Готовь планы летом

238
 Кичанов С.
Эксперт ТН «Госзакупки» Международного центра финансово-экономическо- го развития
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ при планировании закупок на 2016 г. заказчики должны сформировать и разместить в единой информационной системе (до ввода её в эксплуатацию на официальном сайте РФ) планы-графики размещения заказов. Проекты планов необходимо составлять уже в середине текущего года. Кроме того, может возникнуть необходимость внести поправки в действующий план-график. В связи с этим напомним основные принципы планирования.

С чего начать

Планирование закупок состоит из нескольких этапов, которые включают:

1) анализ потребностей и возможностей учреждения – в т. ч. разработку требований к поставщикам, функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки, расчёт общей потребности; установление периодичности закупок (разовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости);

2) выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 44-ФЗ;

3) анализ выполнения плана-графика с целью определения проблемных закупок; принятие решений о внесении изменений в план-график, которые обеспечат его полное выполнение;

4) корректировка плана-графика в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, приводящих к невозможности его выполнения.

Пример 1

При определении подрядчиков (исполнителей) на выполнение комплекса работ (оказание услуг), с одной стороны, следует учитывать технологическую и функциональную взаимосвязь входящих в один лот работ (услуг), а с другой – необходимо просчитать риски разбивки предмета закупки на отдельные лоты, с учётом функционирующего рынка по отдельным работам (услугам).

Для справки

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ заказчики должны осуществлять государственные и муниципальные закупки посредством формирования планов закупок и планов-графиков. Однако данная норма вступает в силу с 1 января 2016 г. И соответственно обязанность производить закупки по этим правилам возникнет у заказчиков после указанной даты, т. е. при планировании на 2017 г.

Разрабатывая план-график, заказчик должен установить сроки определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учётом подготовки извещений об осуществлении закупок и документации о закупках, сроков подачи заявок на участие в закупках, рассмотрения и оценки заявок и сроков заключения контракта. При этом следует придерживаться принципов:

  • равномерного расходования бюджетных средств в планируемом финансовом году;
  • при определении подрядчика, исполнителя на проектно-изыскательские и строительные работы принимать во внимание сезонность и сроки производства работ;
  • определение поставщика для приобретения высокотехнологичного оборудования осуществлять в начале года, исходя из сроков проведения закупки, сроков поставки и монтажа такого оборудования;
  • определение поставщика на приобретение социально значимой продукции проводить в начале года, при необходимости предусмотреть в документации о закупках сроки поставки в течение всего финансового года;
  • при приобретении товаров учитывать фактор сезонности во избежание заключения контракта по завышенным ценам.

Расчёт объёма закупок

При формировании плана-графика в первую очередь следует уточнить совокупный годовой объём закупок (далее – СГОЗ). То есть утверждённый на соответствующий финансовый год общий объём финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в т. ч. для оплаты контрактов, заключённых до начала этого финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Пример 2

Для установления СГОЗ в 2016 г. необходимо:

  • определить объём финансового обеспечения контрактов, заключённых в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в 2016 финансовом году;
  • определить объём финансового обеспечения на планируемые в 2016 г. закупки, по результатам которых контракты будут исполнены и оплачены в указанном году;
  • определить объём финансового обеспечения на планируемые в 2016 финансовом году закупки, по результатам которых контракты будут исполняться в 2016 и последующих годах, в части, подлежащей оплате в 2016 г.;
  • по результатам расчётов определить общий объём финансового обеспечения.

Далее нужно сформировать предельные объёмы малых закупок и закупок путём проведения запроса котировок, для чего:

1) рассчитать годовой объём закупок, которые организация вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии, что объём таких закупок не должен:

  • превышать 2 млн руб. или 5% СГОЗ;
  • составлять более чем 50 млн руб.
При этом цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), не должна превышать 100 тыс. руб.;

2) рассчитать годовой объём закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если ему предоставлено право использовать данные преференции. Объём таких закупок не должен:

  • превышать 50% СГОЗ;
  • составлять более чем 20 млн руб.

При этом цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) не должна превышать 400 тыс. руб.;

3) рассчитать годовой объём закупок, которые организация вправе осуществить путём проведения запроса котировок. Их объём не должен:

  • превышать 10% СГОЗ;
составлять более чем 100 млн руб.

При этом НМЦК не должна превышать 500 тыс. руб.;

4) определить объёмы закупок:
  • услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в т. ч. гастролей) на основании приглашений на их посещение;
преподавательских услуг, оказываемых физлицами (п. 33 ч. 1 ст. 93); услуг экскурсовода (гида), оказываемых физлицами (п. 33 ч. 1 ст. 93); лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п. 7 ч. 2 ст. 83);

5) рассчитать обязательный объём закупок, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СО НКО) согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Для этого из СГОЗ исключают закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Затем, исходя из условия, что объём закупок у СМП, СО НКО должен составлять не менее чем 15% СГОЗ, вычислим его из оставшегося объёма закупок (с учётом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). При этом НМЦК не должна превышать 20 млн руб.

В рамках годового объёма закупок осуществляемого у СМП, СО НКО следует запланировать закупки проводимые путём открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых будет установлено:

  • ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СО НКО;
  • требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СО НКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО.

Формирование плана-графика

Форма плана-графика утверждена Приказом № 761/20н с учётом положений п. 5 Приказа № 544/18н. Рассмотрим некоторые особенности её заполнения. В столбце 1 формы указывается код бюджетной классификации РФ (КБК), в т. ч. код вида расходов (для казённых учреждений), детализированный до подгруппы и элемента, и «расходный» код КОСГУ, детализированный до статьи и подстатьи.

Ввиду того что в план-график включается информация об общем объёме финансового обеспечения по каждому КБК, предусмотренном на осуществление закупок, рекомендуется информацию о закупках располагать группами по каждому коду. То есть сначала указать все конкурентные закупки и закупки у единственного поставщика по одному КБК, затем – по второму и т. д.

В столбце 2 по соответствующей закупке (лоту) указывается код ОКВЭД, соответствующий коду ОКПД1, с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки (ХХ.ХХ.ХХ). В столбце 3 – код ОКПД с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки (ХХ.ХХ.ХХ).

Неправильный выбор кода ОКПД может привести к ошибке способа определения поставщика и нарушению ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ (решение Московского арбитражного суда от 11.12.2014 № А40-155515/14).

В столбце 4 указывают порядковый номер закупки (лота), осуществляемой в пределах календарного года, присваиваемый заказчиками последовательно с начала года, вне зависимости от способа формирования плана-графика, в соответствии со сквозной нумерацией, начинающейся с единицы.

В столбце 5 отражают наименование товара, работы, услуги, предмет контракта по каждому лоту (если при осуществлении закупки выделяются лоты). В столбце 6 указывают:

  • минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта, которые могут включать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, связанные с определением соответствия товаров (работ, услуг) потребностям заказчика и позволяющие идентифицировать предмет контракта в соответствии с положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ;
  • международные непатентованные наименования (МНН) лекарственных средств или при их отсутствии химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства;
  • запрет или ограничения (при их наличии) на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ. При этом проверяется установление приказом Минэкономразвития России в соответствующем году условий допуска иностранных товаров и предоставления преференций для товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения;
  • товары (работы, услуги), включённые в утверждённые Правительством РФ перечни, при закупке которых предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов (ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ);
  • информация об отдельных видах товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительство РФ установило дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ), а закупка осуществляется путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов;
  • информация об ограничениях, связанных с участием только СМП и СО НКО, а также об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СО НКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО;
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги при НМЦК > 1 млрд руб.

Пример 3

Постановление Правительства РФ от 21.07.2014 № 682 устанавливает дополнительные требования к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 установлены требования на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены иные случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок.

В столбце 7 указываются единицы измерения товаров, работ, услуг, в соответствии с ОКЕИ2 (если объект закупки можно количественно измерить). В столбце 8 отражается количество товаров, работ, услуг, в соответствии с единицами измерения, предусмотренными в столбце 7. Если период осуществления закупки товаров превышает срок, на который утверждается план-график, через символ «/» указывается количество товара, планируемого к поставке в текущем году.

В столбце 9 указывают НМЦК, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (в тыс. руб.). Если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, через символ «/» отмечают размер выплат в текущем году исполнения контракта.

Если при заключении контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических, медицинских, образовательных услуг, услуг общественного питания, переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить объём подлежащих выполнению работ (услуг), следует указать цену запасных частей (или каждой запчасти) к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги, а также через символ «/» максимальный размер оплаты по контракту.

При финансировании одного объекта закупки по нескольким КБК указывают распределение НМЦК по каждому коду либо распределение размера выплат в текущем году исполнения контракта по каждому КБК (если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график).

В столбце 10 через символ «/» указывают: размер обеспечения заявки; размер обеспечения исполнения контракта; размер аванса (в процентах) - если предполагается.

Размер обеспечения заявки должен составлять от ½ до 5% НМЦК или, если при проведении аукционов НМЦК не превышает 3 млн руб., 1% НМЦК. В случае если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28–30 Закона № 44-ФЗ и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, СМП или СО НКО, размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК.

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если НМЦК превышает 50 млн руб., устанавливают требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса. В случае если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливают в размере аванса.

В столбце 11 указывают планируемый срок размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (месяц, год) или планируемый срок заключения контракта в случае, если не предусмотрено размещение извещения или напраление приглашения принять участие в определении поставщика (месяц, год).

В столбце 12 указывают:

  • срок исполнения контракта;
  • сроки исполнения отдельных этапов в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение и оплата;
  • периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода), если предусмотрена такая периодичность.

В столбце 13 указывают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 24 Закона № 44-ФЗ. При выборе способа определения поставщика следует учитывать, что неправильный выбор способа закупки может повлечь аннулирование такого определения (см., например, определение Девятого арбитражный апелляционного суда от 20.11.2014 № 09АП-39807/2014 № 09АП-39808/2014).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль