Пропуск срока на руку налогоплательщику

332
 Даньшин А.Е.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Если за учреждением числится налоговая задолженность и оно не исполнило требование инспекции об уплате, налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд. На подачу иска отводится шесть месяцев. Есть ли у налоговиков шанс взыскать долг в случае пропуска указанного срока? Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике.

В пункте 3 ст. 46 НК РФ сказано, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации причитающейся к уплате суммы налога. Такое заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Между тем нормы Налогового кодекса РФ, как, впрочем, и положения Арбитражного процессуального кодекса РФ, не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный п. 3 ст. 46 НК РФ.

Указания ВАС РФ

Право устанавливать наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд и оценивать уважительность этих причин принадлежит суду (определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 № 308-О).

Ключевые с этой точки зрения указания дал арбитражным судам Пленум ВАС РФ (п. 60 постановления от 30.07.2013 № 57), причем они на руку налогоплательщикам.

1. Суды независимо от наличия соответствующего заявления ответчика (т. е. учреждения по искам ИФНС о взыскании недоимки) должны проверять, не истекли ли сроки, установленные для обращения налоговых органов в суд.

2. Если полгода после истечения срока исполнения требования минуло, то срок может быть восстановлен при двух условиях:

  • налоговый орган подал ходатайство о восстановлении срока (без него суд этого сделать не может);
  • в ходатайстве названы уважительные причины пропуска срока.

3. Априори не могут рассматриваться в качестве уважительных причин:

  • необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего искового заявления;
  • нахождение руководителя или представителя налогового органа в командировке или отпуске;
  • смена руководителя налогового органа, иные кадровые перестановки;
  • другие внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Разумеется, если представители ИФНС в судах приводят подобные причины, пользы им это не приносит. Если же имеют место оправдания другого рода, арбитражные суды дают им оценку.

Судебная практика

Неуважительные причины. Арбитражные суды разъясняют налоговым органам, что уважительные причины должны представлять собой исключительные, непреодолимые, объективные, т. е. не зависящие от воли сторон, обстоятельства, которые послужили препятствием к подготовке и своевременной подаче заявления в суд.

Не относятся к уважительным, например, такие причины:

  • большой объем работы специалистов инспекции, несопоставимый со штатом сотрудников, нехватка сотрудников (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2014 по делу № А13-9007/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 № 09АП-7962/2011-АК);
  • обжалование налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган и арбитражный суд, оспаривание процедуры бесспорного взыскания задолженности (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.09.2014 по делу № А78-10014/2012, ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2013 № Ф03-905/2013);
  • изменение налогоплательщиком места нахождения и постановки на налоговый учет (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2014 по делу № А53-1984/2013, ФАС Дальневосточного округа от 23.09.2013 № Ф03-4196/2013);
  • размышления представителей налогового органа над квалификацией и возможностью взыскания сумм, предложенных к добровольной уплате (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2013 № А33-16385/2012);
  • нарушение правил подсудности или подведомственности, например подача инспекцией искового заявления в суд общей юрисдикции вместо арбитражного суда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2012 по делу № А32-42405/2011).

Не располагая уважительными причинами, налоговые органы иногда пытаются выйти из положения иным способом – заявляют о том, что шесть месяцев нужно отсчитывать по истечении двух месяцев, которые максимально отводятся кодексом на исполнение требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Так они пытаются продлить себе срок.

Однако подобная трактовка указанной нормы кодекса ошибочна, что становится понятно при ее внимательном прочтении. Срок для обращения в суд исчисляется от даты истечения срока для исполнения требования. И никак иначе.

Например, требование было датировано 10.03.2014 и в нем предлагалось уплатить сумму налога до 01.04.2014. В таком случае шестимесячный срок для обращения в суд истек 01.10.2014. Уважительные причины. Судебные решения, где бы судьи согласились восстановить инспекции срок и принять иск к рассмотрению, прямо скажем, еще стоит поискать. Примеры единичны.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13.10.2011 № А41-8921/11 уважительными причинами судьи посчитали в совокупности два обстоятельства: многочисленность судебных разбирательств с участием налогоплательщика, в связи с чем инспекции потребовалось больше времени для определения заявленных требований, плюс незначительность пропуска срока – три недели.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль