Поможет ли компенсация ликвидировать очередников

440
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
В предыдущих номерах нашего журнала мы рассмотрели различные варианты выхода из кризиса, образовавшегося в сфере услуг дошкольного образования, а именно ликвидации нехватки мест в муниципальных детских садах. Были проанализированы преимущества и недостатки административного (традиционного) и рыночного подходов при решении указанной проблемы. Какие еще меры может предпринять местная администрация, читайте далее.

Компенсационный подход

В данном случае речь идет о предоставлении компенсаций родителям детей, не посещающих детские сады. То есть если по тем или иным причинам невозможно оказать гражданину дефицитную услугу (или организовать ее предоставление различными поставщиками), то можно попробовать предложить ему определенную компенсацию, которая ликвидирует или по крайней мере снизит его потребность в этой услуге. Очевидно, что наилучшей компенсацией такого рода могут выступить деньги, поэтому рассматриваемым механизмом данного подхода является предоставление денежных пособий родителям, чьи дети не посещают детские сады. По сути, здесь речь идет о нецелевой потребительской субсидии.

Механизм заключается в том, что родители (законные представители) детей определенного возраста (например, с 1,5 до 5 лет), которые по тем или иным причинам не посещают муниципальный детский сад, имеют право регулярно (например, раз в месяц) получать денежное пособие установленного размера. Это пособие призвано обеспечить родителям возможность:

  • либо дать своему ребенку домашнее семейное воспитание (например, кто-то из взрослых членов семьи благодаря денежной компенсации будет не работать, а заниматься воспитанием ребенка);
  • либо полностью или частично оплатить присмотр, уход за ребенком и его образование другому поставщику (частной няне, коммерческому детскому саду и т. п.).

При применении механизма возникает ряд принципиальных вопросов, на которые необходимо иметь четкие ответы в зависимости от того, чего хочет добиться распорядитель бюджетных средств (далее – РБС) и какими он располагает возможностями. Во-первых, нужно решить, кто конкретно будет иметь право на получение денежного пособия и на каких условиях.

Если цель состоит в том, чтобы уменьшить очередь детей на устройство в детский сад, то нужно предоставлять это пособие родителям тех детей, которые находятся в очереди. При этом должно соблюдаться условие, что родители выведут своих детей из очереди, т. е. не будут претендовать на место в муниципальном образовательном учреждении.

Если цель заключается не в уменьшении очереди как таковой, а в снижении социальной напряженности среди очередников, то предоставление пособия не должно являться основанием для исключения ребенка из очереди. Еще одним вариантом может быть предоставление пособия на ребенка, не посещающего муниципальный детский сад, независимо от того, стоит он в очереди или нет. Ведь по большому счету, даже если ребенок ходит в коммерческий детский сад и родителей такая ситуация устраивает, это не снимает с муниципалитета обязательств по обеспечению граждан общедоступным и бесплатным дошкольным образованием. Хотя, конечно, такой жест можно назвать достаточно широким.

Кому не стоит платить компенсацию

Следует учитывать, что получатель пособия (родитель ребенка) может потратить полученные деньги на все что угодно – хоть на образование детей, хоть на питание, хоть на спиртные напитки. Поэтому среди потенциальных получателей пособий важно выделять те семьи, предоставлять которым деньги было бы неразумным. Для детей из таких семей нужно сохранять натуральную услугу, т. е. тем или иным образом предоставлять им места в детских садах. При этом большое значение имеет наличие четких критериев, по которым «надежные» семьи можно было бы отличать от «ненадежных». Например, таким критерием может быть регистрация ребенка органами социальной защиты населения как находящегося в социально опасном положении и т. п.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, будет ли иметь право на пособие семья, которая забирает ребенка из муниципального детского сада. В принципе, такое решение позволит некоторым родителям выбрать деньги вместо натуральной услуги и тем самым освободить часть мест в детских садах для тех, кому такое место нужно больше, чем деньги.

Во-вторых, необходимо определиться с размером пособия. Конечно же, этот размер главным образом зависит от финансовых возможностей. Однако, для того чтобы получение пособий было реально полезным и привлекательным для родителей, а самое главное, чтобы объем выплат выглядел для них справедливым, надо ориентироваться на средние затраты бюджета на обслуживание одного ребенка в муниципальном детском саду. В этом случае позиция муниципалитета перед родителями будет безупречной – мы даем вам столько, сколько тратим и на других детей, которые посещают образовательное учреждение.

Если производить выплаты в нужном размере всем, кому нужно, не представляется возможным, то сокращать планируемые расходы до фактически реального уровня можно двумя способами:

1 сужать категорию получателей, например давать право на пособия только малоимущим очередникам;

2 снижать размер пособия.

Однако следует понимать, что в любом из этих случаев действенность мер в отношении проблемы дефицита мест в детских садах будет уменьшаться.

Запомнить

Необходимо обозначить возраст детей, на которых можно будет получать пособие. Здесь следует учитывать то, что выплата пособия сама по себе не означает предоставления ребенку дошкольного образования. Поэтому вполне адекватным решением может быть вариант, при котором право на получение пособие дается только до достижения ребенком возраста 4–5 лет, ведь именно после этого возраста актуальной становится его подготовка к школе. И вот тогда никакие замены образования на деньги неуместны и ребенку должно предоставляться место в детском саду, где он гарантированно сможет пройти такую подготовку.

В целом, решая применять механизм компенсаций, нужно отдавать себе отчет в нецелевом характере таких потребительских субсидий и быть готовым к тому, что полученные деньги даже «надежные» родители могут потратить не на образование ребенка, а на другие, пусть не менее важные для него, вещи – питание, развлечения, одежду, лечение и т. д. Если такой готовности нет, то лучше выбрать другие подходы и механизмы.

Также чисто с бюрократической точки зрения следует понимать, что применение данного механизма может никак не способствовать улучшению, а даже наоборот, ухудшать значение одного из «президентских показателей» оценки работы глав городов и районов. Речь идет о «доле детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет».

Благодаря выплате денежных компенсаций значение этого показателя может уменьшаться, только если родители будут тратить полученные деньги на оплату услуг немуниципальных детских садов, а не на что-нибудь иное. Чтобы узнать это, необходимо проводить специальные исследования – огульно записывать всех получателей денежной компенсации к числу «охваченных услугами» некорректно.

Запомнить

С целью обеспечения развития конкуренции, в т. ч. привлечения негосударственного сектора, рекомендуется на региональном (муниципальном) уровне предусмотреть механизмы предоставления частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям субсидий на возмещение затрат, связанных не только с реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного образования, но и с созданием условий по оказанию услуг по присмотру и уходу за детьми, обучающимися по соответствующим программам (см. письмо Минобрнауки России от 29.11.2013 № 08-1888).

Развитие немуниципального сектора

Анализируя в прошлом номере нашего журнала рыночный подход при ликвидации мест в детских садах, мы отмечали, что главной проблемой в данном случае является неразвитость и малочисленность немуниципальных поставщиков услуг. Конечно, можно надеяться на то, что если муниципалитет будет стабильно обеспечивать предложение о покупке услуг, то такие поставщики размножатся сами собой. Однако процесс этот все равно небыстрый, да и вряд ли денежные средства могут несколько лет закладываться в бюджет в ожидании появления достаточного количества поставщиков для их освоения.

Нормативный документ

В случае, если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством РФ или субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, стороны концессионного соглашения изменяют его условия в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания договора. Порядок внесения таких из менений определяется концессионным соглашением. На это указывает ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Поэтому если планируется применять рыночный подход, то, скорее всего, будет необходимо предварительно или параллельно осуществлять ряд мер, направленных на решение указанной проблемы. Иными словами, если муниципалитет собирается более или менее масштабно применять рыночные механизмы, он должен не только обеспечивать предложение о покупке услуг на рынке, но и предпринимать определенные меры, чтобы эти услуги было у кого покупать. Здесь может быть использован ряд механизмов.

1 Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, собирающимся заниматься оказанием услуг в сфере дошкольного образования. Поддержка малого и среднего бизнеса со стороны местных и региональных администраций – явление распространенное или по крайней мере громко декларируемое. В том числе эта поддержка может быть финансовой. В рамках оказания такой поддержки можно целенаправленно выдавать субсидии, предоставлять льготные кредиты и т. д. именно на организацию бизнеса по оказанию дошкольных образовательных услуг или услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

2 Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, собирающимся заниматься оказанием услуг в сфере дошкольного образования. Информационная поддержка в различных видах тоже является распространенной формой помощи государства и органов местного самоуправления малому и среднему бизнесу.

Целенаправленные мероприятия – обучающие семинары, консультации по вопросам открытия и организации деятельности детского сада, помощь в подборе педагогических кадров, консультации по ведению бухгалтерского учета и налогообложению – могут быть ценными для начинающих бизнесменов, решивших заняться оказанием услуг в сфере дошкольного образования.

3 Механизм концессии. Для оказания услуг дошкольного образования на уровне муниципальных детских садов немуниципальные поставщики услуг должны располагать необходимой инфраструктурой, в частности зданиями. Строительство таких зданий или их аренда может быть для бизнеса достаточно затратным, а срок окупаемости этих затрат – весьма долгим.

Запомнить

Право собственности на объект концессии остается за муниципалитетом.

Механизм концессии, являясь инструментом государственно-частного партнерства, реализуется на основе Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и предлагает возможность для бизнеса заметно сократить свои издержки по получению в распоряжение необходимого объекта инфраструктуры, а местной администрации – получить дополнительного поставщика необходимых для администрации услуг.

Суть механизма заключается в том, что местная администрация (концедент) передает заинтересованному лицу (концессионеру) право эксплуатации определенного объекта, находящегося в муниципальной собственности (например, здания бывшего общежития). Это право предоставляется на очень длительный срок (до нескольких десятков лет).

В свою очередь, концессионер берет на себя обязательства вложить средства в реконструкцию и ремонт данного объекта, использовать этот объект по назначению, указанному концедентом (например, оказывать на его базе услуги дошкольного образования), и регулярно выплачивать концеденту концессионную плату. Как правило, эта плата устанавливается концедентом в очень небольшом размере, несравнимом с арендной платой за полученное концессионером имущество, что делает концессию более привлекательной, чем аренда.

Концедент осуществляет выбор концессионера через процедуру конкурса. Отношения между концедентом и концессионером выстраиваются на основе концессионного соглашения. Применяя данный механизм, важно понимать, что его привлекательность для потенциального концессионера во многом зависит от перспектив платежеспособного спроса на дошкольные образовательные услуги. Бизнесу нет смысла вкладывать средства в инфраструктуру для оказания той или иной услуги даже на льготных условиях концессии, если он не видит реальных перспектив увеличения спроса.

Увеличение спроса может быть обес печено именно выводом на рынок бюджетных средств через использование механизма муниципального заказа или целевых потребительских субсидий. Эти планы и перспективы необходимо четко очертить для потенциального концессионера. Концессионер должен быть уверен, что местная администрация не только передаст ему имущественный объект и станет ждать от него капитальных вложений и концессионной платы, но и готова тем или иным образом оплачивать его услуги для населения.

Опыт регионов

С 2012 г. в городе Самаре муниципальное задание выдается в т. ч. частным поставщикам, оказывающим услуги дошкольного образования (таким способом решается проблема нехватки мест в детских садах). Одним из критериев при отборе частных организаций, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг, и условием получения субсидии является то, что стоимость услуги у немуниципального детского сада должна быть не выше, чем у муниципального дошкольного учреждения. На этом основании частные поставщики (а их сегодня более 20) получают субсидию по количеству воспитанников, т. е. здесь применяется принцип подушевого финансирования.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль