Нормирование затрат - ничего лишнего

732
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
В октябре прошлого года Правительством РФ были утверждены требования к порядку определения нормативных затрат для обеспечения функций государственных и муниципальных органов. На основе этих расчётов будут формироваться план закупок и план-график для государственных (муниципальных) нужд. Именно поэтому нормированию сегодня уделяется самое пристальное внимание.

История вопроса

Для того чтобы обеспечить качественное осуществление своих функций и полномочий, государственные органы Российской Федерации и субъектов РФ, органы управления государственными (и территориальными) внебюджетными фондами, муниципальные органы производят различные закупки товаров (работ, услуг). Иными словами – выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.

Но поскольку деятельность таких структур чётко стандартизирована (их функциональные обязанности соотносятся с положениями административных регламентов) и полностью зависит от финансового обеспечения за счёт бюджетных средств, вполне логично, что объём закупок они будут рассчитывать, исходя из единых требований к определению затрат на государственные (муниципальные) нужды.

То есть некая государственная услуга (функция) должна иметь одинаковую «цену», независимо от того, в каком регионе или муниципалитете её оказывают. Кроме того, необходимо исключить возможность государственных (муниципальных) органов приобретать «лишнее» имущество, в т. ч. предметы роскоши. Оптимизация расходов становится особенно актуальной в условиях экономической нестабильности, которое мы наблюдаем сегодня в России. Хотя курс на повышение эффективности бюджетных расходов был взят Правительством РФ уже давно. Вот почему обоснованию закупок придаётся большое значение. В связи с этим нормирование становится важной составляющей процедуры закупки. Его будут жёс тко контролировать различные структуры, в т. ч. Счётная палата РФ, Росфиннадзор и пр.

Требования к заказчикам

Обо снование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок и пла на-графика. Смысл процедуры – в уста новлении соответствия планиру емой закупки целям её осуществления. В нашем случае это выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов упра вления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, что установлено п. 3 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Обоснование закупки является приложением к плану-графику. Оно базируется на нормативных затратах учреждения, а также учитывает требования к товарам (работам, услугам), должности работников, для которых эти товары приобретаются, и пр.

Соответственно, должны быть соблюдены положения ст. 19 Закона № 44-ФЗ о нормировании закупок. В том числе общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в частности, предельные цены на них) и к определению нормативных затрат на обеспечение государственных (муниципальных) функций.

При этом сами правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются постановлением Правительства РФ (ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). На сегодняшний день таковыми являются вышеупомянутые постановления № 1047 и № 1084, вступившие в силу с 1 января 2015 г.

Суть документов – установить требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, чтобы исключить возможность осуществления закупок, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

Так, в постановлении № 1047 выделены виды нормативных затрат, к которым относятся:

  • затраты на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения горюче-смазочными материалами и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны вне рамок государственного оборонного заказа (ГОЗ);
  • затраты на закупку товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва, в т. ч. в рамках ГОЗ;
  • затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • затраты на информационно-коммуникационные технологии;
  • затраты на капитальный ремонт государственного (муниципального) имущества;
  • затраты на финансовое обеспечение строительства, реконструкции (в т. ч. с элементами реставрации), технического перевооружения объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • затраты на дополнительное профобразование работников и пр.

Каждый вид затрат чётко структурирован. К примеру, коммунальные услуги включают расходы: на газоснабжение и иные виды топлива; электро-, теплоснабжение; горячее водоснабжение; холодное водоснабжение и водоотведение; оплату услуг лиц, привлекаемых на основании гражданско-правовых договоров, и пр.

Нормативные затраты определённого госоргана подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок (п. 8 Правил1, утв. Постановлением № 1084).

Общие правила нормирования

Общий объём расходов, связанных с закупкой товаров, работ, услуг государственными (муниципальными) органами, не может превышать объёма доведённых до них лимитов бюджетных обязательств.

В целях определения нормативных затрат используется показатель расчётной численности основных работников организации. К примеру, для федеральных государственных органов, не относящихся к сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, указанный показатель определяется по формуле:Чоп = (Чс + Чр + Чнсот) × 1,1 ,
где Чс – фактическая численность служащих;
Чр – фактическая численность работников, замещающих должности, не являющиеся должностями службы;
Чнсот – фактическая численность работников, денежное содержание которых осуществляется в рамках системы оплаты труда, определённой в соответствии с Постановлением № 5831;
1,1 – коэффициент, который может быть использован на случай замещения вакантных должностей.

Пунктом 5 Правил установлен перечень нормативов для обеспечения госфункций, которые и нужно рассчитать. Это, в частности:

  • количество абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключённого к сети подвижной связи;
  • цены услуг подвижной связи;
  • количество SIM-карт;
  • цены и количество принтеров, многофункциональных устройств и копировальных аппаратов (оргтехники);
  • количество и цена средств подвижной связи;
  • количество и цена планшетных компьютеров;
  • количество и цена носителей информации;
  • количество и цена расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов (оргтехники);
  • перечень периодических печатных изданий и справочной литературы;
  • количество и цена транспортных средств;
  • количество и цена мебели;
  • количество и цена канцелярских принадлежностей;
  • количество и цена хозяйственных товаров и принадлежностей;
  • количество и цена материальных запасов для нужд гражданской обороны;
  • иных товаров и услуг.

Данные показатели формируются, исходя из индивидуальных (установленных для каждого работника) и (или) коллективных (для нескольких работников) потребностей. Последние формируются по категориям или группам должностей с учётом специфики функций и полномочий госоргана, должностных обязанностей его работников.

Нормативные затраты, порядок определения которых не установлен Правилами, определяются в порядке, утверждённом федеральными государственными органами. При расчёте затрат заказчики обязаны применять национальные стандарты, технические регламенты, технические условия и иные документы, а также учитывать регулируемые цены (тарифы). На это указывает п. 3 Правил.

К чему стремимся

Главная задача государственных и муниципальных органов при планировании и осуществлении закупок состоит в том, что они должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом нормирование затрат осуществляется исходя из следующих принципов:
1) обоснованность объектов планов и планов-графиков государственных (муниципальных) закупок;
2) ритмичность принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам;
3) экономия бюджетных средств в ходе закупочных процедур при условии соблюдения требований к качеству закупок;
4) недопущение (профилактика) нарушений при осуществлении закупок, в т. ч. при расчёте расходов.

Таким образом, нормирование затрат позволит обеспечить существенную экономию бюджетных средств, будет способствовать повышению эффективности закупочной деятельности государственных и муниципальных органов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль