В поисках экономической эффективности

370
В нормативных документах часто используются термины «эффективность здравоохранения», «эффективность организации», «эффективный контракт с работником». В чем суть каждого из них и как грамотно встроить менеджмент медицинского учреждения в экономическую стратегию развития организации, рассказывает наш эксперт.
  • Что такое эффективность и как она различается, если речь идет об отрасли здравоохранения в целом, конкретном учреждении и враче? Правильно ли выделять «экономическую эффективность» и «просто эффективность»?
  • Можно привести следующие основные определения эффективности, которые используются на всех уровнях управления в здравоохранении. Эффективность деятельности медицинских организаций – это соотношение между результатами деятельности и затратами, связанными с их достижением. Как правило, в этом случае «эффект» означает «полученный результат» без соизмерения с организационно-управленческими, материально-техническими и иными факторами организации лечебного процесса. Последние принято делить на трудовые факторы (кадровый потенциал, оплата труда и мотивация), капитал (оборудование, его производительность), материальные затраты (прямые и косвенные), финансы (с учетом соотношения средств, полученных из источников обеспечения основной деятельности и от деятельности, приносящей доход). Итоговая эффективность зависит от грамотного управления всеми факторами организации деятельности.
    Социальная эффективность деятельности объектов здравоохранения – это соотношение между выполненными объемами медпомощи (в рамках стандартов, установленных государством, с учетом достижения плановых показателей общественного здоровья и здравоохранения), и размером выделяемых для этого финансовых ресурсов (субсидий на выполнение госзадания, средств ОМС, иных средств целевого финансирования).
    Медицинская эффективность – это достижение желаемого уровня индивидуального здоровья граждан (исходов лечения) в сравнении с фиксированными затратами (в рамках унифицированных технологий оказания медпомощи населению).
    Экономическая эффективность - это соотношение размеров финансовых средств, привлеченных из бюджетных и внебюджетных источников, и фактических расходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), с учетом выполнения плановых объемов деятельности.
    Социально-экономическая эффективность – это соотношение между объемами и стоимостью минимальных стандартов медицинского обеспечения граждан, гарантированных государством, и фактическими объемами и стоимостью оказания равнодоступной и бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в медицинских учреждениях (с учетом возможности использования внебюджетных источников финансирования).
  • Какие критерии используются для оценки эффективности деятельности организации и как устанавливаются их целевые значения? Как сопоставляются немонетарные результаты и затраты?
  • Результаты деятельности медицинской организации могут выражаться как в денежных, так и в неденежных измерителях, а показатели для количественной оценки эффективности могут быть как интегральными, так и локальными – по каждому фактору организации лечебного процесса и сопутствующих общехозяйственных и административных процессов.
    В зависимости от «стадии развития» организации и глубины проводимых структурных преобразований, возможен один из трех вариантов. При первом доходы (поступления бюджетных и иных средств) от оказания медпомощи равны связанным с этим расходам.
    Такой результат соответствует экономической стратегии окупаемости. При втором – доходы превышают расходы. Это экономическая стратегия рентабельной деятельности. При третьем – доходы ниже расходов. Это возможно при стратегии частичной окупаемости.
    Какие показатели могут применяться для измерения денежных результатов? Прежде всего, это доход, который определяется как произведение количества оказанных услуг на их стоимость (плановые объемы субсидий на выполнение задания, средства ОМС, доходы от оказания платных медуслуг). Это маржинальный доход, который равен разнице между доходом и условно-переменными расходами (или расходами, прямо пропорциональными количеству оказанных медуслуг и деловой активности юридического лица). Наконец, это остаточный доход, который представляет собой разницу между доходами и плановым размером инвестиций, окупаемых в течение периода планирования (используется при модернизации основных средств, на стадии развития организации).
    Неденежные результаты работы в здравоохранении связаны с необходимостью обеспечения социальной и медицинской эффективности, о которых мы говорили выше. Общий принцип: при оценке экономической эффективности медицинских организаций и денежные, и неденежные результаты работы соизмеряются с затратами. Это и определяет выбор критериев для измерения.
    В классификациях затрат традиционно выделяют три группы. Первая: прямые и косвенные расходы. Прямые – это расходы на оплату труда (с начислениями на ФОТ) по категориям основного медицинского персонала и материальные затраты: медикаменты, питание, мягкий инвентарь и др. Косвенные – это общеучрежденческие расходы.
    Вторая группа: условно-постоянные и условно-переменные затраты. Третья: расходы, связанные с реализацией, и внереализационные. Теперь, что касается интегральных и локальных показателей экономической эффективности. Значение интегрального показателя зависит от сочетания целого ряда факторов:
    • видов, форм и условий оказания медицинской помощи;
    • групп имущества по формам владения и распоряжения, ценовому диапазону остаточной стоимости, соотношению стоящего на балансе и «должного» табельного оснащения;
    • прямых и косвенных расходов (по результатам анализа фактических расходов на оказание помощи в плане финансово-хозяйственной деятельности);
    • нормативных и фактических расходов субсидий на выполнение задания, субсидии на содержание имущества, средств ОМС;
    • наличия собственных обеспечивающих служб или аутсорсинга непрофильных функций (в рамках государственно-частного партнерства).

    Очень важными моментами являются выбранная стратегия развития ЛПУ, стартовые условия при реализации той или иной экономической модели, половозрастной состав населения, уровень заболеваемости. Существенное влияние оказывают тарифы в территориальных программах ОМС, региональные различия в себестоимости стандартов медицинской помощи, полнота финансового обеспечения законченных случаев лечения (по госзаданию и по программе ОМС).
    Все приводит к тому, что интегральные показатели экономической эффективности нет смысла сопоставлять даже для тех учреждений, которые относятся по ведомственной номенклатуре к одному типу. По-другому обстоит дело с локальной эффективностью. Для каждого фактора организации лечебного процесса, общехозяйственных и административных процессов показатели количественной оценки могут быть унифицированы, для них можно установить «эталонные» значения.

  • Кто и как часто должен оценивать эффективность организации? Корректно ли сравнивать экономическую эффективность разных организаций? Каковы общие подходы к анализу отклонений?
  • С учетом реализации «дорожных карт» программных мероприятий, направленных на повышение эффективности здравоохранения, предусмотренных на федеральном и региональных уровнях управления на период 2014–2018 гг., в отрасли намечена поэтапная реализация структурных, кадровых и продуктовых инноваций. При этом установлены количественные индикаторы оценки работы медицинских организаций.
    Структурирование оценочных показателей эффективности деятельности (социальной, медицинской и экономической) пока находится в стадии становления. Сроки и периодичность оценки являются компетенцией региональных органов управления здравоохранения (в мониторинге показателей участвуют субъекты и участники системы ОМС).
    Как я уже говорила, требуется сбалансированность выбираемых оценочных показателей и их адекватное измерение с учетом специфики конкретного региона и учреждения. Особую обеспокоенность вызывают в этом плане показатели, применяемые для оценки экономической эффективности работы на мезо– и мик роэкономических уровнях управления. Подмена понятий «экономическая эффективность» и «эффективность» целевыми индикаторами региональных программ развития здравоохранения приводит к формализации оценки деятельности ЛПУ, работающих при разном сочетании факторов и ресурсов.
    Нужно понимать, что выполнение целевых индикаторов и планов по объемно-финансовым нормативам программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и экономическая стратегия развития медицинской организации не всегда тождественны. Менеджменту ЛПУ следует учитывать экономическую стратегию развития организации в своих внутренних распорядительных и учетно-отчетных документах, при формировании финансовых планов, штатных расписаний, положений по оплате труда персонала и т. д.
  • Нужно ли оценивать эффективность в разрезе источников доходов и можно ли сравнивать, например, эффективность деятельности по ОМС и по оказанию платных медицинских услуг?
  • Финансовый план, план финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ должен учитывать все источники средств и все расходы – для обеспечения их эффективного сочетания в конкретной организации.
    Государственные задания, распределенные объемы медпомощи по ОМС, иным целевым источникам составляют львиную долю финансового обеспечения основной деятельности учреждений здравоохранения. От этого зависит возмещение операционных и текущих расходов производителям медицинских услуг. Не перестает быть актуальным и план текущего и стратегического развития медицинской организации (бизнес-план или микроэкономическая, внутриучрежденческая «дорожная карта»), в котором все поставленные задачи и целевые показатели должны быть обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами.
    В этой связи особенную значимость приобретает измерение нормативного размера регионального (территориального) тарифа ОМС и утвержденной стоимости государственной услуги здравоохранения. Важно, чтобы измерение единиц планирования медпомощи в программах ОМС и в заданиях совпадало и соответствовало унифицированным способам планирования целевых программ на основе законченных случаев лечения (базируясь на федеральных стандартах).
    Нужно учитывать, что «выпадающие» из целевых субсидий расходы могут лишь частично быть замещены доходами от платных медицинских услуг. Следует также вспомнить новую процедуру проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд, которая разделила права и обязанности по управлению бюджетныи и целевыми средствами (с одной стороны) и внебюджетными (с другой стороны).
    Налоговое законодательство также не приемлет «нецелевого» смешения расходов и доходов: все расходы по предпринимательской деятельности должны соответствовать извлечению доходов по этому виду деятельности. Иногда для целевых программ в заданном отрезке времени достаточно обеспечить стратегию частичной окупаемости расходов (в долгосрочной перспективе целевые источники должны обеспечивать стратегию окупаемости затрат – особенно в условиях полного тарифа ОМС).
    Для реализации предпринимательских проектов в здравоохранении важна экономическая стратегия превышения доходов над расходами с последовательными изменениями размеров этого превышения.
    Таким образом, у каждого источника финансирования деятельности ЛПУ есть своя логичная процедура оценки экономической эффективности. Она сводится к комплексному анализу объемов оказанной помощи (финансируемой из этого источника), фактических расходов и используемых мощностей ЛПУ (на оказание этого объема помощи).
  • В 2013 г. ФФОМС были направлены рекомендации по внедрению в субъектах РФ эффективных механизмов вознаграждения медицинских организаций, где используются неэкономические показатели (летальность, охват диспансерным наблюдением, время ожидания и т. д.). Значит ли это, что затратную составляющую деятельности в сфере ОМС можно не оценивать? Нужно ли оценивать эффективность отдельных структурных подразделений (бухгалтерии и т. п.)?
  • Поэтапный переход на «эффективный контракт» означает последовательное доведение к 2018 г. средних размеров заработной платы для конкретных категорий работников здравоохранения до установленных целевых показателей. Этот процесс может оказаться особенно трудным в последние годы его реализации, если не проводить плановые структурные преобразования, нормирование деятельности (по объемам и расходам), оценку экономической эффективности по всем факторам организации лечебного процесса (кадры, оборудование, материальные расходы, финансы, менеджмент).
    В этой связи необходимость включения экономических показателей в оценочные критерии работы ЛПУ и его структурных подразделений не вызывает сомнения. Даже если медицинская организация в целом имеет равные доходы и расходы, то так называемые центры финансовой ответственности (ЦФО) внутри ЛПУ могут иметь разные варианты экономической результативности: обеспечивать полную или частичную окупаемость расходов, превышение доходов над расходами.
    Если не учитывать объективные различия в возмещении затрат в разных структурных подразделениях (ЦФО), не связать мотивацию персонала с экономической стороной процесса оказания медицинской помощи, то невозможно обеспечить общую экономическую эффективность учреждения. Стимулирование персонала на достижение дифференцированных показателей экономической эффективности (с учетом особенностей процессов оказания медпомощи) будет способствовать достижению и нефинансовых показателей деятельности.
    Включение в планы поэтапного перевода на «эффективный контракт» работников администраций ЛПУ зависит от многих факторов, в первую очередь от правильности постановки экономической, бухгалтерской и кадровой работы.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль