За что могут отобрать лицензию

424
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
Деятельность бюджетных и автономных учреждений в силу особенностей стоящих перед ними социально значимых задач (например, оказание медицинских либо образовательных услуг) довольно часто подлежит лицензированию. С общим порядком получения лицензии такие учреждения, как правило, знакомы хорошо. Однако на практике могут возникать различные, на первый взгляд простые, ситуации, которые могут вызвать вопросы у соискателей или держателей лицензий.

Лицензионные требования

Целью лицензирования любого из предусмотренных соответствующим законом видов деятельности является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Такая формулировка закреплена в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Предотвращение ущерба, в свою очередь, достигается путем осуществления уполномоченными в области лицензирования органами действий, связанных с проверкой лиц, претендующих на получение лицензии, а также получивших такие лицензии, на соответствие требованиям профильного законодательства.

Поэтому важно определить, соответствие каким именно требованиям должны подтверждать проверяемые учреждения. Их перечень для каждого вида деятельности будет различен, однако можно выделить общие правила:

  • список таких требований устанавливается положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, которые утверждаются Правительством РФ. Никакие другие государственные органы устанавливать дополнительные требования не вправе. Данное правило установлено ч. 1 ст. 8 Закона № 99-ФЗ, а также вытекает из общих принципов лицензирования – обеспечение единства экономического пространства и установление единого порядка лицензирования на территории РФ (ст. 4 Закона № 99-ФЗ). Поэтому если лицензирующий орган предъявляет к соискателю или держателю лицензии требования, которые Правительством РФ не предусмотрены, такие действия проверяющих не могут быть признаны обоснованными;
  • информация о лицензировании и лицензионных требованиях является открытой и доступной (за исключением установленных законом ограничений). В полномочия лицензирующих органов входит обязанность предоставлять заинтересованным лицам информацию по вопросам лицензирования, включая ее размещение в сети Интернет на официальных сайтах лицензирующих органов. При этом указываются адреса электронной почты, по которым пользователями могут быть направлены запросы (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 99-ФЗ);
  • не могут устанавливаться лицензионные требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг (ч. 4 ст. 8 Закона № 99-ФЗ).

Запомнить

Осуществление лицензирования каких-либо видов деятельности в иных целях, кроме предотвращения ущерба (понятие которого определено Законом № 99-ФЗ), не допускается.

Проверка документов

Представленные соискателем лицензии документы проверяются лицензирующим органом в течение 45 календарных дней со дня приема заявления. Дата приема заявления будет определяться в зависимости от выбранного заявителем способа подачи документов. Закон предусматривает три таких способа:

1 предоставление документов заявителем лично в лицензирующий орган – в этом случае дата их принятия указывается в описи, содержащей информацию обо всех предоставленных документах;

2 отправка документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении – при таком способе подачи лицензирующий орган также составляет опись принятых документов и отправляет ее заявителю по почте с уведомлением о вручении;

3 заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, – и тогда опись документов, составленная лицензирующим органом, также должна быть подписана электронной подписью. Данные подписи должны быть получены в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В течение трех дней с момента приема документов лицензирующий орган проверяет правильность оформления заявления о получении лицензии. При выявлении нарушений заявитель должен быть уведомлен об этом, и ему должен быть предоставлен 30-дневный срок для устранения выявленных нарушений и (или) предоставления недостающих документов.

Для соискателя лицензии значение этих сроков выражается в следующем:

  • общий 45-дневный срок рассмотрения документов соискателя будет исчисляться только с момента устранения выявленных недостатков и предоставления полного пакета документов;
  • в случае если в течение 30 дней с момента получения уведомления лицензирующего органа недостатки не будут устранены, заявление подлежит возврату соискателю.

Решение о предоставлении лицензии, либо об отказе в ее предоставлении оформляется приказом лицензирующего органа, и в течение трех рабочих дней с момента принятия вручается лицензиату либо направляется ему по поч те заказным письмом с уведомлением о вручении. При положительном решении одновременно с приказом оформляется и направляется сама лицензия, а сведения о ее выдаче регистрируются в реестре лицензий.

Реестр лицензий

Реестр лицензий ведется каждым лицензирующим органом в отношении подконтрольных ему лицензируемых видов деятельности. Такой реестр в обязательном порядке содержит общую информацию, которая имеется в выданной лицензии – наименование держателя лицензии, лицензируемый вид деятельности, номер и дата регистрации лицензии, иные сведения, предусмотренные ст. 15 Закона № 99-ФЗ. Для внешних пользователей интересными могут оказаться также дополнительные сведения из реестра, характеризующие соблюдение получившим лицензию учреждением требований к подлицензионной деятельности:

  • приказы (распоряжения) лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других связанных с осуществлением лицензионного контроля документов;
  • выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии.

Представляется, что при большом количестве выявляемых нарушений вопрос о работе с такой организацией будет решен отрицательно.

Запомнить

Следуя принципу открытости информации о лицензировании, по запросу заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Они представляют собой выпи ску из реестра лицензий либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справку об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

Переоформление лицензии

Нормативный документ

В настоящее время действует Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Согласно этому документу плановые проверки, например, учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, производятся не чаще одного раза в год, а учреждений, осуществляющих образовательную деятельность – не чаще одного раза в два года. Установленное ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ ограничение проведения проверок не чаще чем один раз в три года на указанные в Перечне виды деятельности не распространяется.

При наступлении определенных законом условий действующая лицензия подлежит обязательному переоформлению. В частности, в случаях:

  • реорганизации юридического лица в форме преобразования;
  • изменения наименования, адреса места нахождения организации;
  • изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ч. 1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

Заявление о переоформлении предоставляется в том же порядке, что и заявление о получении лицензии.

Срок его рассмотрения лицензирующим органом составляет 10 рабочих дней со дня приема полного комплекта документов. По истечении этого срока лицензия будет либо переоформлена, либо в переоформлении будет отказано. Однако такой отказ сам по себе не влечет за собой прекращение либо приостановление действия первоначально выданной лицензии, и она будет продолжать действовать на указанных в ней условиях.

Если основанием переоформления лицензии служат изменение адреса, по которому осуществляется деятельность, либо истечение срока направления заявления о переоформлении при реорганизации учреждения, либо выполнение работ, услуг, не указанных в первоначально выданной лицензии, то до момента ее переоформления осуществлять подлицензионную деятельность запрещено (ч . 2 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

Проверка соблюдения требований

Проверка осуществляющих лицензируемые виды деятельности учреждений производится по общим правилам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законом о лицензировании.

При этом выделяют плановые и внеплановые виды проверок: Плановые проверки. Проводятся на основании ежегодно утверждаемого лицензирующим органом плана, при этом основания для включения учреждения в число проверяемых будут следующие:

1 истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2 истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3 истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере. Учитывая значимость осуществления деятельности в этих сферах, периодичность плановых проверок для них будет более частая по сравнению с иными лицензионными видами деятельности.

Внеплановые проверки. Основания для их проведения могут быть следующие:

1 истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленных нарушений.

Если требования предписания будут исполнены лицензиатом ранее установленного срока, он имеет право ходатайствовать о досрочном проведении соответствующей проверки;

2 поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

При этом перечень грубых нарушений устанавливается для каждого вида деятельности положением о его лицензировании, является закрытым и не может быть произвольно расширен лицензирующим органом.

Запомнить

Сведения о включении учреждения в план проверок ежегодно размещаются на сайте лицензирующего органа, а также включаются в сводный план проведения проверок, размещаемый на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Пример

Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, грубыми будут являться следующие нарушения:

  • отсутствие у учреждения помещений и площадей, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
  • отсутствие учебно-методической документации по реализуемым образовательным программам;
  • отсутствие в штате требуемых педагогических работников.

3 истечение срока, на который приостановлено действие лицензии;

4 предоставление заявления о переоформлении ранее выданной лицензии.

Проводимые по всем указанным основаниям внеплановые проверки, за исключением проверок по заявлениям о фактах грубых нарушений, не требуют согласования с органами прокуратуры (ч. 2, ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Приостановление и прекращение

Приостановление действия лицензии используется проверяющим органом при выявлении в результате проведенных проверок грубых нарушений учреждением. Сведения о приостановлении в обязательном порядке вносятся в реестр лицензий.

Закон устанавливает следующий порядок приостановления лицензии:

  • если лицензиат привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубых нарушений лицензионных требований – в этом случае ему выдается новое предписание и действие лицензии приостанавливается до дня его исполнения;
  • если лицензиату назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности – действие лицензии будет приостановлено до момента истечения срока наказания.

При отсутствии нарушений действие лицензии может быть прекращено в следующих случаях:

  • представление держателем лицензии заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращение деятельности юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • наличие решения суда об аннулировании лицензии.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль