а также контроль их соответствия законодательству в порядке, установленном Правительством РФ.

До ввода ЕИС в эксплуатацию необходимая информация размещается на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ), оператором которого является Федеральное казначейство. В этой связи оно обеспечило доработку официального сайта в соответствии с требованиями Минэкономразвития России.

На сайте реализована возможность размещения планов-графиков закупок в структурированном виде согласно приказу Минэкономразвития России № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013.

Кроме того, функционал сайта позволяет размещать сведения о закупках для 13 новых способов определения поставщиков, таких как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и т. д.

Также на сайте реализована подсистема размещения дополнительной информации о закупках и контрактах. С ее помощью заказчик может формировать в личном кабинете отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта и информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рамках реализации требований Закона № 44-ФЗ введен в промышленную эксплуатацию модифицированный реестр недобросовестных поставщиков, доработанный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062.

На текущий момент на официальном сайте закупок зарегистрировано свыше 240 000 организаций-заказчиков. При этом с 1 января 2014 г. со вступлением в действие Закона № 44-ФЗ их количество увеличилось почти на 2000. Экономия по контрактам с начала 2014 г. по состоянию на 1 июня 2014 г. составила более 95 072 млн руб.

Для удобства пользователей сайта в целях обеспечения однократного ввода данных при проведении открытых аукционов на электронных площадках обеспечено интеграционное взаимодействие официального сайта и электронных площадок. Кроме того, в случае если заказчики при подготовке документов применяют внешние информационные системы, обеспечена возможность интеграции официального сайта и этих информационных систем.

Инструменты контроля

Реестр контрактов. Законом № 44-ФЗ на Федеральное казначейство возложены следующие полномочия:

  • ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ);
  • ведение реестра контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (ч. 7 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, п. 10 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084);
  • обеспечение заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Закона № 44-ФЗ, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронных подписей (ч. 5.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Эти задачи для Федерального казначейства не новы, ранее оно уже администрировало реестр контрактов и обеспечивало выдачу ключей электронных подписей, являясь оператором общероссийского официального сайта закупок zakupki.gov.ru.

В соответствии с ч. 22 ст. 112 Закона № 44-ФЗ реестр контрактов ведется на основе реестра, сформированного в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона. В этой связи до ввода в эксплуатацию ЕИС размещение реестра контрактов, заключенных заказчиками, осуществляется на общероссийском официальном сайте закупок.

Порядок ведения реестра контрактов существенно не изменился. Закон № 44-ФЗ лишь расширил состав информации, подлежащей включению в реестр, в части сведений о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, а также документов о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) и идентификационного кода закупки.

Срок направления заказчиками информации для включения в реестр контрактов остался прежним – в течение трех рабочих дней с момента заключения, изменения, исполнения либо расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Доработанный реестр контрактов позволяет размещать сведения о заключенных контрактах как в соответствии с Законом № 94-ФЗ, если контракт заключен до 1 января 2014 г., так и в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 103 Закона № 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 данного закона. Сейчас этот контроль реализован для казенных учреждений в рамках санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств. В дальнейшем он будет распространяться на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ, через механизм учета бюджетных обязательств.

Реестр банковских гарантий. Частью 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, п. 3 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, на Федеральное казначейство возложены полномочия по ведению реестра банковских гарантий.

Этот инструмент позволяет исключить вероятность использования поддельных банковских гарантий, повышает уровень доверия к банкам, выступающим гарантами. С 31 марта 2014 г. вступила в действие норма, согласно которой основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является, в частности, отсутствие информации о ней в указанном реестре.

В этой связи Федеральным казначейством с 1 января 2014 г. обеспечена возможность формирования банками, выдающими банковские гарантии, и заказчиками информации и документов, включаемых в реестр банковских гарантий, а также размещения реестровых записей на официальном сайте закупок.

С 31 марта 2014 г. обеспечено ведение реестра банковских гарантий в части всех положений приказа Минфина России от 18.12.2013 № 126н, за исключением отложенных норм, вступающих в силу 1 января 2015 г., 1 января 2016 г.

В настоящее время в реестре банковских гарантий размещено более 30 000 записей. Наибольшее количество записей приходится на Объединенный Кредитный Банк (4020 записей на общую сумму около 4 млрд руб.), Сбербанк России (3232 записи на общую сумму около 17 млрд руб.), а также Владикавказский Коммерческий Банк (1273 записи на сумму более 1,6 млрд руб.).

Общественное обсуждение крупных закупок. В целях повышения прозрачности закупочного процесса на сайте www.zakupki.gov.ru создан специальный раздел для обсуждения закупок стоимостью свыше 1 млрд руб.

В нем в удобной для восприятия форме с расширенными возможностями поиска отображаются проводимые заказчиками обсуждения крупных закупок.

Сведения о проведении таких обсуждений размещаются в этом разделе автоматически при публикации на сайте извещений с начальной ценой 1 млрд руб. и выше. Каждый поставщик, который откроет извещение о проведении закупки, сразу получит возможность перейти к ее обсуждению.

Сайт автоматически информирует заказчика о поступлении новых комментариев пользователей в теме обсуждения. Заказчик в своем личном кабинете может просматривать эти комментарии и давать на них ответы.

Теперь общественному обсуждению подлежат не только закупки, но и планы-графики закупок со стоимостью более 1 млрд руб. Это позволит выявлять переоцененные закупки уже на этапе планирования.

Такой сервис способствует повышению доступности информации о проведении общественных обсуждений крупных закупок, снижению трудозатрат заказчиков и потенциальных поставщиков.

Ближайшие перспективы

С 1 января 2016 г. в соответствии с нормами ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ на Федеральное казначейство возлагается контроль:

  • за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
    • в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
    • в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
    • в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
    • в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
    • в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиях контрактов.

Следует учесть!

Федеральное казначейство осуществляет контроль в отношении федеральных заказчиков. По соглашению с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований, органы управления государственных внебюджетных фондов могут передать полномочия по контролю Федеральному казначейству.

Требования к осуществлению указанных направлений контроля будут разрабатываться Правительством РФ в 2015 г. Их реализация будет осуществляться в подсистеме управления закупками государственной интегрированной системы «Электронный бюджет». В отношении документов федеральных заказчиков контроль будет полностью автоматическим.

Таким образом, контроль будет осуществляться по всем документам, предусмотренным Законом № 44-ФЗ: плану закупок, плану-графику, извещению о проведении торгов, протоколам о проведении процедур определения поставщиков, реестру контрактов, самому контракту.

Например, при размещении планов закупок будет автоматически контролироваться непревышение доведенных заказчику и отраженных на его лицевом счете ограничений (например, лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений), а также соответствие указанной информации данным планов-графиков.

В 2015 г. Федеральное казначейство с участием своих территориальных органов планирует запустить пилотный проект по контролю планов-графиков заказчиков федерального уровня на соответствие информации об объеме утвержденного и доведенного финансового обеспечения, а затем и по контролю планов закупок с целью проверки эффективности реализованных механизмов контроля.

Во II полугодии 2015 г. планируется приступить к опытной эксплуатации единой информационной системы и подсистемы управления закупками в рамках системы «Электронный бюджет», что обеспечит полный сквозной бизнес-процесс управления закупками в Российской Федерации.

И с 1 января 2016 г. предполагается обеспечить требования Закона № 44-ФЗ с использованием ЕИС и системы «Электронный бюджет». В 2014 г. будет разработана технология осуществления указанных контрольных полномочий. Кроме того, совместно с Минэкономразвития России и Минфином России Федеральное казначейство продолжит выстраивать методологию в целях дальнейшей реализации положений Закона № 44-ФЗ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль