Изменения в учетной политике должны быть обоснованы

793
Учётная политика – основной документ, согласно которому учреждение определяет способы ведения бухгалтерского учёта. Её положения должны соответствовать действующему законодательству и помогать (а не мешать) бухгалтеру оперативно и грамотно решать рабочие вопросы. Основные требования к составлению учётной политики (в т. ч. продиктованные изменениями в Инструкцию № 157н) рассмотрим на примере Пенсионного фонда РФ.

Зачастую при составлении учётной политики бухгалтеры упускают какие-то детали. Можно ли оперативно внести правки в данный документ?

Согласно п. 5 ст. 8 Закона № 402-ФЗ принятая учётная политика применяется последовательно из года в год. Изменения в неё не могут вноситься без достаточных оснований, которые установлены п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчётности поправки в учётную политику должны вводиться с начала отчётного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. К примеру, новациями в законодательстве РФ о бухгалтерском учёте, федеральных или отраслевых стандартах которые вступают в силу не с 1 января, а в другие сроки в течение отчётного года.

Информация об изменениях учётной политики подлежит раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчётности. В соответствии с п. 6 Инструкции №157н учётная политика должна включать в себя следующую информацию: рабочий план счетов; формы первичных учётных документов, а также регистров бухгалтерского учёта и документов для внутренней бухгалтерской отчётности; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации; правила документооборота и технология обработки учётной информации; порядок внутреннего финансового контроля; другие решения необходимые для организации и ведения бухгалтерского учёта.

Кроме того, в соответствии с изменениями в п. 4 Инструкции № 157н необходимо дополнить учётную политику порядком отражения в учёте событий после отчётной даты.

Какими нормативными актами следует руководствоваться при составлении учётной политики? Что при этом учесть?

При формировании учётной политики экономический субъект обязан руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учёте (ст. 4 Закона № 402-ФЗ), федеральными и отраслевыми стандартами (ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

В учётной политике необходимо отразить вопросы, не решённые на уровне федерального стандарта (для казённых учреждений – инструкции № 157н и № 162н), и выработанных вышестоящим учреждением (главным распорядителем бюджетных средств, финансовым органом), а также – утвердить однозначные решения способов ведения учёта, если в инструкции предусмотрено несколько возможных вариантов.

…принятая учётная политика применяется последовательно из года в год…

Так, учётная политика ПФР разработана в соответствии с нормативноправовыми актами, устанавливающими единство общих принципов исполнения бюджета, организации и функционирования бюджетной системы Фонда, регулирующими правоотношения между субъектами бюджетных правоотношений в процессе исполнения бюджета ПФР, контроль за их исполнением, осуществление бюджетного учёта, составление и представление отчётности.

В частности, это: Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о бюджете ПФР на соответствующий финансовый год и на плановый период; Гражданский и Налоговый кодексы РФ; Закон № 402-ФЗ; инструкции № 157н, № 162н, № 191н, Указания № 65н; приказы Минфина России № 173н, № 125н, Порядок № 12н и др.

Учётная политика ПФР разработана в соответствии с функциями участников бюджетного процесса, такими как: финансовый орган; главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС); главный администратор доходов; администратор источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора; распорядитель бюджетных средств (РБС); ГРБС (РБС) как получатель бюджетных средств; получатель бюджетных средств; администратор доходов бюджета ПФР.

От чего зависят состав и структура рабочего плана счетов? Можно ли вносить в него изменения?

Состав и структура рабочего плана счетов определяются типом учреждения, отраслевыми особенностями деятельности, составом иных поступлений (субсидий на капитальные вложения, вероятными поступлениями средств во временное распоряжение и т. д.). Необходимость уточнения этого элемента учётной политики может быть обусловлена изменением видов деятельности, составом обязательных (бесплатных) и платных услуг, оказываемых учреждением.

Кроме того, изменения рабочего плана счетов могут понадобиться в связи с внесением поправок в нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учёт, – Инструкция № 157н и Указания № 65н. В ПФР рабочий план счетов разрабатывается и утверждается согласно п. 21 Инструкции № 157н по такой схеме:

  • структура рабочего плана счетов содержит перечень счетов, имеющих в 1–17 разрядах указание на код доходов (КДБ), код расходов (КРБ) и код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на соответствующий финансовый год;
  • код вида финансового обеспечения отражается в 18 разряде номера счёта рабочего плана счетов;
  • синтетический код счёта Единого плана счетов отражается в 19–23 разрядах номера счёта;
  • код КОСГУ отражается в 24–26 разрядах номера счёта.

В 18 разряде номера счёта ПФР применяются коды видов финансового обеспечения:

  • 1 – деятельность, осуществляемая за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • 3 – средства во временном распоряжении.

Есть ли особенности отражения в учётной политике форм первичных учётных документов?

Как правило, при раскрытии данного элемента учётной политики не только утверждаются неунифицированные формы учётных документов, но и приводится перечень унифицированных форм, используемых в учреждении. При оформлении фактов хозяйственной жизни, подготовке внутренней бухгалтерской отчётности применяются формы документов, оформленные в соответствии с требованиями ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

В частности, учёт начисления, удержания и выплат сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, в т. ч. накопительной пенсии, срочной пенсионной и единовременной выплаты, осуществляется на основании:

  • расчётной ведомости по начислению пенсий, пособий и иных социальных выплат;
  • ведомости сумм неоплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат;
  • расчётной ведомости по доставке пенсий, пособий и иных социальных выплат;
  • реестра сумм, удержанных по исполнительным документам и прочим основаниям;
  • реестра сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, не полученных пенсионером в связи с переездом в другой регион;
  • ведомости сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, не включённых в доставочные документы.

Для контроля начисленных, доставленных, удержанных сумм пенсий, пособий и иных соцвыплат применяются:

  • сводный реестр расчётных ведомостей по начислению пенсий, пособий и иных социальных выплат;
  • сводный реестр ведомостей сумм неоплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат;
  • сводный реестр расчётных ведомостей по доставке пенсий, пособий и иных социальных выплат;
  • сводный реестр сумм, удержанных по исполнительным документам и прочим основаниям;
  • сводный реестр сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, не полученных пенсионером в связи с переездом в другой регион;
  • сводный реестр ведомостей сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, не включённых в доставочные документы.

Своевременное и качественное оформление первичных учётных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Данные проверенных и принятых к учёту первичных (сводных) учётных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учёту первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учёта накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учёта (п. 11 Инструкции № 157н).

Что следует предусмотреть при отражении операций на забалансовых счетах?

Для некоторых забалансовых счетов в Инструкции № 157н предусмотрено два варианта оценки: в условной единице один рубль за один объект либо по фактической стоимости. Для отражения однозначных решений способов ведения учёта в учётной политике необходимо зафиксировать порядок оценки.

…информация об изменениях учётной политики подлежит раскрытию в пояснительной записке…

Кроме того, согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учёта, а также контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование1. Дополнительные счета также прописывают в учётной политике.

В учётной политике можно отметить: «Учёт материальных ценностей, принятых учреждением на хранение (на время проведения экспертизы поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, силами заказчика), а также имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в т. ч. в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), ведётся на забалансовом счёте 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение».

Материальные ценности, принятые учреждением на хранение, учитываются на забалансовом счёте на основании первичного документа, подтверждающего их принятие, по стоимости, указанной в документе передающей стороной. Материальные ценности, подлежащие списанию, учитываются в условной оценке: один объект – один рубль.

Аналитический учёт по счёту ведётся в карточке учёта материальных ценностей по материально ответственным лицам и местам хранения. Учёт находящихся на хранении и выдаваемых в рамках хозяйственной деятельности учреждения бланков строгой отчётности ведётся на забалансовом счёте 03 «Бланки строгой отчётности» в условной оценке один рубль за один бланк. К бланкам строгой отчётности относятся бланки, у которых типографским способом отпечатаны серии и номера, в т. ч. бланки трудовых книжек и вкладыши к ним, бланки государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал с голографическими наклейками, талоны на проезд и т. п.

Аналитический учёт по счёту ведётся материально ответственным лицом в Книге учёта бланков строгой отчётности (код формы по ОКУД 0504045) по каждому виду бланков, а по бланкам государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал – дополнительно в разрезе видов бланков: незаполненный, заполненный, переданный в МФЦ, испорченный.

Израсходованные и испорченные бланки строгой отчётности списываются по Акту о списании бланков строгой отчётности (код формы по ОКУД 0504816).

…при необходимости учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета…

Учёт топливных карт, предоставленных поставщиком в соответствии с заключённым договором, для приобретения ГСМ ведётся на забалансовом счёте С27 «Топливные карты» в разрезе материально ответственных лиц по их количеству и стоимости приобретения.

Учёт парковочных карт ведётся на забалансовом счёте С28 «Парковочные карты» в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц по их количеству и стоимости приобретения. Учёт дебетовых банковских карт ведётся на забалансовом счёте С29 «Дебетовые банковские карты» в разрезе материально ответственных лиц по их количеству, в условной оценке один рубль за одну карту.

Учёт плёнки-шаблона для проверки бланка государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ведётся на забалансовом счёте С30 «Шаблоны к бланкам МСК» в разрезе лиц, ответственных за их хранение, по количеству, в условной оценке один рубль за одну плёнку-шаблон».



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль