Когда необходимо уточнить цену контракта

357
 Кичанов С.
Эксперт ТН «Госзакупки» Международного центра финансово-экономическо- го развития
Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) производится учреждением-заказчиком при формировании плана-графика. Позже её, возможно, потребуется уточнить. Делается это при подготовке извещения об осуществлении закупки, приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, документации о закупке. О причинах и способах уточнения НМЦК читайте далее.

Подготовка к закупке

Начальная (максимальная) цена контракта, а также цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяется и обосновывается посредством применения методов, указанных в ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем на основании ч. 20 ст. 22 Закона № 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), далее – Методические рекомендации.

В силу обозначенной темы мы будем рассматривать ситуацию, когда заказчик на этапе планирования закупок и утверждения плана-графика уже определил и обосновал НМЦК.

Эта цена затем должна войти в документацию о конкретной закупке. Соответственно, при подготовке к её проведению заказчику рекомендуется проверить актуальность описания объекта закупки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики), условий исполнения контракта и цен товаров (работ, услуг), на основании которых рассчитывалась НМЦК (п. 1.4 Методических рекомендаций).

В случае если стоимость планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) изменится более чем на 10%, вследствие чего станет невозможным осуществление закупки по НМЦК, предусмотренной планом-графиком, заказчику необходимо его откорректировать.

На это указывают положения:

  • ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ;
  • подп. 1 п. 15 Приложения № 2 к приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 № 761/20н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

А в целом целесообразно составить новое обоснование НМЦК. При этом используются те же методы (один или несколько в совокупности), что и при первоначальном определении цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Далее проанализируем особенности каждого из них.

Сопоставление рыночных цен

Для обоснования и уточнения НМЦК с помощью метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик может:

1) направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок (производства) соответствующих товаров (работ, услуг). При этом соблюдаются два условия: во-первых, информация о данных поставщиках должна быть в свободном доступе (опубликована в СМИ, размещена на сайтах в сети Интернет и т. п.), во-вторых, заказчик уже направлял им аналогичные запросы при определении НМЦК на этапе планирования;

2) повторно разместить запрос о предоставлении ценовой информации в Единой информационной системе (ЕИС), либо на официальном сайте;

3) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относятся в частности:

  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределённому кругу лиц, в т. ч. признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчётности о ценах товаров, работ, услуг;
  • сведения о ценах товаров, работ, услуг, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. А также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости объектов оценки, определённая в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность;
  • данные информационно-ценовых агентств. При этом в расчёт рекомендуется принимать сведения, которые предоставлены на условиях раскрытия методологии расчёта цен;
  • иные источники информации, в т. ч. общедоступные результаты изучения рынка.

Если для обоснования НМЦК используется ценовая информация по результатам сбора и анализа общедоступной ценовой информации, а не на основании запроса ценовых предложений, в котором заказчиком указываются основные условия исполнения контракта, то рекомендуется скорректировать цену единицы товара с учётом следующих условий:

  • срока исполнения контракта;
  • количества товара, объема работ, услуг;
  • места поставки;
  • изменения базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленного изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объёме закупки;
  • дополнительной номенклатуры (комплектации) – появления новых (или исключения предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объёме закупки;
  • размера обеспечения исполнения контракта;
  • срока формирования ценовой информации;
  • изменения в налогообложении;
  • масштабности выполнения работ, оказания услуг;
  • изменения валютных курсов (для закупок импортной продукции);
  • изменения таможенных пошлин.

Кроме того, следует произвести корректировку цен прошлых периодов (если при формировании плана-графика использовались цены, полученные более чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК). Для этого применяется коэффициент kпп-, который рассчитывается в соответствии с формулой, указанной в п. 3.18 Методических рекомендаций:

где: kпп – коэффициент для пересчёта цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
tф – срок формирования ценовой информации, используемой для расчёта;
t – месяц проведения расчётов НМЦК;
ИПЦt – индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (www.gks.ru).

Пример 1

Заказчик для определения НМЦК на оказание услуг при подготовке плана-графика в декабре 2014 г. использовал ценовую информацию, представленную в апреле 2014 г. Закупка услуг запланирована в мае 2015 г. Индекс потребительских цен на услуги в период с апреля 2014 г. по май 2015 г. составляет:

По результатам расчёта kпп = 1,08. После этого умножаем цену каждой услуги на полученный коэффициент для пересчёта цен прошлых периодов к текущему уровню цен, и уточняем НМЦК.

Согласно п. 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, полномочия и функции по определению, обоснованию и уточнению НМЦК возложены на контрактную службу заказчика. Либо на контрактного управляющего, если заказчиком принято решение о его назначении.

Нормативный и тарифный методы

Если НМЦК в плане-графике была определена нормативным (или тарифным) методом, то при подготовке извещения и документации о закупке она уточняется только в случае изменения нормативов (тарифов).

Если этого не произошло, к документации можно приложить старое обоснование НМЦК. С указанием, что нормативы (тарифы) до начала закупки не изменялись.

Проектно-сметный метод

Данный метод используется при обосновании НМЦК или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства. При этом применяются методики и нормативы (государственные элементные сметные нормы) строительных работ и специальных строительных работ, утверждённые в соответствии с компетенцией Минстроем России или органом исполнительной власти субъекта РФ;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, согласно реставрационным нормам и правилам, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в области государственной охраны объектов культурного наследия.

При применении данного метода используются и учитываются:

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утверждённая в соответствии с законодательством РФ (ст. 48 Градостроительного кодекса РФ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексовдефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Минэкономразвития России в рамках разработки прогноза социально-экономического развития РФ;
  • сведения об изменении объемов капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств, для строительства, реконструкции объектов капстроительства с использованием средств федерального бюджета;
  • Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 (далее – Положение № 427).

Если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счёт средств федерального бюджета, то достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капстроительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации.

После составления раздела 11 (Смета на строительство объектов капитального строительства) или раздела 9 (Смета на строительство1) проектной документации стоимостные показатели сметных нормативов, с учётом которых были осуществлены расчёты сметной стоимости строительства, могут измениться. В этом случае представление сметной документации осуществляется после её корректировки с учётом цен, сложившихся на дату её представления (п. 12 Положения № 427).

Если после получения положительного заключения до начала строительства в проектную документацию были внесены изменения, в результате которых сметная стоимость объекта увеличилась, но не превысила предполагаемую (предельную) стоимость, проверка сметной стоимости производится повторно (п. 30 Положения № 427).

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства она не превышает объёма капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Этот способ используется в случае невозможности применения вышеперечисленных методов или в дополнение к ним. Он заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, как суммы произведённых затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются прямые и косвенные затраты:

  • на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг;
  • транспортировку;
  • хранение;
  • страхование и др.

В соответствии с ч. 11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ информация о прибыли может быть получена: исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС; на основе других общедоступных источников информации (в т. ч. сведений информационно-ценовых агентств, результатов изучения рынка).

Пример 2

При планировании закупки товаров (работ, услуг), связанных с созданием новых (модернизированных) образцов вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий и материалов, НМЦК была определена в соответствии с подп. «г» п. 2 Правил № 656.

За исходные величины были взяты затраты на производство и реализацию этих товаров (работ, услуг) или их аналогов, которые получены посредством анализа расчётных цен, определённых с учётом результатов (технико-экономических обоснований) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию образцов и (или) их аналогов изделий и материалов, а также прибыли, которая не может превышать 1% затрат предполагаемого поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) других исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении госконтракта, и 20% остальных затрат.

Величины затрат были проиндексированы по соответствующим статьям (индексы потребительских цен, цен производителей, индексы-дефляторы по видам экономической деятельности и другие показатели прогноза социально-экономического развития РФ) в порядке, определяемом Минэкономразвития России.

При подготовке извещения и документации о закупке НМЦК может быть уточнена, если были изменены соответствующие индексы.

Таким образом, обоснование НМЦК при подготовке документации о закупке заключается в уточнении цены, указанной в плане-графике, и при необходимости выполнении расчёта с приложением справочной информации и документов (либо с указанием реквизитов документов), которые легли в основу этого расчёта. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль