Как ликвидировать дефицит мест в детских садах

626
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
По данным Росстата, на начало 2014 г. в устройстве в дошкольные образовательные организации нуждались 2,7 млн детей. Это составляло 62% от общего числа детей дошкольного возраста (1–6 лет) и 43% от числа тех детей, которые посещали детские сады. Указанные цифры, безусловно, свидетельствуют о сохраняющейся остроте проблемы дефицита мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Между тем, за последние годы в России накоплен значительный практический опыт решения или смягчения различными способами данной проблемы.

Механизмы решения

Сложившиеся на сегодняшний день в России механизмы решения проблемы дефицита мест в муниципальных детских садах можно разделить на три типа, в каждом из которых реализуется тот или иной подход:

1 административный подход – увеличение мощности сети муниципальных учреждений дошкольного образования;

2 рыночный подход – привлечение немуниципальных поставщиков к оказанию дошкольных образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за счет средств бюджета;

3 компенсационный подход – предоставление компенсаций родителям детей, не посещающих детсады.

Применительно к первому типу реализуются такие механизмы как: открытие новых детских садов, дополнительных групп в действующих детских садах, групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в различных муниципальных учреждениях, организация так называемых семейных детских садов на базе муниципальных учреждений.

Ко второму типу относятся механизмы: муниципального заказа на дошкольные образовательные услуги, целевой потребительской субсидии на получение услуги дошкольного образования или услуги по присмотру и уходу за детьми, прямого субсидирования немуниципальных поставщиков.

Нормативный документ

Согласно указу Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех его форм, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.

Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе.

Механизмы третьего типа включают предоставление компенсационных денежных выплат родителям детей, которые стоят в очереди в детский сад.

Каждый из перечисленных механизмов может применяться как отдельно, так и в комплексе с другими. Возможность и целесообразность их применения в том или ином муниципалитете зависит от различных факторов. В практическом смысле важно понимать суть подхода и его механизмов, их выгоды и недостатки, необходимые условия, знать последовательность действий, которые следует предпринять для их использования, а также быть знакомым с имеющимся российским опытом их применения.

В рамках данной статьи подробно остановимся на первом подходе. Остальные рассмотрим в следующих номерах нашего журнала.

Запомнить

Все подходы к решению проблемы дефицита мест в детских садах (и механизмы их реализации) отличаются друг от друга (в т. ч. по затратности), но объединяет их необходимость вложения муниципалитетом определенного объема ресурсов. Абсолютно незатратных способов изменить ситуацию не существует.

Административный xподход

Когда дело доходит до определения конкретных шагов, направленных на решение проблемы нехватки мест в детских садах, данный подход в силу своей традиционности рассматривается в первую очередь. Административным его можно назвать потому, что здесь органы местного самоуправления осуществляют управление (администрирование) собственной сетью поставщиков услуг – муниципальных учреждений. Общим преимуществом подхода является то, что реалистичность его применения зависит, главным образом, от возможностей местной администрации, а не от состояния и тенденций на рынке услуг.

Далее раскроем суть механизмов административного подхода. Открытие новых детских садов на базе вновь построенных зданий. Данный механизм широко известен, имеет практическое применение в различных масштабах во многих муниципалитетах и обладает рядом бесспорных преимуществ.

Во-первых, он позволяет единовременно организовать предоставление услуг большому числу потребителей.

Во-вторых, с его помощью можно обеспечить соответствующий современным требованиям уровень инфраструктуры для оказания услуг.

Однако у этого механизма есть и недостатки, самым очевидным из которых является необходимость очень высоких капитальных затрат – помимо средств на само оказание услуг он требует вложения значительных средств в появление нового поставщика, в частности в строительство нового здания.

Также к недостаткам механизма можно отнести то, что он не позволяет гибко и оперативно реагировать на изменения в спросе на услуги. С одной стороны, с его помощью невозможно быстро увеличить необходимый объем услуг, т. к. строительство требует значительного времени. С другой – в случае заметного снижения спроса на услуги содержание полупустых детских садов будет наносить ущерб местному бюджету, что в свою очередь потребует избавления от излишних объектов муниципальной собственности или перепрофилирования учреждений.

Таким образом, данный механизм и масштабы его применения надо увязывать не только с финансовыми возможностями муниципалитета, но и с демографическими прогнозами.

Создание дополнительных групп путем увеличения площадей муниципальных детских садов. Данный механизм по своей сути во многом совпадает с предыдущим. Увеличение площадей детских садов осуществляется за счет строительства пристроев, мансардных этажей и т. п. По сравнению со строительством нового учреждения этот способ может быть менее затратен в связи с отсутствием необходимости заново проводить центральные коммуникации и т. п.

Долгосрочные перспективы

Субъектами РФ реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений. В качестве примера можно привести: постановление губернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы “Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012–2015 годы”»; постановление Правительства Воронежской области от 31.08.2012 № 760 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы “Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2013–2017 годы”»; постановление Правительства Калужской области от 20.05.2011 № 284 «Об утверждении долгосрочной целевой программы “Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011–2015 годы”» и др. Целями таких программ являются повышение уровня доступности дошкольного образования и совершенствование его материально-технической составляющей.

Специфическим недостатком механизма является то, что при его применении может возникнуть необходимость временного снижения существующего объема услуг по причине проведения строительных работ.

Открытие новых детских садов на базе зданий, возвращенных в сеть муниципальных учреждений дошкольного образования. В последнее несколько десятилетий большое количество зданий муниципальных детских садов было отдано под размещение других муниципальных ведомств и учреждений, передано из муниципальной в государственную собственность, продано, сдано в аренду. Причины избавления муниципалитетами от своих детских садов были различны, но главным образом это происходило из-за спада рождаемости и недозагрузки учреждений. В условиях заметного увеличения рождаемости и возникновения дефицита мест в детских садах возвращение отданных или проданных зданий в сеть муниципальных дошкольных организаций стало рассматриваться как один из способов решения проблемы.

Этот механизм позволяет избежать значительных расходов на строительство нового детского сада, однако малозатратным его тоже назвать нельзя. Во-первых, могут потребоваться затраты на реконструкцию и ремонт возвращенных зданий, а они тоже немалые. Во-вторых, если здание находится не в муниципальной собственности, муниципалитету, возможно, нужно будет его выкупать.

У этого механизма есть и другие специфические недостатки. Если здание «отнимается» у иного муниципального учреждения (например, у центра детского творчества и т. п.), то возможно ущемление интересов определенных групп населения. Процесс возврата здания из государственной собственности в муниципальную тоже может быть непрост.

Ну и наконец, данный механизм не имеет достаточной гибкости и оперативности в реагировании на изменения спроса на услуги.

Открытие новых детских садов на базе арендованных муниципалитетом зданий бывших ведомственных дошкольных образовательных учреждений. Возможны ситуации, когда собственник зданий бывших ведомственных детских садов (как правило, крупное предприятие) не нуждается в них и готов продать либо сдать в аренду. Во втором случае у муниципалитета (особенно в условиях экономического кризиса и низкого спроса на недвижимость) появляется возможность добиться приемлемых для себя условий по размеру арендной платы и длительным срокам аренды.

Применение данного механизма позволяет муниципалитету избежать крупных единовременных расходов и получить в распоряжение здания, которые приспособлены к предоставлению на их базе дошкольных образовательных услуг (если собственник зданий не подвергал их реконструкции). При этом возможно размещение как нового дошкольного образовательного учреждения, так и уже существующего. В последнем случае происходит укрупнение действующего учреждения.

Период запуска оказания услуг может быть относительно небольшим – если арендованное здание не нуждается в реконструкции и ремонте, то муниципалитету достаточно укомплектовать штат нового детского сада и обеспечить его необходимым оборудованием (мебель, посуда и т. д.).

Специфическим недостатком данного механизма является то, что возможность его применения зависит от ряда факторов, на которые местная администрация не может повлиять: наличия зданий бывших ведомственных детских садов, желания собственника сдать их в аренду на приемлемых для муниципалитета условиях и т. д.

Также этот механизм не позволяет гибко реагировать на уменьшение спроса на услуги. Если потребность в услугах детского сада, работающего на базе арендованного здания, исчезнет, то муниципалитету либо придется продолжать платить за аренду задания и искать ему новое применение, либо расторгать договор аренды, что может повлечь уплату штрафов.

Создание дополнительных групп путем оптимизации площадей в детских садах. Данный механизм популярен в силу своей сравнительно небольшой затратности и оперативности в реагировании на изменение спроса на услуги. Так, если в существующем детском саду есть возможность открыть дополнительные группы либо на пустующих площадях, либо отказавшись от каких-то «излишеств» (например, помещений зимних садов и т. п.), то муниципалитету достаточно расширить штат учреждения и обеспечить его мебелью и другими материалами.

К недостатку механизма относится то, что его применение может вызвать ухудшение условий предоставления услуг и недовольство родителей.

Пример

Вряд ли родители детей, которые уже ходят в детский сад, будут рады тому, что дополнительная группа открыта в физкультурном зале, а физическими упражнениями детям придется заниматься в коридоре.

Также абсолютно искаженным и негативным применением данного механизма является так называемое «уплотнение групп», которое ведет к нарушению санитарных правил и норм по деятельности дошкольных образовательных учреждений (площадь группы на одного ребенка и т. д.).

Открытие групп кратковременного пребывания детей в муниципальных учреждениях. Механизм направлен на обеспечение детей, не посещающим детские сады, образовательными услугами. Группы кратковременного пребывания могут организовываться как в учреждениях дошкольного образования (например, в выходные дни), так и в других муниципальных организациях (школах, домах творчества, центрах развития и т. п.). Как правило, такие группы рассчитаны на детей предшкольного возраста и направлены на их подготовку к обучению в школе.

Недостатком данного механизма является то, что он не может заменить родителям детей «классический» детский сад. Даже ежедневное пребывание ребенка в такой группе в течение 2–3 часов не обеспечит родителю (как правило, маме) возможности работать полный рабочий день. А именно к этому зачастую стремятся родители, желая устроить ребенка в детсад, образовательные услуги стоят на втором месте, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Конечно, применение данного механизма лучше, чем ничего. Однако оно ограниченно влияет на решение проблемы очередей в детские сады. Представляется, что большая часть родителей не будет забирать своего ребенка из очереди на устройство в детсад только потому, что его взяли в группу кратковременного пребывания.

Организация семейных детских садов на базе муниципальных учреждений. Семейный детский сад формально является структурным подразделением (филиалом) муниципального учреждения дошкольного образования. Однако процесс оказания услуги происходит на дому по месту проживания ребенка, поскольку воспитателем в таком детском саду является сам родитель. В случае соответствия определенным требованиям (наличие благоустроенного жилья, отсутствие судимости и т. д.) этот родитель оформляется на ставку воспитателя в учреждении, он получает заработную плату и денежные средства на питание ребенка по установленному нормативу. Ребенок у такого воспитателя не один – детский сад и называется «семейным», поскольку право стать воспитателем получает родитель, у которого есть нескольких детей дошкольного возраста.

Если собственных детей дошкольного возраста в семье до нужного числа не хватает, то допускается прием «на обслуживание» воспитанников из других семей. Образовательные услуги (занятия грамотой, музыкой и т. п.) могут оказываться на базе учреждения.

Как правило, такие детские сады организуются в многодетных семьях или в семьях, где кроме ребенка дошкольного возраста есть еще и ребенок-инвалид. Примечательно, что в нормативных правовых актах, регулирующих использование этого механизма, говорится, что семейные детские сады организуются в целях поддержки многодетных семей, ведь помимо прочего работа воспитателем засчитывается в трудовой стаж родителя.

Важным преимуществом механизма является то, что он позволяет решать проблему нехватки мест в детских садах, осуществляя лишь текущие затраты (зарплата воспитателей и питание ребенка). К недостаткам можно отнести сложность контроля за деятельностью семейных воспитателей и соблюдением на дому санитарных правил и норм, относящихся к учреждениям дошкольного образования.

Запомнить

Контроль за работой семейного детского сада осуществляет администрация образовательного учреждения, на базе которого он создан.

Комплексное решение

В некоторых субъектах РФ действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011–2016 годы, которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в регионе и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. В Концепции поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, а также заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т. п.).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль