Осуществляя закупки, не забывай про налоги

379
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Применяя контрактную систему закупок, заказчики решают массу различных вопросов, причем далеко не все из них касаются непосредственно процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Обнаружились проблемы толкования норм налогового, трудового законодательства во взаимосвязи с положениями Закона № 44-ФЗ. Расскажем, как Мин экономразвития России рекомендует решать такие спорные моменты.

Победитель применяет УСН

Суть проблемы. При подготовке документации на покупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заказчики составляют сметы, в которых выделяется НДС. Однако участниками закупок могут быть как плательщики налога, так и лица, освобожденные от этой обязанности.

При заключении контракта с плательщиком НДС налог возвращается в бюджет, а вот в случае с неплательщиком НДС этого не происходит. По мнению контролирующих органов, в данной ситуации заказчик не должен перечислять сумму налога победителю закупки.

Таким образом, вопрос о начислении НДС стоит очень остро:

  • если НДС учитывается в стоимости, то каковы действия заказчика при оплате за товары, работы, услуги в случае заключения контракта с участником, не являющимся плательщиком НДС?
  • каковы должны быть действия заказчика в целях возврата суммы НДС в бюджет?
  • необходимо ли информировать ИФНС или контролирующие органы о таких фактах?
  • имеет ли право заказчик на стадии заключения контракта проводить переговоры с победителями закупок (организациями), применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), по снижению цены контрактов на сумму НДС без изменения количества товаров, объема работ и услуг и иных условий?

Позиция чиновников. Минэкономразвития России дал следующие разъяснения. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда Законом № 44-ФЗ оформление перечисленных документов не предполагается.

При заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В случаях, установленных Правительством РФ, предусматриваются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта согласно документации о закупке. По общему правилу изменение условий контракта не допускается, если иное не оговорено в ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ.

Сведения о применяемой участниками системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупки должны представлять в составе заявки. Порядок действий заказчика в случае, когда победитель конкурентной процедуры использует УСН, Законом № 44-ФЗ также не определен.

Таким образом, по мнению специалистов Минэкономразвития России, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная за поставленные товары, выполненный объем работ или услуг, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.

Позицию Минэкономразвития разделяют Минфин и ФАС России. Финансовое ведомство заявляет, что если победитель не является плательщиком НДС (в т. ч. находится на УСН), то при заключении контракта вместо суммы налога ставится прочерк. Товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте, ее уменьшение на сумму налога не производится (письмо Минфина России от 28.12.2011 № 02-11-00/6027).

Антимонопольная служба тоже полагает, что установленная в контракте стоимость товаров (работ, услуг) является обязательством заказчика оплатить контракт в указанном размере при надлежащем его исполнении. Если победитель торгов освобожден от обязанностей плательщика НДС, сумма налога увеличит его прибыль (письмо ФАС России от 06.10.2011 № АЦ/39173).

Арбитражная практика. Однако и у органов финконтроля есть сторонники. Арбитражные суды считают, что нормы Закона № 44-ФЗ нужно рассматривать во взаимосвязи с нормами НК РФ.

Пример 1

В контракте цена была указана в размере 995 054,45 руб., включая НДС по ставке 18% (151 787,97 руб.). Подрядчик не являлся плательщиком НДС. После выполнения работ заказчик перечислил ему сумму без налога (843 266,48 руб.). Подрядчик подал иск о взыскании недоплаты. Суд отказал, решив, что, претендуя на возмещение стоимости работ с учетом НДС, подрядчик получает неосновательное обогащение при отсутствии к этому законных оснований (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.08.2014 по делу № А82-3316/2013).

Кроме того, обратим внимание на дело, которое недавно рассматривалось в Верховном Суде РФ. Ситуация не была связана с закупками, но также сводилась к вопросу: обязан ли заказчик услуг уплачивать НДС, если в договоре он указан, но исполнитель применяет УСН?

Суды трех инстанций ответили положительно. Но Судебная коллегия ВС РФ признала их решения ошибочными. Согласно НК РФ лица, не являющиеся плательщиками НДС, должны перечислить его в бюджет только в одном случае – если они выставили покупателю счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

Следовательно, если счет-фактура с НДС не выставлялся, то, невзирая на условия договора, покупатель (заказчик) выплачивать его не обязан. Предъявлять соответствующую сумму к взысканию у исполнителя нет оснований (определение ВС РФ от 12.11.2014 по делу № 306-ЭС14-146). Вывод. Как видим, вопрос, перечислять ли сумму НДС победителю закупки, не являющемуся плательщиком налога, достаточно спорный. Заказчик должен оценить возможные риски и самостоятельно принять решение, как ему лучше поступить.

По нашему мнению, целесообразно руководствоваться позицией Минэкономразвития России – заключить и оплатить контракт по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. При этом если исполнитель освобожден от обязанности плательщика НДС, во избежание споров не выделять НДС в сумме контракта.

Такие действия не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку деньги направлены по назначению, в соответствии с плановым документом. Нет в КоАП РФ и других статей, которые могли бы быть применены в этой ситуации.

Победитель – физлицо

НДФЛ. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в него включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

На основании пп. 1, 4 ст. 226 НК РФ организация, заключившая с физлицом договор на выполнение работ (оказание услуг), признается налоговым агентом в отношении дохода в виде вознаграждения, выплачиваемого исполнителю по этому договору. Условия в договоре, обязывающие уплачивать НДФЛ самого налогоплательщика, ничтожны (письмо Минфина России от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292).

Следовательно, на учреждение возлагаются обязанности по перечислению в бюджет НДФЛ, удержанного при фактической выплате вознаграждения физлицу. ФАС России в качестве типовой формулировки в проекте контракта предложил использовать такой текст: «В случае если настоящий контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта» (письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14).

Можно написать более конкретно: «…уменьшается на сумму НДФЛ, которая удерживается и перечисляется в бюджет заказчиком как налоговым агентом». Отсутствие подобной формулировки признается нарушением закона.

Пример 2

Решением ФАС России от 07.05.2014 по делу № К-726/14 заказчик, не установивший в проекте контракта названное условие, был признан нарушившим закон о контрактной системе. Предписание об устранении нарушения было решено не выдавать, т. к. нарушение не повлияло на результаты закупки. Но материалы были переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения госзаказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Страховые взносы. Сумма выплат по договору физлицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФФОМС. В базу для начисления данных страховых взносов сумма вознаграждения включается в полном объеме согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, п. 1 ст. 11 Закона № 212-ФЗ.

Страховые взносы не относятся к налогам, перечень которых установлен ст. 13–15 НК РФ. Поэтому они не могут быть включены в цену контракта на основании ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и удержаны заказчиком из вознаграждения физлица. Страховые взносы должны уплачиваться самим заказчиком. В цену контракта включатся только НДФЛ.

Закупка через подотчетное лицо

Бывают случаи экстренного характера, когда требуется приобрести тот или иной товар, а на проведение процедуры закупки у единственного поставщика нет времени. Можно ли в такой ситуации выдать сотруднику сумму под отчет? Вправе ли требовать бухгалтерия коммерческие предложения для расчета начальной (максимальной) цены контракта?

Позиция Минэкономразвития и Минфина России изложена в совместном письме от 05.08.2014 № 18505-ЕЕ/Д28и и 02-02-04/39043 соответственно. Согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 (закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

Следует учесть!

Если заказчик считает необходимым заключить контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, например, в целях обеспечения проезда к месту служебной командировки и обратно, найма жилого помещения, транспортного обслуживания, такой контракт заключается в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Тогда сведения об осуществлении такой закупки указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов. На основании данного контракта услуги предоставляются работнику в натуральной форме (билет на проезд, размещение в гостинице).

Оплата заказчиками обязательств, связанных с такой закупкой, может осуществляться в наличной форме, в т. ч. путем выдачи работникам подотчетных сумм, но с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке.

При этом данные закупки не включаются в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ) и в отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ расчет и обоснование цены контракта не требуются в случае осуществления закупок у единственного поставщика, в т. ч. предусмотренных пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Схожая ситуация – направление работника в служебную командировку. В силу ст. 167 ТК РФ в таком случае работнику гарантируется возмещение расходов, связанных с командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов работника определяются актами трудового законодательства, а при их отсутствии – соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме (например, по ст. 188 ТК РФ).

Минэкономразвития и Минфин России полагают, что возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и не подлежит включению в план и план-график закупок, в реестр контрактов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль