Как оплатить прошлогодние контракты

971
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
На практике вполне обычной является ситуация, когда в текущем месяце учреждением оплачиваются услуги, оказанные ему в прошлом месяце. Однако с наступлением нового года рядовой случай может переквалифицироваться контролирующими органами в нарушение. Оплата прошлогодних услуг в январе зачастую трактуется ими как несоблюдение бюджетного законодательства. Так ли это на самом деле?

Нецелёвка

Одна из распространённых претензий контролёров состоит в том, что оплата прошлогодних контрактов расценивается ими как нецелевое использование бюджетных средств. Ведь деньги на эти контракты были запланированы в бюджетной смете ушедшего периода. А задолженность «гасится» за счёт средств, выделенных учреждению на текущий год.

Доводы проверяющих опровергает Минфин России. В письме от 16.02.2012 № 02-07-10/512 специалисты ведомства приводят следующие аргументы.

Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО).

При этом ст. 161 БК РФ уточняет, что оплата госконтрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производится в пределах доведённых ЛБО на текущий финансовый год и плановый период и с учётом принятых и неисполненных обязательств. То есть допустимо оплачивать за счёт ЛБО текущего года неисполненные обязательства прошлого года.

Следовательно, такую трату бюджетных средств неправомерно квалифицировать как нецелевое использование.

Обязательства сверх ЛБО

Ещё одно нарушение, которое нередко вменяют учреждениям, – это принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования или ЛБО.

Для справки

Нецелевым считается направление средств бюджета на цели, не соответствующие полностью или частично целям, установленным законом о бюджете, бюджетной росписью или бюджетной сметой (ст. 306.4 БК РФ). За это нарушение предусмотрена как административная, так и бюджетная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ, ч. 2, 3 ст. 306.4 БК РФ).

Такие претензии проверяющих тоже безосновательны. Объясним почему. Оплата учреждением контрактов производится в пределах доведённых до него ЛБО с учётом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК). Из данной нормы следует, что ЛБО доводятся получателю:

  • для принятия новых обязательств (заключения новых контрактов);
  • для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключённым контрактам (включая выплату аванса с учётом предельных размеров, установленных законодательством РФ).

При этом ЛБО доводятся до получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года (п. 5 ст. 217, п. 2 ст. 219.1 БК РФ). Соответственно, учреждение тоже вправе принять обязательства до начала очередного года.

Таким образом, учреждение может в декабре текущего года принять бюджетные обязательства в пределах ЛБО, доведённых на следующий год, и оплатить такие обязательства в январе.

Это подтверждает Минфин России в своих многочисленных письмах: от 31.07.2013 № 02-13-11/30710, от 29.11.2010 № 02-06-10/4930, от 29.11.2010 № 02-06-10/4930, от 18.01.2010 № 02-03-07/97 (направлено письмом Казначейства России от 04.02.2010 № 42-7.4-05/5.1-71).

Когда принимать обязательства

В ряде случаев учреждению заранее известно, что за последний месяц года контракт будет оплачен лишь в следующем году. Это касается коммунальных услуг, услуг связи, договоров по вывозу мусора и т. п.

Обычно обязательства по таким контрактам контрагент предъявляет в течение нескольких дней после окончания месяца, в котором услуги были оказаны. Поэтому расчёты за декабрь зачастую происходят в январе следующего года. То есть срок действия контрактов заканчивается в новом году.

Для справки

За принятие обязательств сверх ЛБО предусмотрена административная ответственности в виде штрафа должностному лицу в размере от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

Заключая такие контракты в начале текущего года, учреждение заранее знает, что последний платёж придётся на январь будущего года. Почему бы тогда сразу не принять к учёту обязательство на следующий год в части оплаты за декабрь?

Конечно, такое возможно, но лишь при одном условии – на момент заключения контракта до учреждения доведены утверждённые показатели бюджетной росписи и ЛБО на следующий год. Если эти показатели пока не доведены, то при заключении контракта обязательства принимаются исключительно в пределах ЛБО текущего года (п. 5 ст. 161 БК РФ). После доведения ЛБО следующего года обязательства по контракту можно скорректировать.

Особенности учёта

Принимая в текущем году обязательства на следующий год, учреждение не нарушает методику ведения бюджетного учёта. То есть и в этом направлении претензии проверяющих безосновательны.

Так, согласно пп. 134, 140 Инструкции № 162н суммы бюджетных обязательств, принятых в пределах ЛБО, утверждённых на соответствующий период, отражаются в учёте проводкой:
Дебет 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» – Кредит 0 502 01 000 «Принятые обязательства».

Пример 1

Учреждение исчерпало ЛБО на 2013 г., поэтому обязательства по последнему месяцу контракта приняло в счёт ЛБО следующего 2014 г. Тем самым не нарушено условие о принятии обязательств исключительно в пределах ЛБО.

Отметим также, что в п. 140 Инструкции № 162н прямо указано, что в показатели принятых бюджетных обязательств текущего года включаются обязательства по контрактам:

  • заключённым в отчётном периоде;
  • заключённым в прошлые годы, но не исполненным по состоянию на начало текущего года (если такие обязательства подлежат исполнению в текущем году).

Как видим, положения Инструкции № 162н не содержат каких-либо ограничений на принятие бюджетного обязательства в зависимости от срока действия контракта. К слову, таких ограничений нет и в БК РФ (в частности ст. 6, 72 и 161 не ограничивают принятие обязательств сроком заключения контракта).

Это и понятно, ведь если бы законодатель ограничил оплату контрактов их сроками, то сплошь и рядом наблюдались бы нарушения. Особенно по платежам за коммунальные услуги, которые перетекают на следующий год.

Кроме того, нередко контрагенты исполняют свои обязательства гораздо позднее, чем это предусмотрено контрактом. Бывает, даже в следующем году. Тогда учреждение автоматически считалось бы нарушителем при оплате прошлогоднего контракта.

Но, к счастью, по действующему законодательству это не так. Более того, если по вине контрагента учреждение не исполнило свои обязательства к концу года, то на сумму неиспользованных ЛБО ему могут увеличить ЛБО следующего года (письмо Минфина России от 27.03.2014 № 02-03-11/13600).

В Инструкции № 162н не установлен момент отражения в учёте записи по принятию обязательств. Его учреждение должно установить в своей учётной политике самостоятельно.

Вариантов может быть несколько. К примеру, принять к учёту бюджетное обязательство можно на дату: 1) подписания контракта – в общей сумме контракта;
2) образования кредиторской задолженности – в сумме, предъявленной контрагентом в счёте (акте, накладной или ином документе).

На практике чаще применяют первый вариант. Ведь по мере принятия к учёту обязательства кредитовый остаток по счёту 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (см. проводку, указанную выше) уменьшается на всю сумму заключённого контракта. То есть кредитовый остаток по данному счёту показывает свободный остаток ЛБО.

При таком способе учёта обязательств учреждение располагает объективной информацией о том, на какую сумму можно заключить новые контракты либо принять новые обязательства. А кредитовый остаток на счёте 0 502 01 000 «Принятые обязательства» будет отражать сумму заключённых контрактов и иных принятых к учёту обязательств, по которым срок оплаты не наступил.

Второй вариант применяется в основном тогда, когда при заключении контракта неизвестна окончательная сумма обязательств по нему. Обычно это уже упомянутые контракты на коммунальные услуги, услуги связи и т. п. Но даже при неизвестной сумме контракта учреждения чаще всего принимают обязательства в сумме, предусмотренной на это в смете. А по мере исполнения контракта сумма обязательств корректируется.

Пример 2

Казённое учреждение заключило контракт на электроснабжение. Согласно условиям контракта: 1) до 25 числа каждого месяца учреждение оплачивает поставщику аванс за текущий месяц на основании счёта;
2) до 5 числа каждого месяца поставщик направляет учреждению расчёт о стоимости потребленной электроэнергии за прошлый месяц;
3) до 10 числа каждого месяца учреждение производит окончательный расчёт с поставщиком с учётом перечисленного ранее аванса.

В соответствии с учётной политикой учреждения бюджетные обязательства по коммунальным услугам принимаются на основании счетов на оплату и актов приёмки-сдачи оказанных услуг.

В декабре поставщик предъявил учреждению счёт за этот месяц на сумму 15 000 руб. Однако учреждение смогло заплатить лишь 10 000 руб., поскольку именно эта сумма была в свободном остатке ЛБО на конец текущего года.

Согласно расчёту, полученному в январе, итоговая стоимость электроэнергии, потреблённой в декабре, составила 35 000 руб. В январе учреждение оплатило поставщику задолженность за декабрь с учётом перечисленного аванса.

Операции по расчётам с поставщиком, а также по принятию бюджетных обязательств отражены в учёте следующим образом:



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.45%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.16%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.35%
  • Над налоговой отчетностью 24.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль