Как не прослыть нарушителем закона о рекламе

521
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
Бюджетные и автономные учреждения создаются с целью осуществления полномочий органов госвласти и местного самоуправления, т. е. несут социально-значимую функцию. Для чего им формируется государственное (муниципальное) задание, отказаться от которого они не могут. Исходя из данного постулата, в рекламе их услуги и работы как будто не нуждаются. Но это только на первый взгляд. В современной экономической ситуации учреждения госсектора активно включаются в конкурентную борьбу как между собой, так и с коммерческими организациями. В частности, в рамках оказания платных услуг (денежные средства от которых идут на допвыплаты к заработной плате). Выгодно представить себя свету можно с помощью рекламы, закон о которой распространяется на все организации без привилегий. А несоблюдение его норм может привести к серьезным штрафным санкциям.

Что является рекламой

Основными нормативными документами в рекламной сфере являются Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Определение термина «реклама» содержится в ст. 3 Закона № 38-ФЗ. Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Способы распространения рекламы (согласно главе 2 Закона № 38-ФЗ) могут быть следующими:

  • в теле- и радиопрограммах, теле- и радиопередачах;
  • в периодических печатных изданиях;
  • при кино- и видеообслуживании;
  • по сетям электросвязи;
  • наружная реклама (с использованием рекламных конструкций);
  • на транспортных средствах.

Данный перечень не является закрытым. Реклама с успехом распространяется посредством сети Интернет, с использование различных буклетов, листовок, флаеров. Словом, любым законным способом, который имеет целью довести информацию до потенциальных потребителей.

Форма распространения рекламной информации может быть письменной, устной, графической и любой иной, доступной для восприятия конечных получателей.

Запомнить

Размещение рекламы регулируется общими нормами законодательства, обязательными как для коммерческих организаций, так и для учреждений, чья деятельность подлежит бюджетному регулированию.

Однако не каждая информация, распространенная вышеуказанными способами и в доступной форме, будет признаваться рекламной. Как указано в постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 (далее – Постановление № 58), не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, являющаяся обязательной к размещению в силу закона или размещаемая в силу обычаев делового оборота. Для государственных (муниципальных) учреждений к таковой относится:

1 информация, доведение которой до сведения потребителей услуг (работ) является обязательным. Согласно ст. 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к ней относятся: сведения о наименовании и режиме работы; сведения об имеющейся лицензии либо государственной аккредитации, когда они являются обязательными для осуществления конкретного вида деятельности; сведения об основных потребительских свойствах реализуемых товаров (работ, услуг) и их стоимости; иная информация, предусмотренная указанными нормами.

2 вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Наиболее часто при толковании этой нормы возникает вопрос: что именно может быть признано вывеской (указателем), не содержащим рекламных сведений, – только ли стандартная табличка рядом со входом в учреждение либо иная, более объемная и нестандартная конструкция при условии, что информация на ней не выходит за установленные ограничения? Другими словами, что имеет приоритет: содержание или форма вывески (указателя)? Для ответа обратимся к судебной практике.

Пример 1

Первым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело (постановление от 11.08.2014 № А79-223/2014), в рамках которого организация – медицинский центр – оспаривала предписание администрации города о демонтаже рекламной конструкции и удалении размещенной информации. Как следовало из материалов дела, на плоскости фасада здания, в котором располагался медицинский центр, было размещено панно с указанием его телефона и наименования. Какие-либо иные сведения, содержащие рекламный характер, на конструкции отсутствовали.

Отклоняя доводы администрации о признании размещенной информации рекламной, суд указал, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации, независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Спорное панно на фасаде здания не было признано рекламой, поскольку содержащиеся в нем сведения, по мнению суда, были направлены на идентификацию для потребителя, т. е. целевое назначение сведений о наименовании организации является информированием о месте ее нахождения.

Также суд указал, что поскольку рассматриваемая вывеска неспособна сформировать у людей предпочтительный интерес обратиться за услугой именно в этот медицинский центр, то данная конструкция не подпадает под предусмотренное законом понятие рекламы.

Запомнить

В Постановлении № 58 (п. 1) отдельно обращено внимание на то, что, даже если информация, обязательная к размещению в силу закона или обычаев делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе это обстоятельство не влечет признания данной информации рекламной.

3 объявления, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть, если учреждение размещает информацию об услугах, оказываемых во исполнение заданий собственника за счет выделенных бюджетных средств, такая информация не будет признаваться рекламой. Аналогично не будут считаться рекламными объявления о поиске персонала и иная подобная информация;

4 справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Таким образом, если размещаемая учреждением информация подпадает под вышеуказанные исключения, рекламой она признаваться не будет. Главным же признаком любой рекламы, как последовательно указывает судебная практика, является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя. Наличие такого признака и будет определяющим при признании информации рекламной.

Требования к рекламе

Общие требования к рекламе определены ст. 5 Закона № 38-ФЗ. Это добросовестность и достоверность распространяемой информации. Данные нормы сформировались еще на начальном этапе установления регулирования в рекламной сфере, но их содержание постоянно расширяется и обновляется судебной практикой.

Следует отметить, что учреждения госсектора, в отличие от коммерческих организаций, как правило, гораздо менее вычурны в размещаемой рекламе – возможно, в силу не такой высокой конкуренции в рекламируемом сегменте, а, следовательно, в отсутствие необходимости выделиться.

И выполнение требований добросовестности и достоверности не представляет для них сложностей. Однако понимание содержания этих терминов так, как они трактуются судебной практикой, позволит не допустить нарушений в спорной ситуации.

Достоверность информации. Согласно п. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

Достоверной должна быть любая информация о рекламируемом объекте, влияющая на выбор потребителя в его пользу, в частности:

  • о преимуществах рекламируемого товара перед иными находящимися в обороте товарами других производителей и (или) продавцов;
  • любых характеристиках товара, в т. ч. условиях гарантий;
  • об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  • о стоимости товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других, влияющих на итоговую цену условиях;
  • об объемах производства и потребления товара, а также о спросе на него.

При этом согласно п. 9 Постановления № 58 рекламодатель несет ответственность за достоверность сведений, относящихся не только к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и к деятельности (товару) его конкурентов.

С учетом этих норм для признания рекламы достоверной должны соблюдаться следующие условия:

1 достоверной (соответствующей действительности) должна быть информация о самом рекламодателе и рекламируемых им товарах (работах, услугах);

2 достоверность подразумевает под собой полноту предоставляемой информации. То есть, если рекламодателем какие-либо сведения, влияющие на принятие потребителем решения, замалчиваются, такая реклама может быть признана недостоверной.

Запомнить

При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение даже отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциации с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимание к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о нем (п. 2 Постановления № 58).

Пример 2

Седьмым арбитражным апелляционным судом (постановление от 29.11.2012 № 07АП-9722/12) рассматривалось дело о правомерности привлечения к административной ответственности организации (учебного центра по подготовке водителей). В качестве одного из нарушений указывалось размещение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре. А именно, в размещенных объявлениях было указано на стоимость обучения в размере 14 000 руб., с дополнительной сравнительной характеристикой: «С нами всегда дешевле!». Фактически же при заключении договора лица, желающие пройти обучение в данном учебном учреждении и получить водительские права категории В, должны были оплатить стоимость обучения в указанном размере, а также нести дополнительные расходы на приобретение ГСМ, необходимых для вождения автомобиля из расчета количества часов по программе.

Суд посчитал, что информация о таких расходах, не включенных в рекламируемую стоимость обучения, является существенной, а также указал, что размер дополнительно оплачиваемой суммы зависит от ценовой конъюнктуры на ГСМ на соответствующем товарном рынке в конкретной географической местности. Отсутствие такой существенной информации вводит потребителя в заблуждение, а сама рекламная информация о стоимости обучения не соответствует фактическим обстоятельствам дела, т. е. является недостоверной.

3 достоверными должны быть сведения о фактических обстоятельствах, касающихся деятельности (товаров) конкурентов, если такие обстоятельства упоминаются в размещаемой рекламе.

Добросовестность информации. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона № 38-ФЗ недобросовестной может являться рек лама:

  • содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Проверяя соблюдение требований этой нормы, следует учитывать разъяснения п. 9 Постановления № 58: при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства;
  • порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в т. ч. конкурента;
  • являющаяся актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Нормативный документ

Если в результате проведения проверки ФАС России выявлены признаки нарушения законодательства о рекламе, то принимается решение о возбуждении соответствующего дела. Процедура рассмотрения дела предусмотрена Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12).

Для этого формируется специальная комиссия, состоящая из руководителя антимонопольного органа (или его заместителя) и сотрудников. Лицо, в действиях которого выявлены признаки нарушения законодательства, вызывается на рассмотрение дела и вправе представлять необходимые доказательства, делать заявления, давать пояснения и реализовывать иные процессуальные права.

Как указывает п. 7 Постановления № 58, в силу статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно ч. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в т. ч. в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Таким образом, реклама также может являться актом недобросовестной конкуренции. Недобросовестность может выражаться в негативной оценке конкурентов либо производимых ими товаров (оказываемых услуг). Причем для признания такой рекламы недобросовестной не требуется прямого указания в ней на отрицательное отношение к продукту конкурентов, негативная оценка может следовать из способа подачи рекламной информации.

Пример 3

По делу, рассмотренному ФАС Уральского округа (постановление от 14.10.2010 № Ф09-8346/10-С1), недобросовестной была признана реклама, содержащая призыв «не пользуйтесь услугами частных лиц» при вызове такси в аэропорту одновременно с текстом о рекламе услуг перевозчика, имеющего заключенный договор с этим аэропортом. Антимонопольный орган посчитал, а суд поддержал вывод о том, что в рекламе распространена информация, содержащая негативную оценку действующим на рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов частным перевозчикам, тем самым создано положительное мнение о деятельности организации в целях привлечения Текст такой рекламы, содержащий призыв не пользоваться услугами частных лиц, отталкивает потребителя от данных перевозчиков. В связи с этим им могут быть причинены убытки в виде упущенной выгоды и нанесен вред их деловой репутации.

Последствия нарушений

За нарушение требований при размещении рекламы установлена административная ответственность. Согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 4000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

Согласно ч. 2 ст. 36 Закона № 38-ФЗ антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае установления факта нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган принимает решение о признании рекламы ненадлежащей и выдает нарушившему лицу предписания об устранении соответствующего нарушения.

Исходя из рассмотренных особенностей рекламы, учреждениям следует быть предельно внимательными при её размещении и стараться, с одной стороны, соблюдать требование полноты информации, а с другой – не допускать избыточных и некорректных сведений, чтобы не нести риск привлечения к административной ответственности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль