Контрактная система закупок - есть над чем работать

303
Важным фактором повышения эффективности закупок является профессиональная работа по совершенствованию законодательства в этой сфере с учётом практического опыта заказчиков. В связи с этим мы обратились к нашему эксперту с просьбой прокомментировать, с какими проблемами связано внедрение Закона № 44-ФЗ.

Законом № 44-ФЗ предусмотрены несколько конкурентных способов осуществления закупочных процедур. Какие из них применяет на практике ваша организация?

Основным способом закупок для нужд УФК по Тюменской области был выбран электронный аукцион, т. к. у нас отсутствует техническая возможность обработки поданных в электронном виде заявок на участие в конкурсах и запросах котировок.

Однако первые проведённые в 2014 г. Управлением аукционы не состоялись. Связано это было с неготовностью к работе в новых условиях как участников закупок, так и электронной площадки. Первые – не до конца ознакомились с требованиями Закона № 44-ФЗ и подавали заявки, фактически соответствующие требованиям Закона № 94-ФЗ, что повлекло их отклонение. В свою очередь, электронная площадка не была адаптирована к положениям ст. 31 Закона № 44-ФЗ, вследствие чего невозможно было автоматически внести все необходимые сведения об участниках закупки. В частности, о том, что у участника закупки – физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица отсутствуют судимости за преступления в сфере экономики.

Также возникли проблемы с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями – согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять закупки у этих субъектов в размере не менее чем 15% совокупного годового объёма закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом в действовавшей до 4 июня 2014 г.1 редакции Закона № 44-ФЗ пре дусматривалось предоставление участниками аукциона «документов, подтверж дающих принадлежность» к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. На что участники закупок резонно могли задать вопрос: «Какие конкретно документы подтверждают такую принадлежность?».

Разъяснения Минэкономразвития России по данному вопросу отсутствовали. В связи с этим Управление в документациях об аукционах в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства2 в составе заявок требовало копии бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. В результате четыре аукциона не привели к заключению контрактов, все заявки были отклонены.

Сейчас в Законе № 44-ФЗ чётко прописано, что от участника требуется только декларация о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. То есть проблема исчерпана. По мере выхода в свет нормативных правовых актов, устанавливающих случаи предоставления преимуществ организациям инвалидов3, запрета на поставки товаров иностранных государств, потребовалось отменить и переформатировать ранее предусмотренные планом-графиком аукционы на поставки хозяйственных товаров. Следовало предусмотреть, чтобы в одном аукционе по всем товарам были преимущества или субъектам малого предпринимательства, или инвалидам, был запрет на иностранные товары (либо его отсутствие).

Можно ли считать решённым один из актуальных вопросов 2014 г. – об осуществлении так называемых простых закупок?

В начале 2014 г. план-график закупок формировался Управлением с учётом требования п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ об ограничении суммы простых закупок (договоров) в объёме не более 5% от средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика. Это означало, что сумма простых закупок не должна превышать 500 тыс. руб. в год.

До заключения контрактов по итогам электронных аукционов отдельные виды товаров и услуг – информационно-справочные системы, Интернет, автомобильное топливо – закупались нами по договорам на общую сумму 150 тыс. руб. Плюс три десятка договоров на вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов в территориальных отделах на общую сумму около 100 тыс. руб. Для бюджетного маневра осталось 250 тыс. руб. на весь год. В то время как в рамках Закона № 94-ФЗ Управлением осуществлялись простые закупки на 6–7 млн руб. в год.

Чтобы не превысить объём простых закупок, Управлением в I полугодии 2014 г. были проведены шесть электронных аукционов на незначительные суммы (от 5 до 30 тыс. руб.). На участие в них не было подано ни одной заявки. С введением в действие Закона № 140-ФЗ каждый государственный заказчик (в т. ч. Управление с его 20 млн руб. совокупного годового объёма закупок) может расходовать до 2 млн руб. путём заключения договоров, что выполнимо.

С учётом того, что участники закупок ко II полугодию 2014 г. адаптировались к новым требованиям законодательства, результативность проведённых Управлением торгов повысилась: по итогам 21 аукциона заключено 18 контрактов.

Насколько качественно работают электронные ресурсы в системе госзакупок?

К сожалению, качество программного обеспечения и функционирования официального сайта усложняют задачи своевременного осуществления закупок. В частности, обязанность заказчиков размещать планы закупок, планы-графики, соблюдать их взаимное соответствие, составление отчётов об исполнении контрактов и их этапов, публикацию в реестре контрактов сведений о каждой приёмке товара и его оплате. Все эти сведения формируются вручную, что многократно повышает как трудозатраты на их составление, так и вероятность ошибок.

Если ранее основная часть сведений об исполнении контрактов героическими усилиями наших сотрудников формировалась и публиковалась на сайте в течение нескольких дней в конце года, то сейчас реестром контрактов и отчётами приходится заниматься по нескольку часов ежедневно.

…в Законе № 44-ФЗ чётко прописаны алгоритмы действий заказчика и исполнителя контракта…

На официальном сайте отсутствует удобная для подготовки отчётов об исполнении контрактов (которые составляются нарастающим итогом) функция автоматического подсчёта и формирования в каждом отчёте сумм в рублях, а также физических объёмов исполненных обязательств по контракту на основе внесённых ранее в реестр данных.

Формируя проект сведений о расторжении контракта, заказчик может сверять только общую сумму оплаты по этапам контракта. Требования Закона о ведении заказчиком и публикации на сайте аналогичных по содержанию и во многом взаимно дублирующих плана закупок и планаграфика, реестра контрактов и отчётов избыточны. Участникам закупок для ознакомления с планами закупочной деятельности заказчика не требуется столько документов.

Если сведения об исполнении контрактов, заключённых по итогам конкурентных процедур, необходимы для публичного доступа в целях повышения прозрачности закупок и снижения коррупционных рисков, то для контрактов на коммунальные услуги, услуги естественных монополий подробные отчёты лишены смысла. Получается, кроме надзорных органов, они никому не нужны.

Двойная работа проводится заказчиком по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта: первый раз – при формировании плана закупок с планом-графиком, второй раз – перед проведением закупки вследствие удорожания товара с течением времени. Стоит признать, что результаты аукционов зависят и от выбора заказчиком электронной площадки. Бывают случаи, когда победитель аукциона при подписании проекта контракта прикрепляет ненадлежащее обеспечение контракта (например, сумма в платёжном поручении не соответствует требованиям документации об аукционе). Некоторые электронные площадки позволяют прикрепить дополнительные документы, чтобы заказчик мог подписать контракт.

От заказчика требуется вовремя отслеживать все действия по заключению контрактов. При проверке Управлением одного из исполнителей выяснилось, что он был включён в реестр недобросовестных поставщиков, т. к. в течение двух дней до окончания отведённого ему Законом срока подписания контракта с другим заказчиком пытался прикрепить на одну из электронных площадок вторую платёжку для обеспечения контракта.

Представляется, что в ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ следует закрепить право победителя аукциона в установленные сроки подписания проекта контракта и внесения обеспечения исполнения контракта производить изменения в подписанные им документы. По аналогии с протоколом разногласий на подписанный заказчиком проект контракта согласно ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ должен быть предусмотрен промежуточный этап направления заказчиком протокола разногласий на внесённое победителем аукциона обеспечение исполнения контракта или подписание контракта неуполномоченным лицом.

На некоторых электронных площадках информация об участниках закупки появляется в открытом доступе, хотя согласно ч. 8 ст. 60 Закона № 44-ФЗ протокол рассмотрения вторых частей заявок должен содержать лишь сведения об их порядковых номерах. В случае повторного проведения торгов из-за сбоя в работе электронной площадки или по иным причинам участники закупки могут вступить в ограничивающий конкуренцию сговор.

Отсутствие информации об участниках закупки в протоколе рассмотрения вторых частей заявок, а также на электронной площадке обеспечит конкуренцию при повторной процедуре торгов. Например, если во время работы электронной площадки произошёл сбой, как это случилось при проведении аукциона на поставку писчей бумаги для нужд Управления. При повторной процедуре торгов нами была достигнута существенная экономия бюджетных средств.

Какие нормы Закона № 44-ФЗ требуют доработки?

В Законе № 44-ФЗ чётко прописаны алгоритмы действий заказчика и исполнителя контракта, что повышает прозрачность системы закупок. Однако установленное ч. 9 ст. 95 Закона право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта этому не способствует. Для заказчика важны сроки исполнения контракта, их нарушение исполнителем будет основной причиной одностороннего отказа. На наш взгляд, установленные ст. 95 сроки вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (30 дней с даты размещения решения заказчика в единой информационной системе (ЕИС), при отсутствии подтверждения о надлежащем уведомлении исполнителя) надо сократить до 10 дней.

Порядок расчёта суммы неустойки за просрочку исполнения поставщиками обязательств установлен ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении этого расчёта, с одной стороны, пеня начисляется в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на дату уплаты пени, с другой – прилагаемые для расчётов формулы не содержат каких-либо ссылок на эту ставку, что не даёт ясного понимания о её роли при расчёте неустойки.

Согласно ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, при этом ничего не сказано об учредителях и членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица. Возможно, по этой причине в новом реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте можно проверить по ИНН сведения о внесённом в него обществе с ограниченной ответственностью, но не о конкретном физлице – учредителе этого общества. Данный учредитель откроет новую фирму, а заказчик не сможет его проверить в реестре, пока, к примеру, не получит такие сведения от конкурентов этого учредителя на рассмотрение жалобы в ФАС.

Для повышения эффективности осуществления закупок актуальна проблема оптимизации количества предписанных заказчику процедур. В Законе № 44-ФЗ остались избыточные обязанности заказчика передать участнику закупки конкурсную документацию (ч. 4 ст. 50), протокол рассмотрения и оценки заявок победителю конкурса (ч. 12 ст. 53), протокол рассмотрения и оценки заявок победителю запроса котировок (ч. 8 ст. 78). Это неоправданно в свете требований о публикации заказчиком указанных документов в ЕИС, с которыми участник закупки может ознакомиться самостоятельно.

Согласно ч. 13 ст. 66 Закона № 44-ФЗ не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок на участие. Следовательно, при объявлении электронного аукциона заказчик не вправе устанавливать в один день как срок окончания подачи заявок, так и срок окончания рассмотрения первых частей заявок, хотя при формировании заказчиком извещения об аукционе официальный сайт такую возможность даёт.

На практике, оператор электронной площадки направляет первые части заявок заказчику в течение нескольких минут, что соответствует требованиям ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ.

…качество функционирования официального сайта усложняет задачи заказчиков…

Поскольку объект закупки – это идентичные и нормируемые товары (работы, услуги), при проведении закупок через электронные площадки или ЕИС предложения в заявках участников закупок об условиях исполнения контрактов можно сделать доступными для всех участников, подавших заявки. В этом случае следовало бы предусмотреть механизм взаимного обжалования в комиссию по закупкам заказчика (через электронную площадку) поданных предложений о товарах (работах, услугах) как до принятия комиссией решения, так и в течение 2–3 дней после этого.

Только в случае, если комиссия по закупкам не пересмотрит своё решение, жалоба на её действия может быть подана в контролирующий орган в сфере закупок и (или) в суд. Это снизило бы вероятность принятия комиссией ошибочного решения в отношении той или иной заявки с последующими предписаниями и санкциями контролирующих органов, а также повысило прозрачность закупок.

Так как при заключении контрактов с единственными поставщиками на коммунальные услуги заказчик согласно ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ может не устанавливать требования к обеспечению исполнения контракта, такие договоры не связаны с коррупционными рисками. Следовательно, из предусмотренных ч. 9 ст. 94 и ч. 1 ст. 103 Закона требований о составлении отчётов об исполнении контрактов (их этапов) и сведений в реестре контрактов целесообразно исключить контракты на коммунальные услуги.

При проведении электронных аукционов на поставку нескольких видов товаров в одном лоте остаётся неурегулированным порядок определения цены за единицу товара при заключении контракта с победителем. Часть 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, определяющую правила заключения контракта, следует дополнить предложением: «При этом цена за единицу поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) не должна превышать соответствующую цену за единицу поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги), использованную заказчиком при расчёте обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона».

...результаты аукционов зависят и от выбора заказчиком электронной площадки…

Согласно ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ «в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта». Чтобы исключить возврат обеспечения до того, как контракт полностью реализуется, следует написать: «В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное пропорционально выполненным обязательствам».

Аналогично в ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ буквальное прочтение предложения «если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей доб росовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи» означает следующее: при снижении цены контракта на 25% (и бо лее) ниже начальной (максимальной) цены победитель аукциона может вообще не предоставлять обеспечение контракта.

…прозрачность системы закупок означает максимальную простоту в работе заказчиков…

В части 2 ст. 37 и ч. 3 ст. 70 Закона следует указать, что контракт заключается только после предоставления участником обеспечения его исполнения в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта согласно документации о проведении конкурса или аукциона, или предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если он предусмотрен) и информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки.

Требования ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ об указании в извещении о проведении электронного аукциона (ст. 42) сведений о месте и порядке подачи заявок, размере её обеспечения, порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения дублируют нормы ст. 66 и 44 Закона. Согласно п. 10 ч. 3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документации об аукционе заказчик должен указать срок, в течение которого победитель или иной участник (с которым заключается контракт при уклонении победителя аукциона от заключения контракта) должен подписать контракт, условия признания победителя (или иного участника) уклонившимся от заключения контракта. Все эти сведения подробно изложены в ст. 37, 70, 71, 96 Закона.

Согласно ч. 14 ст. 66 Закона «участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе». При этом согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона устанавливается не только дата, но и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Для расширения участия в аукционах из ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ надо исключить требования об указании участником аукциона во второй части заявки всех сведений о себе, которые он может подать при аккредитации (или внесении в неё изменений). Оставить только документы, подтверждающие соответствие конкретного товара и решение об одобрении крупной сделки (при необходимости). Иную информацию целесообразно перенести в ст. 61 и 62, устанавливающие порядок предоставления заказчику сведений об участнике аукциона.

Каковы перспективы развития контрактной системы закупок?

Закон № 44-ФЗ возлагает на заказчиков высокие требования к качеству планирования, проведения процедур закупок, контролю исполнения контрактов. Появились возможности для совершенствования системы закупок, в первую очередь в направлении унификации и нормирования основных объектов закупок, что позволит снижать затраты на обеспечение государственных (муниципальных) нужд. Прозрачность системы означает максимальную простоту в работе заказчиков и участников закупок, расширение возможностей для устранения неизбежных ошибок в рабочем, упрощенном порядке.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль