Если должник заплатить не может - ГРБС ему поможет

384
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Пунктом 1 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ закреплена норма об иммунитете бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ей обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основании судебного акта. А именно – выданного судом исполнительного листа или судебного приказа. Расскажем о порядке исполнения судебных решений за счёт бюджетных средств.

Общие положения

Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются главой 24.1 БК РФ.

В частности, БК РФ предусматривает порядок исполнения:

  • судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство (или на исполнение судебного акта) в разумный срок (ст. 242.2 БК РФ);
  • судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства по денежным обязательствам федеральных казённых учреждений, казённых учреждений субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 242.3–242.5 БК РФ).

Основанием для осуществления указанных процессов является исполнительный документ, к которому прикладывается копия судебного акта, а также заявление взыскателя1 с реквизитами его банковского счёта, куда должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывает сам взыск атель либо его представитель (при этом обязательна доверенность, её нотариально удостоверенная копия или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя).

Исполнительные документы должны соответствовать требованиям ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Отметим, что в ряде случаев исполнительные документы могут быть возвращены (пп. 3–3.2 ст. 242.1 БК РФ):

1) взыскателю:

  • при непредставлении какого-либо документа из поименованных выше;
  • несоответствии документов требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и законодательством РФ об исполнительном производстве;
  • предоставлении документов в орган Федерального казначейства (далее – ОФК), финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования, в котором не открыт лицевой счёт должника;
  • нарушении установленного законодательством срока предъявления исполнительного документа к исполнению (общий срок установлен ст. 21 Закона № 229-ФЗ и составляет три года);
  • представлении взыскателем заявления об отзыве исполнительного листа;

2) в суд:

  • при предст авлении судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
  • представлен ии должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
  • невозможности осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю;

3) в суд или взыскателю:

  • при невозможности перечисления денежных средств по реквизитам банковского счёта, указанного взыскателем и (или) судом;
  • отсутствии в течение 30 дней со дня направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счёта взыскателя.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового его предъявления в пределах упомянутого ранее срока.

По общему правилу исполнение судебных актов производится в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов.

Процедура взыскания

Исполнение судебных актов производится ОФК, органами субъектов РФ или муниципалитетов, осуществляющими ведение лицевого счёта казённого учреждения (далее – уполномоченные органы). На федеральном уровне соответствующий порядок определяется Административным регламентом. На региональном и муниципальном – аналогичными документами.

Пример 1

Приказ Минфина Ульяновской области от 17.12.2010 № 63-пр «Об утверждении Административного регламента Министерства финансов Ульяновской области исполнения государственной функции по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства государственных бюджетных учреждений Ульяновской области».

Начало процедуры взыскания денежных средств по обязательствам казённого учреждения начинается с направления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного документа. В день поступления в уполномоченный орган документ регистрируется, и не позднее пяти рабочих дней после этого должнику направляется уведомление (с указанием даты приёма документа к исполнению). Учреждение-должник в течение 10 рабочих дней со дня его получения представляет в уполномоченный орган:

  • информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым будут произведены расходы по исполнению исполнительного документа;
  • платёжный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объёмов финансирования расходов, отражённых на его лицевом счёте;
  • информацию о дате ежемесячных выплат по исполнительному документу, если они имеют периодический характер.

Если для полного погашения задолженности по исполнительному документу у учреждения-должника недостаточно средств, в орган, осуществляющий полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ГРБС (РБС)), направляется запрос-требование о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), бюджетных ассигнований (БА) и (или) объёмов финансирования. При этом указывается дата поступления исполнительного документа в уполномоченный орган.

Отталкиваясь от данной даты, ГРБС (РБС) в течение трёх месяцев должен обеспечить подведомственное учреждение соответствующими средствами. В свою очередь, должник не позднее следующего рабочего дня после дня получения ЛБО (БА) и (или) объёмов финансирования представляет в уполномоченный орган платёжный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. В противном случае все операции по расходованию средств на лицевых счетах учреждения будут приостановлены. После полного исполнения требований взыскателя исполнительный документ направляется уполномоченным органом в суд с отметкой о размере перечисленной суммы.

Если нет лицевого счёта

Согласно п. 3 ст. 242.1 БК РФ одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является их предоставление в ОФК, где не открыт лицевой счёт должника.

При отказе в приёме документов в данном случае (п. 14 Административного регламента) в течение пяти рабочих дней они направляются ОФК взыскателю заказным письмом (или передаются лично под подпись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения) со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом. В письме объясняется причина отказа, а также указывается наименование и адрес ОФК, в котором открыт лицевой счёт должнику, либо указывается на отсутствие у должника лицевых счетов в ОФК.

Отметим, что функция переадресации судебного акта по нужному направлению является для ОФК обязательной. Так, в п. 2 письма Федерального казначейства от 23.07.2013 № 42-7.4-05/9.2-438 сказано, что при возврате исполнительного документа ОФК необходимо указывать наименование и адрес органа, в котором открыт лицевой счёт должника, либо сообщать о реорганизации должника и разъяснять порядок установления правопреемства, либо указывать на отсутствие у должника лицевых счетов в ОФК с разъяснением возможного способа организации исполнения судебного акта:

  • в случае открытия счёта в банке или иной кредитной организации – в соответствии с требованиями Закона № 229-ФЗ;
  • в случае закрытия лицевого счёта в ОФК – в порядке субсидиарной ответственности.

На необходимость подобных действий указывает и судебная практика.

Пример 2

Во исполнение судебных актов ООО «Арсенал-Инвест» были выданы исполнительные листы на взыскание долга с войсковой части, которые направлены для исполнения в казначейство. Однако казначеи возвратили листы без исполнения, ссылаясь на отсутствие в ОФК открытых лицевых счетов должника. Общество подало жалобу в суд. Далее последовала череда взаимоисключающих судебных решений.

Точку в деле поставил Президиум ВАС РФ. В постановлении от 01.03.2011 № 9647/10 по делу № А56-43806/2009 судом обращено внимание на то, что в силу ст. 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ1. Их принудительное исполнение производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если АПК РФ не предусмотрено иное.

В связи с изложенным ОФК обязан принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета. При этом государственная регистрация в качестве юридического лица учреждения, не имеющего лицевых (расчётных) счетов, не должна препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.

По смыслу положений главы 24.1 БК РФ исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника не может быть возвращён без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счёта в конкретном ОФК. Следовательно, ОФК по месту нахождения учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия этих счетов и направить в данный орган исполнительный лист.

При отсутствии у должника лицевых (расчётных) счетов как в ОФК, так и в Центробанке России или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в ОФК по месту открытия счёта ГРБС.

Аналогичная точка зрения и ранее высказывалась арбитражными судами (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 № 6758/08 по делу № А51-6706/20076-219, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2008 № Ф03-А51/07-1/6495 по делу № А51-6706/2007-6-219).

Толкование правовых норм в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 9647/10 по делу № А56-43806/2009 является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2011 по делу № А33-13976/2010).

Счета в Центробанке России или кредитной организации

Согласно п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ, если счета казённому учреждению – должнику открыты в Центробанке России или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. В частности, п. 2 ст. 70 Закона № 229-ФЗ установлено, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя. При этом исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте с приложением соответствующего заявления может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем (ст. 8 Закона № 229-ФЗ).

Исключением являются случаи, когда в отношении должника введена процедура наблюдения (ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Об исполнительном производстве” в случае возбуждения дела о банкротстве»).

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно должны исполнить требования исполнительного документа или постановления судебного пристава и в течение трёх дней известить об этом взыскателя (п. 5 ст. 70 Закона № 229-ФЗ).

Если имеющихся на счёте должника денежных средств недостаточно, то исполнение производится по мере их поступления до исполнения требований документа в полном объёме. При этом судебный пристав или взыскатель должны быть уведомлены о произведённых перечислениях.

Не исполнить исполнительный документ полностью кредитная организация может в следующих случаях:

  • на счётах должника отсутствуют денежные средства;
  • на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест;
  • по счетам приостановлены операции с денежными средствами;
  • в иных случаях, установленных законодательством (п. 8 ст. 70 Закона № 229-ФЗ).

Исполнение исполнительного документа кредитной организацией заканчивается по таким основаниям как: перечисления денежных средств в полном объёме; заявление взыскателя; постановление судебного пристава о прекращении (об окончании, отмене) исполнения (п. 10 ст. 70 Закона № 229-ФЗ). В случае отсутствия у учреждения счетов, открытых в Центробанке России или в кредитной организации, исполнительный документ подлежит исполнению ОФК в порядке, предусмотренном ст. 242.3–242.5 БК РФ (см., например, постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 № 31).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль