НДФЛ: важные новации и разъяснения

335
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В ушедшем 2014 г. было принято не так много изменений, касающихся исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Тем не менее на некоторые новшества Налогового кодекса РФ стоит обратить самое пристальное внимание. Не стоит забывать и о важных разъяснениях Минфина и ФНС России, а также о судебных решениях, которые вышли в свет в 2014 г. Они тоже содержат немало важных разъяснений. Остановимся на наиболее интересных моментах.

Доходы беженцев

Начнём с законодательных изменений. И, прежде всего, отметим Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 285-ФЗ). В соответствии с этим документом налог с доходов беженцев от трудовой деятельности нужно рассчитывать по ставке 13% (абзац седьмой п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)).

Напомним, что по общему правилу до тех пор, пока иностранный гражданин не приобрёл статус резидента, его доходы облагаются по ставке 30% (абзац первый п. 3 ст. 224 НК РФ). А резидентство, как известно, приобретается после того, как лицо находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, беженцы, большинство из которых обычно испытывают материальные трудности, до недавнего времени были вынуждены мириться с удержанием налога в размере 30%. Чиновники же напоминали, что никаких исключений для беженцев законодательство не предусматривает (письмо ФНС России от 03.09.2014 № БС-4-11/17606@).

Закон № 285-ФЗ вступил в силу 6 октября 2014 г. (дата опубликования на официальном портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). Однако льготная ставка для беженцев применяется с 1 января 2014 г. (ч. 3 ст. 2 Закона № 285-ФЗ). Специалисты налоговой службы обращают на это особое внимание (письмо ФНС России от 16.10.2014 № БС-4-11/21482@). Выходит, что налог, удержанный с доходов беженцев с начала года, придётся пересчитать.

Организация должна сообщить работнику-беженцу о том, что с него была удержана излишняя сумма налога. На это отводится 10 рабочих дней с даты, когда стало известно об излишнем удержании (абзац второй п. 1 ст. 231 НК РФ). Видимо, этот срок нужно отсчитывать со дня опубликования закона (6 октября 2014 г.). Впрочем, если организация не уложилась в срок, ответственность ей всё равно не грозит. За подобные нарушения она просто не предусмотрена.

Сообщение об излишне удержанной сумме налога можно составить в произвольной форме (п. 1 письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112). Далее излишне удержанную сумму следует вернуть работнику-беженцу.

Для этого последний должен написать заявление (абзац первый п. 1 ст. 231 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/10-1206). В течение трёх месяцев организация возвращает налог (абзац третий п. 1 ст. 231 НК РФ). Возврат производится за счёт сумм НДФЛ, подлежащих удержанию, как с этого работника, так и с других сотрудников организации.

Тот факт, что работник уволился, не освобождает организацию от обязанности вернуть ему налог (письма Минфина России от 24.12.2012 № 03-04-05/6-1430 и от 25.08.2009 № 03-04-06-01/222).

Компенсация части родительской платы за присмотр и уход

Закон № 285-ФЗ уточнил ещё и п. 42 ст. 217 НК РФ. Теперь от НДФЛ освобождается компенсация родительской платы не за содержание детей (как было раньше), а за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Изменения вступили в силу 1 января 2015 г.

Напомним, что с 1 июля 2014 г. действует другой закон, касающийся начисления на родительскую плату НДС. Изменения были внесены в подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. Федеральный закон от 04.06.2014 № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Прежде в ст. 149 НК РФ говорилось об освобождении от налога «услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Теперь же речь идет об услугах по «присмотру и уходу за детьми».

Причина, побудившая законодателя принять эти изменения, заключается в том, что новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разделил собственно образование и функции по присмотру (уходу) за детьми (письма Минобрнауки России от 05.08.2013 № 08-1049 и от 24.04.2013 № ДЛ-101/08).

Штраф за досрочное перечисление налога не грозит

Теперь перейдём к интересным разъяснениям чиновников и судебным решениям, принятым в 2014 г. В последнее время организации всё чаще не тянут с уплатой налогов до последнего, а перечисляют их заранее. Благо, закон предоставляет налогоплательщикам такое право (абзац второй п. 1 ст. 45 НК РФ). А вот налоговым агентам в этом плане повезло меньше. Для них возможность перечислить налог заранее в НК РФ не предусмотрена.

Вместе с тем практика последних лет показывает, что иногда налоговые агенты перечисляют НДФЛ раньше, чем выплачивают доход своим работникам. Налоговики, выявляя подобные факты, часто штрафуют организации по ст. 123 НК РФ за невыполнение обязанностей налогового агента. Суды же в некоторых случаях признают штраф законным, а в некоторых – нет.

Все точки над «i» решила расставить ФНС России. В письме от 29.09.2014 № БС-4-11/19716@ чиновники проанализировали сложившуюся практику и признали её «неоднозначной». В пользу налоговых органов были приняты, в частности, постановления ФАС Уральского округа от 03.12.2013 № Ф09-13260/13, ФАС Московского округа от 29.06.2012 № А41-29929/11; в пользу налогоплательщиков – постановления ФАС Московского округа от 30.04.2014 № Ф05-3637/2014 по делу № А41-29659/13, ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2014 № А26-3109/2013 и от 10.12.2013 № А56-16143/2013.

Взвесив все за и против специалисты ФНС России сообщили, что ст. 123 НК РФ предусматривает ответственность за неудержание или неперечисление налога. А при перечислении НДФЛ раньше фактической выплаты доходов сотрудникам никакой задолженности перед бюджетом не возникает. Значит, штрафовать налоговых агентов в подобных случаях нельзя.

Компенсации и авансы контрагентам – физлицам

Заключение между учреждением и физическим лицом гражданско-правовых договоров, в которых физлицо выступает подрядчиком или исполнителем, – отнюдь не редкость. Но именно такие соглашения вызывают у проверяющих из налоговой инспекции наибольшее количество вопросов. Взять хотя бы компенсацию расходов физического лица (например, на проезд и проживание).

В 2014 году Минфин России продолжал настаивать на том, что такая компенсация должна облагаться налогом (письма от 20.03.2014 № 03-11-11/12250 и от 29.01.2014 № 03-04-06/3282). Причём эту линию чиновники гнут на протяжении нескольких последних лет (см., например, письма Минфина России от 30.10.2013 № 03-04-06/46273, от 20.03.2012 № 03-04-05/9-329, от 05.09.2011 № 03-04-05/8-633, от 24.06.2009 № 03-04-06-01/145, от 19.11.2008 № 03-04-06-01/344, от 14.11.2007 № 03-04-06-01/389).

Свое мнение специалисты Минфина основывают на том, что оплата организацией товаров (работ, услуг, имущественных прав) за гражданина является его доходом в натуральной форме. А такой доход облагается налогом (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Но существует и альтернативная точка зрения: если компенсация (в т. ч. проживания и проезда) выплачивается в интересах организации, то никакого дохода у физического лица возникнуть просто не может. Значит, объект налогообложения отсутствует (письмо ФНС России от 03.09.2012 № ОА-4-13/14633, постановление ФАС Московского округа от 26.03.2013 по делу № А40-37553/12-20-186).

Примерно такая же ситуация сложилась и с авансами, которые учреждение выплачивает контрагенту – физлицу. Минфин России в 2014 г. выпустил два письма, в которых сообщил, что с авансов нужно удерживать налог (от 26.05.2014 № 03-04-06/24982 и от 13.01.2014 № 03-04-06/360). Вот только суды не всегда соглашаются с чиновниками. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 14.11.2011 № Ф09-7355/11 по делу № А71-12013/10 указал, что «оценить выгоду физического лица, работающего по гражданско-правовому договору, представляется возможным только после того, как будут приняты результаты работ (услуг). Следовательно, аванс нельзя рассматривать как получение дохода налогоплательщиком до тех пор, пока не подписан акт приёмки-передачи (не приняты работы, услуги). Источник дохода (налоговый агент) в таком случае должен удержать НДФЛ после подписания акта приёмки-передачи при проведении окончательного расчёта». Примечательно, что ВАС РФ отказался пересматривать это дело (определение ВАС РФ от 13.04.2012 № ВАС-3320/12).

Вывод напрашивается такой: до тех пор пока чиновники не изменят свою точку зрения с компенсаций и авансов контрагентам – физическим лицам, необходимо удерживать налог. Иначе отбиваться от доначислений, пеней и штрафов придётся в зале суда.

Выплаты по решению суда

Бывает, что спор между учреждением и работником по какой-либо выплате доходит до суда. После разбирательства организация получает решение, в котором указана сумма, причитающаяся работнику. Хорошо, если суд указал, включён в неё налог или нет. Но чаще суды просто забывают про НДФЛ. А у бухгалтеров возникает вопрос: так удерживать его или нет?

Раньше специалисты Минфина России указывали, что взыскание выплат через суд не освобождает физическое лицо от обязанности налогоплательщика. А удержать налог и перечислить его в бюджет должен налоговый агент (письма от 25.07.2008 № 03-04-05-01/273 и от 28.01.2008 № 03-04-06-02/7).

При этом о разделении в судебном решении суммы на саму выплату и на налог Минфин России тогда умолчал. Позже (в письмах от 20.12.2011 № 03-04-06/3-351, от 19.06.2009 № 03-04-06-01/141, от 08.04.2009 № 03-04-06-01/85) финансовое ведомство всё же сделало уточнение: к моменту исполнения решения налоговый агент может уже не производить физическому лицу никаких выплат. Если в такой ситуации суд не выделит отдельно сумму, причитающуюся физическому лицу и подлежащую удержанию, налоговый агент не сможет удержать НДФЛ.

Следовательно, он должен сообщить об этом факте налогоплательщику и налоговой инспекции.

Позицию Минфина России подтвердил ФАС Московского округа в постановлении от 26.07.2012 по делу № А40-67788/11-140-297. В нём арбитры чётко и недвусмысленно сформулировали свою точку зрения: если при вынесении решения суд не произвёл разделения сумм, причитающихся работнику и подлежащих удержанию с него НДФЛ, то организация – налоговый агент не имеет возможности удержать налог, если она не производит ему каких-либо иных выплат. В этом случае налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить в налоговую инспекцию о невозможности удержать налог и о сумме задолженности (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Открытым остался лишь вопрос о том, как поступить, если работник, в пользу которого вынесено решение, продолжает трудиться в организации. Прямого ответа на него ни Минфин России, ни суды тогда не давали. Однако в письме УФНС России по г. Москве от 03.07.2009 № 20-15/3/068512 сказано, что физическому лицу выплачивается вся сумма, указанная в исполнительном листе, без удержания налога. При этом организация обязана удержать налог из других доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

В 2014 году давняя история получила продолжение. В письмах от 26.05.2014 № 03-04-05/24928, от 08.05.2014 № 03-04-05/21991 и от 07.04.2014 № 03-04-06/15507 Минфин России сообщил: если суд не разделил основную сумму и сумму НДФЛ, то возможность удержать налог отсутствует в принципе. В течение месяца после окончания налогового периода организация обязана письменно сообщить о невозможности удержать налог и о его сумме налогоплательщику и инспекции (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, если следовать последним разъяснениям Минфина России, то в случае, когда суд умолчал о налоге, удерживать его не надо.

Штраф за нарушение ПДД

В последнее время вопросы, связанные со штрафами за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), приобрели особую актуальность. Объясняется это активным внедрением автоматических средств фиксации нарушений.

По закону штрафы с автоматических камер приходят собственнику автомобиля (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ), даже если им является юридическое лицо. Соответственно организация вынуждена платить штрафы. Но очевидно, что нарушителем ПДД организация быть не может. Правила нарушает конкретный человек – водитель автомобиля. Поэтому многие юридические лица, уплатившие штраф, в дальнейшем пытаются взыскать его сумму с работника-нарушителя (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Иные – закрывают на это глаза.

По мнению Минфина России, в такой ситуации у водителя возникает налогооблагаемая экономическая выгода (ст. 41 НК РФ), поскольку он должен был возместить организации сумму штрафа за допущенное им нарушение.

На этом Минфин настаивал и в 2013, и в 2014 гг. (письма от 22.08.2014 № 03-04-06/42105 и от 10.04.2013 № 03-04-06/1183).

Отметим, что в 2013 г. налоговики смотрели на ситуацию с точностью до наоборот. В письме ФНС России от 18.04.2013 № ЕД-4-3/7135@ чиновники утверждали, что сумма штрафа за нарушение ПДД «не может рассматриваться как доход, полученный налогоплательщиком (физическим лицом – водителем транспортного средства), и соответственно быть объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц». Вот только никакой аргументации своей точки зрения чиновники не привели.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль