Осуществляя расходы, загляни в программу ОМС

833
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
На что потратить бюджетные средства, выделяемые медицинским учреждениям по программе обязательного медицинского страхования (ОМС)? Ответ, казалось бы, очевиден. Однако на практике нормы законодательства дают немало поводов для размышлений. В частности, не всем понятно, какие затраты можно классифицировать как прочие расходы, внесенные в структуру тарифа ОМС.

Принципы расходования

Целевые средства. Обязательное медицинское страхование (ОМС) представляет собой особый вид государственных гарантий в сфере социального обеспечения (социальной защиты) населения на основе системы экономических, правовых и организационных мер, направленных на обеспечение каждого человека доступной и качественной медицинской помощью в рамках государственных программ ОМС.

Такое определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ). Пунктом 6 ст. 3 Закона № 326-ФЗ в целях осуществления ОМС устанавливается обязанность уплачивать страховые платежи (взносы), направленные на обеспечение застрахованных лиц бесплатной медицинской помощью.

Таким образом, средства ОМС являются целевыми, т. е. их использование допускается строго на те цели, которые были указаны лицом, перечислившим данные средства. Исходя из положений п. 1 ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ, медицинские организации получают средства на оказание медицинской помощи в рамках ОМС согласно установленным тарифам и обязаны использовать эти средства в соответствии с программами ОМС.

Программы ОМС. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи включает две составляющие: базовую и территориальную программы ОМС. На 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. она утверждена постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273. Часть 6 ст. 35 Закона № 326-ФЗ устанавливает, какие виды медицинской помощи оказываются по базовой программе ОМС.

Это первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в т. ч. высокотехнологичная медицинская помощь, по четко установленному перечню заболеваний.

Следует учесть!

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ за использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению она уплачивает в бюджет территориального ФОМС штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация обязана возвратить в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования.

Территориальные программы ОМС включают виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС (ч. 2 ст. 36 Закона № 326-ФЗ). При этом согласно ч. 7 ст. 36 Закона № 326-ФЗ территориальная программа может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медпомощи в дополнение к установленным базовой программой.

Структура тарифа. Также при определении цели расходования средств нужно учитывать структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС. В соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ в него входят расходы:

  • на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;
  • приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
  • оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
  • организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации);
  • оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • оплату программного обеспечения;
  • соцобеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством;
  • приобретение основных средств стоимостью до 100 000 руб. за единицу;
  • прочие услуги (расходы).

Таким образом, перечень расходов, которые можно осуществлять за счет средств ОМС, является открытым. С одной стороны, это удобно: в прочие расходы теоретически можно включить любые траты. С другой – данное положение является своего рода ловушкой для неопытных руководителей медорганизаций.

Дело в том, что, какие бы расходы ни совершало учреждение, они должны укладываться в программу ОМС (базовую и территориальную). На это обращается внимание в письме ФФОМС от 06.06.2013 № 4509/21-и.

Все, что выходит за рамки программы ОМС, может быть расценено контролирующими органами как нецелевое расходование бюджетных средств. Например, если учреждение осуществляет закупку оборудования, которое не будет использоваться для оказания медпомощи, виды которой установлены базовой (территориальной) программой ОМС, то это, по сути, нецелевка.

Пример

Муниципальная больница направила врача стоматолога на повышение квалификации по программе «Имплантация от А до Я». Оплатить курсы планировалось из средств ОМС. Однако руководитель отклонил данное решение. И вот почему. Стоматологическая имплантология по своей сути близка (а некоторыми источниками прямо отнесена) к зубопротезированию. Данный вид медпомощи не включен в базовую программу ОМС. Проанализировав территориальную программу ОМС, зубную имплантацию в числе страховых случаев тоже найти не удалось. Соответственно, исходя из норм Закона № 326-ФЗ, любые затраты на нее, в т. ч. профподготовка и консультирование специалистов, не могут быть оплачены из средств ОМС. Поскольку это может быть расценено ФОМС как нецелевое использование средств.

Закрепим на практике изложенные принципы. Разберем некоторые виды расходов, осуществляемые учреждениями здравоохранения, на предмет возможности оплаты за счет средств ОМС.

Приобретение бахил для пациентов

Как уже говорилось ранее, согласно ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа ОМС на оплату медицинской помощи включает в т. ч. приобретение лекарственных средств, расходных материалов, прочих материальных запасов. В соответствии с п. 158.1 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее – Правила № 158н), в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

На основании п. 99 Инструкции № 157н к материальным запасам относятся специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях.

В силу п. 13.6 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в т. ч. в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), включая разовое.

Обеспечение пациентов бахилами является обязанностью медицинской организации. Расходы на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи, к которым относятся и бахилы, входят в структуру тарифа ОМС. Это позволяет медицинской организации приобретать бахилы для пациентов за счет средств ОМС.

Доставка медработников к месту работы

Зачастую медицинская организация с целью привлечения работников предлагает различного рода дополнительные условия работы. Одним из них является доставка работников от их места жительства к месту работы служебным транспортом или оплата проезда.

В соответствии с п. 158 Правил № 158н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяется группа затрат на приобретение транспортных услуг (п. 158.3 Правил № 158н). Следовательно, медицинская организация вправе осуществлять доставку медицинских работников, проживающих в другом городе, к месту работы за счет средств ОМС.

Для этого администрации соответствующей медицинской организации следует:

  • издать приказ о доставке сотрудников на работу и обратно служебным автотранспортом, в котором указать:
    • причины, в связи с которыми возникла подобная необходимость (кадровый дефицит, отсутствие соответствующих рейсов общественного транспорта, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга);
    • экономическое обоснование необходимости организации подобной перевозки;
    • ответственного за организацию перевозок работников;
    • маршрут, по которому осуществляется перевозка работников;
  • внести условие о доставке сотрудников на работу и обратно в коллективный и индивидуальные трудовые договоры.

Бесплатная выдача молока работникам

Выдача молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, является обязанностью работодателя. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обеспечению прав работников на охрану труда посвящена гл. 36 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Следует учесть!

Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Законодательством не установлен конкретный источник финансового обеспечения, за счет которого должна производиться бесплатная выдача молока работникам. Вместе с тем приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н утверждены Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока (приложение № 1).

Согласно п. 14 Норм все вопросы, за исключением вопросов, урегулированных соответствующими положениями Норм, связанные с бесплатной выдачей молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, решаются работодателем самостоятельно с учетом положений коллективного договора.

На основании п. 4 ст. 255 НК РФ стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством питания и продуктов относится к расходам на оплату труда. Таким образом, работодатель для обеспечения молоком работников, занятых на работах с вредными условиями труда, вправе использовать средства фонда оплаты труда, формируемого из различных источников, в т. ч. средства ОМС.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль