Профессионалам любые перемены по плечу

396
Кадры, как известно, решают всё. В том числе при организации и ведении бухгалтерского учёта. Ведь сколько ни совершенствуй инструкции по применению планов счетов, если новации на местах внедряются со скрипом или с точностью до наоборот искажается суть реформ, ни о каком развитии бюджетной сферы не может быть и речи. МЧС России в этом плане выгодно отличается от других участников бюджетного процесса. Сотрудники финансовых служб министерства активно участвуют в процессе повышения своей квалификации, с энтузиазмом внедряют современные технологические разработки и выражают уверенность в том, что через пару лет смогут перейти на Международные стандарты финансовой отчётности. Откуда такая уверенность – читайте далее.

Осенью 2014 года были внесены изменения в Инструкцию № 157н. Какие из новаций Вы считаете наиболее правильными и своевременными, а о целесообразности каких готовы поспорить?

Внесённые изменения соответствуют реалиям времени и обусловлены необходимостью совершенствования системы организации и ведения бухгалтерского учёта, а также формирования бюджетной (финансовой) отчётности.

Так, положения Инструкции № 157н приведены в соответствие с нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». В ней теперь чётко разграничены права и полномочия участников хозяйственной жизни. Произведены уточнения и детализация по некоторым направлениям деятельности для их более ясного и достоверного отражения в регистрах бухгалтерского учёта и более чёткого определения результативности деятельности учреждений госсектора, установлены дополнительные требования к первичным учётным документам.

При этом к наиболее правильным, безусловно, относятся изменения в п. 9 Инструкции № 157н. Их суть в том, что ответственность за соответствие составленных первичных учётных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни возложена на лица, ответственные за соответствующее действие, а не на лицо, осуществляющее бухгалтерский учёт.

…изменения Инструкции № 157н соответствуют реалиям времени…

В свою очередь, настораживают новации, внесённые в пункте 3 Инструкции в части определения того, что к «бухгалтерскому учёту принимаются первичные учётные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учёта, из предположения надлежащего составления первичных учётных документов по совершённым фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление». Не совсем понятно время, место и ответственные лица для осуществления контроля.

В этом же пункте 3 появился шестой абзац, толкование которого также неоднозначно. Говорится в нём о том, что «данные бухгалтерского учёта и сформированная на их основе отчётность формируются с учётом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчётной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчётности за отчётный год».

Понять данное указание Минфина России можно по-разному, поэтому требуется его дополнительное разъяснение. В целом отмечу, что совершенству нет предела, в том числе в сфере бухучёта. Но почему-то все забыли очень важную по с ловицу: «Постоянство – признак мастерства».

Стоит признать, в последнее время количество новаций в бюджетное законодательство немного уменьшилось и стало не таким кардинальным, как ранее, когда ежегодно менялись коды бюджетной классификации доходов и расходов, а также внутренних источников финансирования. Но всё же, думаю, что выскажу мнение большинства бухгалтеров: хотелось бы завершить процесс преобразования нормативной правовой базы и перейти к совершенству её реализации на практике. Тем более что Инструкцией № 157н нам предоставлена такая возможность путём регулирования процесса отражения фактов хозяйственной жизни учётной политикой организации.

Кроме того, любые изменения подобного характера, естественно, влекут корректировку порядка формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности. При этом одной из основных проблем, на мой взгляд, является зависимость от разработчиков программных продуктов, без которых реализация процессов учёта и отчётности фактически невозможна.

Бесспорно, жизнь расставит всё на свои места, а нам остаётся искренне надеяться на то, что все нынешние и последующие изменения облегчат труд бухгалтеров.

В Инструкции № 157н появился новый счёт 401 60 «Резервы предстоящих расходов». В рамках Вашего министерства как Вы предполагаете его использовать?

Указанный счёт предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, неопределённым по величине и (или) времени исполнения. В повседневной деятельности учреждений МЧС России может возникать необходимость создания резерва в целях равномерного включения предстоящих затрат на расходы соответствующего финансового года.

Кроме перечисленных в пункте 302.1 Инструкции № 157н оснований для отражения расходов на счёте 401 60, на него могут быть отнесены затраты на ремонт основных средств (если это предусмотрено учётной политикой) по подготовительным работам в связи с сезонным характером.

Начало года для бухгалтеров сопряжено со сдачей годовой отчётности. Насколько чётко отлажен механизм её составления и представления в МЧС?

В системе МЧС России процесс сдачи годовой отчётности длится с января (выверка расчётов, оформление результатов инвентаризации) по март. В настоящий момент финансово-экономические органы Министерства представляют собой слаженный механизм, который позволяет своевременно и качественно выполнять возложенные на него задачи. Это достигнуто путём детального разграничения задач и функций, а также соблюдения ряда принципов.

Первое: у нас работают профессионалы своего дела, которые владеют навыками ведения бухгалтерского учёта в соответствии со спецификой деятельности как в целом системы МЧС, так и отдельных его подразделений. Из общего количества работников, занятых в финансовых службах, 82% имеют высшее экономическое образование, а остальные – достаточный стаж, чтобы выполнять поставленные задачи. Кроме того, мы ведём подготовку своих финансовых кадров. Ежегодно в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России выпускается 20–25 специалистов – экономистов со специализацией «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль в бюджетных и некоммерческих организациях». На базе этого же университета специалисты финансовых органов системы МЧС России проходят повышение квалификации. А в регионах проводятся сборы, тематические семинары, круглые столы и т. д.

…на сегодняшнем этапе применение КОСГУ необходимо…

Второе: наши подразделения оснащены современными техническими средствами и программными продуктами, обеспечивающими возможность автоматизации ведения учёта и отчётности.

Третье: второй год у нас внедряется единая информационно-аналитическая система финансово-экономической деятельности территориальных органов МЧС России, объединившая разрозненные базы данных бюджетополучателей. Данная система позволяет значительно повысить прозрачность хозяйственной деятельности учреждений, оптимизировать администрирование доходов, увеличить скорость обработки и отражения в регистрах бухгалтерского учёта первичных учётных документов и т. д.

Кроме того, для МЧС разработана и внедрена автоматизированная система сбора и консолидации отчётности. С её помощью проводится приём, консолидация и представление в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Минфин России и Счётную палату России отчётности, её анализ, своевременно выявляются ошибки.

В эту систему интегрированы формы управленческого учёта и мониторинга качества финансового менеджмента, который проводится в соответствии с методиками, разработанными Минфином России.

…через 2–3 года мы будем работать по Международным стандартам учёта и отчётности…

Четвёртое: финансово-экономический департамент постоянно проводит работу по поиску путей оптимизации учётного процесса и составления отчётности в целях облегчения и упрощения управления финансовыми потоками в такой сложной системе, как МЧС России. В министерстве обеспечен единый подход к ведению учёта путём доведения Методических рекомендаций по разработке и утверждению учётной политики каждым учреждением, в соответствии с его особенностями, графика документооборота и рабочего плана счетов.

Финансово-экономические органы обеспечены информационно-справочными системами, профильными журналами. Им оказывается своевременная методологическая поддержка, активно ведётся работа, направленная на разъяснение принципов и способов ведения бюджетного (бухгалтерского) учёта и отчётности, спорных и редких в практике финансовой и хозяйственной жизни ситуаций.

Это очень важно, в связи с образованием в составе министерства новых Главных управлений МЧС России по Республике Крым и городу Севастополю. Создание управлений проводилось на базе подразделений из состава МЧС Украины, работавших в совершенно ином правовом поле.

Сейчас процесс интеграции идёт полным ходом, и наша первая задача помочь организовать все необходимые процедуры для регистрации учреждений в качестве юридических лиц, постановки на учёт в налоговых органах, открытия счетов, наделения имуществом и пр.

В нашем журнале мы много пишем об ошибках бухгалтеров при ведении бухгалтерского и налогового учёта. И эти ошибки можно классифицировать по общим признакам. Есть ли подобная классификация нарушений в Вашей практике: какие ошибки встречаются наиболее часто и почему?

К нашему счастью, количество ошибок, выявленных при ведении бухгалтерского и налогового учёта, незначительное, поэтому какой-то их картотеки на уровне Министерства мы не ведём. Тем не менее общие тенденции в нарушениях прослеживаются.

К примеру, бухгалтер начисляет субсидию на иные цели не на основании утверждённого отчёта об использовании данной субсидии, а по факту поступления её на отдельный лицевой счёт, что было бы верно при начислении субсидии на выполнение государственного задания. Здесь мы видим явную невнимательность неопытного бухгалтера. А выявляются подобные ошибки в ходе сдачи отчётности.

Бывают нарушения, связанные с несоответствием даты оформления хозяйственной операции и даты её реального отражения в учёте. Хотя в данном случае ответственность возложена на должностное лицо, которое отвечает за оформление факта хозяйственной жизни первичным учётным документом и представление его в бухгалтерию.

По нашему опыту львиная доля ошибок возникает при применении бюджетной классификации, в особенности кодов КОСГУ. При этом уже несколько лет Минфин обещает вообще отменить КОСГУ. На Ваш взгляд, это поможет или навредит бюджетному учёту?

Выражу мнение всего нашего коллектива, что на сегодняшнем этапе применение КОСГУ необходимо. Ведь что такое КОСГУ? Это сгруппированные операции в секторе государственного управления в зависимости от их экономического содержания. Данная информация важна в первую очередь при формировании и исполнении бюджета, консолидации показателей бюджетной отчётности.

Другой вопрос, что количество операций так многообразно, что при применении бюджетной классификации возникают вопросы. Помню дискуссии на тему: относится ли дырокол к основным средствам или материальным запасам и другие аналогичные.

Бывает, что возникают сомнения при выборе между кодами 225 и 310 КОСГУ, то есть между ремонтом и модернизацией, между кодами 226 и 310, между кодами 225 и 226 КОСГУ. Однако это нормальный рабочий процесс. Все подобные ошибки можно исправить. Решение об отмене применения КОСГУ, на мой взгляд, целесообразно в процессе планирования, формирования бюджета и доведения объёмов до получателей средств федерального бюджета включительно, но не более того.

Также много вопросов возникает при операциях с имуществом: поступление, списание, реализация. Иногда всё упирается в определение, к какому виду это имущество отнести – особо ценному и т. д. Есть ли сложности при учёте имущества у Ваших подведомственных учреждений?

Конечно, вопросы при операциях с имуществом возникают, но все они решаются. Как известно учреждения разделены на три типа: казённые, бюджетные и автономные. В системе МЧС России автономных учреждений нет. Казённое учреждение получает имущество от учредителя (собственника) на праве оперативного управления и использует его строго по целевому назначению. Распоряжаться данным имуществом без согласия собственника оно не вправе, и данный процесс в системе МЧС России регламентирован соответствующими руководящими документами. В них подробно прописан порядок поступления, списания, реализации имущества, какие действия и в какой последовательности осуществляются, какие документы оформляются, с кем их нужно согласовывать и в какие сроки.

…залогом успеха является совместная слаженная работа всех финансовых органов с другими службами и руководством…

Также в 2010 г. были изданы приказы об определении видов особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России. Конечно же, распоряжение ОЦДИ бюджетными учреждениями осуществляется только с согласия его учредителя. Поэтому для учёта и движения такого имущества были изданы приказы, регламентирующие порядок его поступления и выбытия.

При этом хотелось бы напомнить, что отнесение имущества к особо ценному осуществляется по критериям, определённым нормативными правовыми актами МЧС России, а именно – стоимостью 350 тысяч рублей и более, и другое имущество, которое используется в процессе выполнения государственного задания.

Таким образом, особых сложностей при учёте имущества в наших подведомственных организациях не возникает.

Достаточно ли чётко Ваши подчинённые понимают методологию бюджетного учёта. И что Вы считаете необходимым делать, чтоб понимание было стопроцентным?

Этот вопрос я бы отнёс к философским, по примеру: что первично – курица или яйцо? Ответить утвердительно на данный вопрос невозможно при наличии более одной тысячи распорядителей и получателей средств федерального бюджета. У каждого человека есть своё понимание и видение по отражению операций в учёте.

При этом я уже упоминал ранее и повторю ещё, что в финансовых органах системы МЧС России подобрался грамотный, профессиональный коллектив и нет необходимости отслеживать каждого по отдельности. Тем более что бухгалтерский учёт сам по себе гибкий и при желании всегда можно найти решение, а Инструкция № 157н нам предоставляет такую возможность путём формирования учётной политики.

Все учреждения госсектора обязаны вести учёт в соответствии с требованиями инструкций. Вместе с тем у каждого опытного бухгалтера есть своя «авторская методика» организации учётного процесса. Поделитесь своими секретами финансового мастерства.

Никаких секретов здесь нет. Дело в том, что методология ведения бухгалтерского (бюджетного) учёта и отчётности не стоит на месте, каждый год в неё вносятся какие-то изменения. Через 2–3 года мы будем работать по Международным стандартам учёта и отчётности. Поэтому мы стараемся быть в курсе всех нововведений, принимаем активное обсуждение проектов новых документов Минфина России, повышаем квалификацию, принимаем участие в автоматизации всех бюджетных процессов. Нам это интересно, и это является неотъемлемой частью нашей работы.

При выявлении (как правило, в процессе приёма отчётности) проблемных вопросов мы стараемся направлять обзоры с указанием типовых нарушений и недостатков с последующей подготовкой рекомендаций по организации учёта, проблемным вопросам и особенностям составления соответствующей отчётности. И это приносит свои плоды. Залогом успеха является совместная слаженная работа всех финансовых органов с другими службами и руководством организаций системы МЧС России.

Венцом работы явилось то, что Федеральным казначейством был отмечен высокий уровень и качество формирования бюджетной отчётности министерства за 2013 год, своевременность её представления. В этом заслуга каждого участника данного процесса.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль