Что год грядущий нам готовит

236
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Прощаясь с 2014 г., мы решили отметить события, ставшие знаковыми для профессиональной деятельности бюджетных и автономных учреждений. А также заглянуть в будущее, чтобы узнать, какие сюрпризы готовят нам законодатели в обозримой перспективе. Как выяснилось, впереди нас ждут большие перемены. О них и поговорим с нашим экспертом.
  • Татьяна Васильевна, какие события уходящего года Вы считаете наиболее значимыми для учреждений госсектора?
  • Одна из основных задач, которую удалось решить в этом году совместными усилиями ключевых федеральных министерств, – это формирование базовых и ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг. Данная работа велась несколько лет специально созданной рабочей группой Минфина России.
    Сегодня в информационной системе «Электронный бюджет» на согласовании в Минфине на различных стадиях завершения находятся 29 базовых перечней государственных и муниципальных услуг (работ). Они включают более 37 тысяч конкретных услуг и работ, которые в соответствии с законодательством могут получить бесплатно граждане на территории Российской Федерации.
    Необходимо завершить эту большую работу и разместить утвержденные базовые перечни услуг и работ в сети Интернет, чтобы органы-учредители смогли сформировать на их основании свои ведомственные перечни.
    Главный смысл преобразования состоит в том, что только на основании ведомственных перечней можно будет сформировать государственное (муниципальное) задание. По тем услугам (работам), которых нет в перечне, нельзя ни определить задание, ни соответственно получить субсидию.
    На будущий год у нас запланировано решение еще одной важной задачи в рамках реализации п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Федеральные министерства, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, должны утвердить общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), а также на содержание государственного и муниципального имущества.
    Согласно им будет производиться расчет и обоснование бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения задания на 2016–2018 гг. при формировании проектов бюджетов.
    Конечно, формулы расчета нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) федеральными учреждениями существуют и сейчас. При этом в субъектах РФ и муниципалитетах утверждены собственные рекомендации определения таких затрат. Теперь основные правила расчета субсидий на выполнение задания для органов-учредителей будут определяться соответствующими федеральными министерствами по тем услугам, которые включены в их базовые реестры.
  • В 2015 г. меняется порядок планирования закупок для государственных и муниципальных нужд. Что учесть заказчикам? Если понадобится уточнить показатели планирования, можно ли будет подкорректировать план закупок и план-график?
  • Каждый заказчик, на которого распространяется законодательство о контрактной системе (а это казенные и бюджетные учреждения, органы власти), должен осуществлять планирование закупок. При этом требование Закона № 44-ФЗ о необходимости формирования плана закупок и плана-графика закупок вступает в силу с отложенным сроком – с 1 января 2015 г., если не принято решение о досрочном вводе в действие ст. 17 и 21 данного Закона.
    Чтобы обеспечить таких «революционеров» нормативной правовой базой, Правительством РФ еще в 2013 г. утверждено два важных постановления – № 1043 и № 1044, которыми установлены требования к формированию планов закупок и планов-графиков субъектами РФ и муниципалитетами, и формы этих документов.
    В обязательном порядке заказчики начнут осваивать новую систему планирования в середине 2015 г. в период составления проекта закона (решения) о бюджете.
    В целях подготовки к этому серьезному процессу будут утверждены соответствующие нормативные правовые акты (в т. ч. по планированию и нормированию закупок), а также создан качественный информационный продукт, т. к. при составлении плана закупок и плана-графика заказчику потребуется обработать большой массив информации.
    Что касается внесения изменений в планы, то Закон № 44-ФЗ и подзаконные акты по совокупности устанавливают широкий перечень оснований для этого. И данный перечень не является закрытым. Любой плановый документ может быть изменен, в т. ч. и по планированию закупок. Ведь это оперативные документы.
    План-график государственного (муниципального) заказчика является приложением к бюджетной смете, а для заказчика бюджетного учреждения – к плану финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, как смету и план ФХД, его можно будет корректировать.
  • В чем принципиальное отличие новой системы планирования от старой?
  • Основная новация состоит в том, что каждому заказчику независимо от объемов закупок, надо будет сформировать план закупок на три года. То есть в 2015 г. мы должны продумать, какие закупки будем совершать в 2016–2018 гг. И не просто описать их, но определить объем планируемых платежей. А в плане-графике – «разложить» первый год (2015-й) на показатели планируемых объектов закупок с обоснованием цели закупки (для чего мы приобретаем данный объект).
    Если закупка осуществляется в целях обеспечения функции, необходимо обосновать ее исходя из правил нормирования, с учетом нормативных затрат, определяющих предельные объемы затрат (в денежном выражении) на обеспечение функции конкретного должностного лица или группы должностей.
    Если объект закупки включен в специальный перечень товаров, работ и услуг, то на него распространяется требование по соблюдению соответствия установленным свойствам (функциональным, технологическим и иным характеристикам, в т. ч. предельная цена), обуславливающим его пригодность для эксплуатации в целях оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения полномочий, но не приводящим к приобретению предметов роскоши.
    Нормирование – очень важная составляющая процедуры закупки, которая будет подвержена тщательному контролю со стороны различных структур, в т. ч. Счетной палаты РФ.
  • Насколько эффективно, на Ваш взгляд, работают сегодня официальные интернет-ресурсы, в т. ч. для размещения обязательной информации об учреждениях?
  • Сейчас в Минфине России разрабатывается новая редакция Бюджетного кодекса РФ, одна из определяющих глав которого будет посвящена информационному обеспечению бюджетного процесса. И это не случайно. Без развития информационных технологий, позволяющих своевременно обрабатывать большой массив взаимосвязанной информации, невозможно сформировать базовые и ведомственные перечни услуг и работ, осуществлять бюджетное планирование и планирование закупок.
    Уже давно существует реестр госконтрактов. В него включены все контракты, заключенные в Российской Федерации.
    В прошлом году был создан реестр соглашений о субсидиях из бюджета. После заключения соглашения его сканированная копия в течение трех дней должна быть размещена в реестре.
    Важность этого публичного ресурса трудно переоценить: в нем наглядно видно, кто, за что и в каком объеме получает бюджетные средства. Сегодня мы расширили перечень соглашений, которые подлежат размещению в реестре. Это субсидии бюджетным и автономным учреждениям; все межбюджетные субсидии, бюджетные инвестиции хозяйственным обществам.
    В 2015 году вводится новый реестр государственных заданий в дополнение к действующей норме о размещении задания на официальном сайте госучреждений (Закон № 86н) .
    Но, как показывает практика, не всегда информационные системы функционируют достаточно хорошо, в т. ч. в техническом плане и нормативном регулировании. Не реализована идея так называемого единовременного ввода, когда единожды введенный в систему показатель используется для формирования различных формуляров и отчетных форм. Те или иные реестры сегодня создаются каждый раз «с нуля», без использования (либо только с частичным использованием) информации, имеющейся в других ресурсах.
  • Долгое время «висит в воздухе» вопрос о том, как контролировать деятельность бюджетных и автономных учреждений. Есть ли сегодня уточнения на этот счет?
  • В законодательстве (в т. ч. ст. 32 Закона № 7-ФЗ) есть нормы о том, что контроль за деятельностью бюджетных и автономных учреждений осуществляют органы-учредители. В частности, они проверяют, как исполняются госзадания. Этой же статьей устанавливается норма, согласно которой на региональном и муниципальном уровне контроль осуществляется в порядке, определенном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местными администрациями.
    Кроме того, действующим законодательством контрольные функции (порой идентичные) закреплены за другими различными органами. К примеру, только закупочные процедуры контролируют ФАС России, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. К этому добавляются ведомственный контроль и пр.
    По-моему, говорить о качестве всей системы контроля можно только соблюдая разграничение полномочий по его осуществлению.
  • Вы уже упоминали об изменениях в Бюджетный кодекс РФ. Насколько глобальны будут новации?
  • Речь сегодня идет не о каких-то точечных поправках, а о совершенно новой редакции Бюджетного кодекса.
    Работу над этим ведут различные департаменты Минфина России, затем к ним подключатся другие органы власти, Счетная палата РФ.
    Новая редакция Кодекса значительно расширяет сферу регулирования. Его нормы будут распространяться не только на участников бюджетного процесса, но и те структуры, которые с ними взаимодействуют при получении средств из бюджета (бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, иные юридические лица).
    В связи с расширением сферы регулирования Бюджетного кодекса, в него будут перенесены некоторые нормы, установленные ранее законами № 174-ФЗ и № 7-ФЗ.
    Изменится структура Кодекса, а также понятийный аппарат. К примеру, понятия «главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств», вполне возможно, будут заменены на более точные определения: главный распорядитель (распорядитель) расходов бюджета и администратор расходов бюджета.
    Ведь ни один из этих участников бюджетного процесса не имеет дело со средствами, они оперируют другими показателями по расходам бюджета (лимиты бюджетных обязательств, бюджетные ассигнования). Такие нововведения потребуют корректировки большого объема подзаконных актов, поэтому любые новации должны вводиться с учетом всех последствий для системы.
  • Что бы Вы пожелали учреждениям и их учредителям в наступающем году?
  • Прежде всего хочется пожелать, чтобы все нормативные акты разрабатывались и утверждались своевременно (не так, что сегодня написали – а завтра применять).
    Чтобы у людей на местах было время с актами ознакомиться и спокойно подготовиться к новым порядкам и правилам.
    Желаю, чтобы у всех работников бюджетной сферы были условия для профессионального роста, для карьеры. Это особенно важно для молодых специалистов. При этом чтобы у них было время на полноценную личную жизнь, создание семьи. А тем, у кого семья уже есть, чтобы была возможность видеться со своими близкими чаще. Желаю мира в семье, здоровья и любви!


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль