Мы готовы к любым сюрпризам

334
Какие бы сюрпризы не преподносила погода и как бы не складывались обстоятельства, МЧС России готово выполнить любые поставленные перед ним задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В случае необходимости на это будут направлены все силы и средства (безусловно, бюджетные). Об особенностях финансового планирования на перспективу в условиях непредсказуемости рассказывает наш эксперт.

Чрезвычайные ситуации, на которых специализируется МЧС России, могут возникнуть в любую минуту, а их масштабы непредсказуемы. Как в таком случае строить планы бюджета на текущий год и тем более трёхлетнюю перспективу?

Со стороны Минфина России никаких поблажек и преференций в вопросах планирования бюджета МЧС России не имеет. Формирование бюджета и его защита осуществляются на общих основаниях, и от нас требуют детального обоснования всех предполагаемых целевых расходов, вплоть до копейки. Это не зависит от наличия чрезвычайных ситуаций. Более того, грамотное освоение бюджетных средств, которые выделяет нам государство, как раз предполагает постоянную готовность МЧС России решать любые задачи по защите населения и территорий вне зависимости от времени возникновения ЧС, их масштабов и продолжительности.

В качестве примера можно привести сложную гидрологическую обстановку в Дальневосточном федеральном округе летом 2013 г., когда наводнение площадью более 8 млн км2 длилось без малого 2 месяца (оно даже внесено в Книгу рекордов России как самое большое по площади). И все это время мы оказывали людям необходимую помощь, задействовав все свои ресурсы – личный состав, технику, материальные средства.

Отмечу также, что сегодня мы работаем в рамках государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». На её реализацию направлена основная часть бюджетного финансирования МЧС (99%). А как известно, к формированию, исполнению госпрограммы (т. е. достижению максимально эффективных результатов) предъявляются очень жёсткие требования. Так что мы готовы к любым сюрпризам.

Поскольку на дворе осень, процесс планирования уже должен быть завершён. Насколько гладко он проходил в МЧС, по каким вопросам были разногласия, удалось ли реализовать все замыслы?

Не скажу, что всё прошло гладко. Это был, по сути, наш первый программный бюджет, который формировался в информационной среде Минфина России с применением программного комплекса «Бюджетное планирование».

Были определённые трудности организационного плана и технического характера, были разногласия с профильными департаментами Минфина России в оценке параметров отдельных направлений расходов.

Методика, предложенная Минфином России, потребовала сокращения на 2% всех расходов, запланированных на 2016–2017 гг. В таких условиях в предельно сжатые сроки пришлось определять приоритеты и изыскивать внутренние резервы. Вместе с тем все проблемы решены, компромисс достигнут и планирование завершено в установленные графиком сроки. Мы приобрели бесценный опыт, и, я надеюсь, в следующем году процесс планирования будет проходить легче.

Как повлиял на процесс планирования новый Закон № 44-ФЗ1, некоторые нормы которого вступают в силу с 1 января 2015 г.?

Отношения в сфере госзакупок строятся на положениях нового нормативного документа – Закона № 44-ФЗ – с 1 января 2014 г., а в полную силу он заработает только к 2017 г.

С 1 января 2015 г. вступает в действие вторая глава закона, которая так и называется «Планирование». Законодатель чётче обозначил и утвердил отдельные положения контрактной работы. По новому определены содержание и оформление планов закупок и планов-графиков.

Безусловно, новым для нас является планирование на трёхлетнюю перспективу не только по объёмам финансового обеспечения, но и номенклатуры закупаемых товаров, работ и услуг, а также их количества и прогнозируемых цен.

…никаких поблажек и преференций в вопросах планирования бюджета МЧС России не имеет…

В целях реализации Закона № 44-ФЗ в МЧС России создано и функционирует специальное структурное подразделение, выполняющее задачи контрактной службы. Новые подходы нам предстоит осуществлять совместно. И нет сомнений, что мы справимся с этой задачей.

Удаётся ли в полной мере решать вопросы финансирования закупки обмундирования, снаряжения для сотрудников, приобретения спецтехники и т. д.?

Пока в этом направлении особых проблем нет. Хотелось бы, конечно, большего, особенно в части приобретения авиационной и специальной техники новых образцов, но приходится определять приоритеты и работать над их реализацией в пределах тех бюджетных средств, которыми мы располагаем на сегодняшний день.

В структуру МЧС входит огромное количество различных учреждений – в т. ч. образовательных, медицинских, спасательных и т. д. Как удаётся систематизировать работу с ними, в частности, в рамках ведения бухгалтерского учёта, представления отчётности?

Действительно, на сегодняшний день в составе МЧС России более 1000 казённых и более 190 федеральных государственных бюджетных учреждений. Практически в каждом из них есть своя финансово-экономическая служба, одной из основных задач которой является ведение бухгалтерского учёта и предоставления сводной бухгалтерской отчётности. А в целом они представляют слаженный механизм, своевременно и качественно выполняющий возложенные на него функции. Достигается это путём чёткого разграничения деятельности, а также следования определённым принципам.

Во-первых, у нас работают профессионалы своего дела (82% сотрудников, занятых ведением бухгалтерского учёта, имеют высшее экономическое образование), которые владеют практикой учёта, в зависимости от специфики подразделений.

Кроме того, мы постоянно ведём подготовку финансовых кадров. Ежегодно в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России выпускаются 20–25 специалистов-экономистов со специализацией «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль в бюджетных и некоммерческих организациях». На базе Института развития университета работники проходят повышение квалификации.

Во-вторых, наши финансовые органы оснащены современными техническими средствами и программными продуктами, обеспечивающими возможность автоматизации ведения учёта и отчётности.

В частности, внедрена единая Централизованная информационно-аналитическая система финансово-экономической деятельности территориальных органов МЧС России, объединившая разрозненные базы данных бюджетополучателей.

Она позволяет повысить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности учреждений, оптимизировать администрирование доходов и т. д. Разработана и внедрена Автоматизированная система сбора и консолидации отчётности. Благодаря ей мы можем не только своевременно представлять в Федеральное казначейство и Минфин России отчётность, но и анализировать её, выявлять ошибки.

В данную систему интегрированы формы управленческого учёта и мониторинга качества финансового менеджмента, который проводится согласно методикам, разработанным Минфином России.

…в составе МЧС России более 1000 казённых и более 190 федеральных государственных бюджетных учреждений…

В-третьих, мы неустанно ищем пути оптимизации учётного процесса и составления отчётности, что в конечном итоге облегчает и упрощает управление финансами в такой сложной системе, как МЧС России.

В Министерстве разработан единый подход к ведению бухгалтерского (бюджетного) учёта в рамках единой учётной политики и графика документооборота.

Финансово-экономические органы обеспечены информационно-справочными системами, профильными журналами. Мы оказываем им методологическую поддержку. Это очень важно, в т. ч. в связи с вхождением в состав Министерства новых Главных управлений МЧС России по Республике Крым и городу Севастополю.

Какие пробелы в методологии ведения учёта и отчётности Вы бы отметили?

Методология ведения бухгалтерского (бюджетного) учёта и отчётности не стоит на месте, а развивается, каждый год в неё вносятся какие-то изменения. Например, приведение российских стандартов учёта и отчётности к международным.

Несмотря на то что первая сдача отчётности по новым стандартам планируется в марте 2017 г. (т. е. по итогам 2016 г.), мы уже сейчас работаем в этом направлении. Серьёзных проблем при этом не испытываем.

Существуют ли сложности при определении нормативных расходов учреждений, в т. ч. в рамках выполнения госзаданий?

Перед МЧС России как учредителем бюджетных учреждений стоят задачи совершенствования механизмов формирования государственного задания и определения его нормативного финансового обеспечения.

Масштабность задачи обусловлена объёмностью и многопрофильностью сети бюджетных учреждений. Это порядка 190 учебных, научных, авиационно-спасательных, производственно-технических, судебно-экспертных, лечебно-оздоровительных и других учреждений, выполняющих более 40 видов государственных услуг и работ.

…в Министерстве разработан единый подход к ведению бухгалтерского (бюджетного) учёта…

В силу специфики деятельности МЧС России точное планирование объёма государственных услуг и работ для ряда учреждений оказывается невозможным.

В качестве примера можно привести авиационно-спасательные центры МЧС России, выполняющие перевозку грузов и оперативных групп, доставку гуманитарной помощи в зоны чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить также сложную организацию финансового планирования, при которой в формировании нормативных затрат подведомственных учреждений участвует ряд довольствующих департаментов и управлений центрального аппарата МЧС России, и каждый из них отвечает за тот или иной элемент или статью затрат.

Всё это делает процесс формирования объёмов субсидии на финансовое обеспечение задания трудоёмким, требующим высокой оперативности и эффективного внутриведомственного взаимодействия.

Но мы с поставленными задачами справляемся и продолжаем совершенствовать свою деятельность.

Сейчас работаем над повышением оперативности внутриведомственного взаимодействия подразделений центрального аппарата (чему, в частности, способствует уменьшение числа довольствующих подразделений), формализацией подготовительных процессов расчёта нормативных затрат, созданием и внедрением информационно-аналитической системы, направленной на автоматизацию формирования нормативных затрат. Решение этих задач повысит качество бюджетного планирования и эффективность бюджетных расходов.

Есть поговорка – хороший солдат – сытый солдат. В контексте вашего министерства под этим можно подразумевать достаточное обеспечение сотрудников денежным довольствием. Какие позитивные сдвиги в этом направлении Вы можете отметить?

Поговорка, а вернее выражение, на которое вы ссылаетесь, принадлежит русскому военному и государственному деятелю времен правления Екатерины I графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. Как профессиональный военный могу привести ещё одно, бытующее в солдатской среде, выражение: «Голодный солдат – плохой солдат». Содержание разное, а суть одна. Теперь, что касается непосредственно самого вопроса.

…в два раза сократилось количество военнослужащих, среднедушевой доход которых был менее 10 000 руб…

С января 2013 г. мы перешли на новые условия денежного довольствия военнослужащих спасательных воинских формирований и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России. Это позволило обеспечить рост денежного довольствия в 1,7 раза, а по отношению к уровню средней заработной платы ведущих отраслей экономики более чем в 2 раза. Возрос объём социальных выплат, зависящих от окладов денежного содержания.

Согласно результатам мониторинга, проведённого ЦЭПП МЧС России, вследствие реформы денежного довольствия, в 2013 г. увеличился и доход на одного члена семьи с учётом всех реальных выплат. В два раза сократилось количество военнослужащих, среднедушевой доход которых был менее 10 000 руб. (с 32% в 2012 г. до 15% в 2013 г.), на 5% снизилось и число военнослужащих, среднемесячный доход которых был менее 20 000 руб.

В три раза увеличился процент военнослужащих, имеющих доход до 40 000 руб. и более 50 000 руб.

В настоящее время все нормативные правовые акты, необходимые для начисления и выплаты денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат разработаны.

Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС утверждён приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195, военнослужащих спасательных воинских формирований – приказом МЧС России от 07.12.2012 № 751.

Однако мы продолжаем работу по регламентированию дополнительных выплат, уточнению и согласованию отдельных норм и категорий личного состава, на которые распространяются те или иные выплаты.

На практике зачастую происходит замещение понятий «компенсационные» и «стимулирующие» выплаты. Закреплены ли эти термины в актах МЧС?

Обеспечение заработной платой гражданского персонала и работников ФПС ГПС МЧС России осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 22.09.2009 № 45. Им в том числе определены условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера.

Компенсационные выплаты устанавливаются законодательством РФ в целях возмещения работникам расходов, понесённых в связи с выполнением трудовых обязанностей. Это выплаты за работу во вредных условиях, в местностях с особым климатом и т. д.

Выплаты стимулирующего характера предусматриваются системой оплаты труда работников учреждения с целью повышения мотивации их качественной работы. Сюда относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам года.

Конкретные показатели стимулирования работников устанавливаются коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами.

Стимулирующим выплатам уделяется пристальное внимание, в связи с переходом на эффективный контракт. Разработаны ли в МЧС России критерии оценки эффективности сотрудников?

Начнём с того, что эффективный контракт это, по сути, тот же трудовой договор. В нём конкретизированы долж ностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов деятельности и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. В данный момент такой контракт у нас не применяется.

Вместе с тем в МЧС России в рамках реализации Указа № 5971 критерии оценки эффективности разработаны для преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников, а также для работников медицинских организаций.

Кадры играют не последнюю роль в экономической эффективности деятельности учреждений. А что ещё делается для того, чтобы добиться её высоких показателей?

У нас сложился замечательный коллектив финансовых работников, отдающий работе не только время, но и вкладывающий в неё душу. Стаж работы на финансово-экономических должностях у 60% специалистов составляет свыше 10 лет.

Что касается повышения экономической эффективности деятельности учреждений, то это одно из приоритетных направлений Министерства.

По нашему мнению, в основе роста экономической эффективности деятельности учреждений лежат повышение качества финансового планирования и эффективности расходования бюджетных средств, а также стимулирование роста приносящей доход деятельности.

Работа по повышению экономической эффективности должна носить плановый характер, базироваться на результатах всестороннего экономического анализа, а также предусматривать введение финансового менеджмента и управленческого учёта. Кроме того, необходим полный анализ рынка платных услуг и работ в регионах, знание собственных конкурентных преимуществ и недостатков, формирование учреждениями стратегических планов развития.

Какую долю в структуре бюджета МЧС составляют средства от приносящей доход деятельности? Какие её направления Вы считаете наиболее перспективными? На что расходуются данные средства?

В нынешних экономических условиях стимулирование роста приносящей доход деятельности учреждений при безу словном выполнении государственного задания становится одной из важных задач любого учреждения.

Мы ориентируемся на увеличение доли доходов от приносящей доход деятельности в целом по системе на 30%.

При определении данного значения мы исходили из отраслевых особенностей отдельных групп подведомственных учреждений, а также из имеющегося потенциала рынка платных услуг и работ в регионах, где они дислоцируются.

Средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений системы МЧС России формируются за счёт оказания услуг, выполнения работ, добровольных пожертвований, целевых средств ОМС. Полученные доходы направляются на зарплату, коммунальные платежи, материально-техническое обеспечение (закупку имущества, текущий и капитальный ремонт).

Мы в плановом порядке проводим работу по уточнению (дополнению) перечня разрешённых видов приносящей доход деятельности в учредительных документах подведомственных организаций. Активно ведётся методологическая и разъяснительная работа с финансовыми службами бюджетных и казённых учреждений.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль