Руководитель сам себе премию назначить не может

1592
Руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения. Однако права установить самому себе зарплату (либо назначить премию) он не имеет. Оплата труда руководителя находится в компетенции органа – учредителя учреждения (вышестоящего органа власти). Поскольку данный орган назначает на должность и заключает с начальником трудовой договор. Рассмотрим, от чего зависит размер трудового вознаграждения руководителя.

Нормативное регулирование

Оплате труда руководителя посвящена ст. 145 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Напомним, что в силу норм, изложенных в ней, условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативноправовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также учредительными документами учреждения.

Иными словами, устанавливая зарплату руководителю подведомственного учреждения, учредитель должен действовать в строгом соответствии с действующим законодательством, а именно:

  • Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). В регионах и муниципалитетах применяются, соответственно, нормативно-правовые акты о системах оплаты труда, утверждённые региональным и местным законодательством;
  • Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утв. решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11 (далее – Единые рекомендации);
  • Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа № 2190-р);
  • нормативные документы вышестоящих органов власти.

При этом отметим, что согласно ст. 129 ТК РФ зарплата руководителя учреждения, как и зарплата других сотрудников, складывается:

  • из оклада в зависимости от квалификации руководителя, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
  • из компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);
  • из стимулирующих выплат (премий и других поощрительных выплат).

Разберём последовательно каждую из названных составляющих.

Оклад

Как отмечалось выше, принимает руководителя на работу, а значит и устанавливает оклад орган – учредитель учреждения. При назначении оклада в первую очередь учитывается сложность труда, в т. ч. масштаб управления, особенности деятельности и значимость учреждения (абз. 2 п. 6 Положения № 583). Например, ведётся анализ управленческой нагрузки руководителя.

Пример 1

Если у руководителя есть заместители, в штате учреждения есть должность финансового или коммерческого директора, другие должности сотрудников, выполняющих управленческие функции, это подразумевает снижение управленческой нагрузки самого руководителя. То есть сокращённые масштабы управления не позволяют установить руководителю максимальную величину оклада.

В федеральных учреждениях также учитывается предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты сотрудников учреждений (в кратности от 1 до 8). Чтобы определить соотношение, можно воспользоваться статистической формой № П-4. При этом в расчёт средней зарплаты по учреждению берётся и зарплата руководителя.

Уровень соотношения зарплат учитывается не только при установлении руководителю оклада, но и при назначении ему премий.

Предельный уровень соотношения может быть увеличен по решению главного распорядителя средств федерального бюджета (ГРБС), в ведении которого находится учреждение. Но это можно сделать только в отношении руководителей тех учреждений, которые включены в перечень, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р.

Исключение – руководители учреждений, учредителем которых является Правительство РФ. В их отношении размер предельного уровня соотношения должен быть установлен Правительством РФ или уполномоченным им органом власти. Такой вывод следует из совокупности норм пп. 9, 10.1 Положения № 583, п. 25 Единых рекомендаций, раздела IV Программы № 2190-р.

Компенсации

Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда исключительно в соответствии с трудовым законодательством (п. 23 Единых рекомендаций). Поэтому согласование учредителя на такие компенсации не требуется. Например, в случае компенсации работы в выходные или праздничные дни (ст. 113 ТК РФ).

Размер выплат компенсационного характера определяют в процентах к окладу или в абсолютных размерах (п. 4, 8 Положения № 583). Исключение составляют районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти выплаты начисляют на фактический заработок руководителя с учётом выплат, установленных системой оплаты труда (оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты). Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 169-13.

Премии

Согласно ст. 57 ТК РФ все условия оплаты труда должны быть отражены в трудовых договорах, в т. ч. премирования руководителя учреждения. Порядок премирования руководителей государственных учреждений субъектов РФ и муниципалитетов устанавливается соответственно региональным и местным законодательством.

Руководителям учреждений – ГРБС выплаты стимулирующего характера устанавливает Правительство РФ. А руководителям нижестоящих федеральных учреждений стимулирующие выплаты назначает соответственно вышестоящий ГРБС (учредитель).

Пример 2

Приказом Минкультуры России от 16.09.2013 № 1351 утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении данного министерства.

При определении размера премии руководителю обычно анализируется совокупность нескольких показателей.

1. Оцениваются итоги работы за соответствующий отчётный период с учётом выполнения целевых показателей деятельности учреждения.

2. Оценивается личный вклад руководителя в осуществление основных задач и функций, определённых положением (уставом) учреждения. Здесь целесообразно выделить показатели, которым руководитель должен придавать приоритетное значение. Чтобы понять, достигнуты эти показатели или нет, учредитель может потребовать от руководителя отчёт о проделанной работе.

3. Оценивается выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором. В этой оценке принимаются во внимание факторы, влияющие на создание в учреждении благоприятного социального микроклимата, успешное решение руководителем конфликтных ситуаций и противоречий, повышение квалификации работников и др.

4. Отдельно следует отметить такой показатель оценки эффективности работы руководителя, как рост зарплаты сотрудников учреждения в отчётном финансовом году по сравнению с предыдущим годом. Также зарплата в учреждении может сравниваться со средней зарплатой по региону. Показатели оценки эффективности работы учреждения также устанавливает ГРБС (учредитель). Помимо указанных выше к таким показателям относят, например:

  • соблюдение исполнительской дисциплины (сроков исполнения поручений вышестоящего органа власти, представления отчётов, запрашиваемых документов и т. п.);
  • отсутствие замечаний учредителя по целевому и эффективному использованию средств бюджета, по использованию имущества, находящегося в управлении учреждения;
  • отсутствие задолженностей по перечислению налогов и взносов, по выплате зарплаты (пенсий, пособий, стипендий и т. д.), отсутствие просроченной кредиторской и нереальной для взыскания дебиторской задолженности;
  • участие учреждения в реализации федеральных (региональных) целевых и ведомственных программ;
  • отсутствие замечаний контролирующих органов;
  • соблюдение норм законодательства о контрактной системе закупок;
  • улучшение качества предоставляемых услуг (отсутствие жалоб от физических и юридических лиц).

На практике применяются различные схемы оценки показателей деятельности руководителей при назначении им премий. Чаще всего орган власти принимает решения о размерах премирования на основании отчётов руководителей о достигнутых показателях. При этом в зависимости от ведомственной структуры может применяться и более сложная схема.

Пример 3

В Минкультуры работает комиссия по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы учреждений, находящихся в ведении министерства. Эта комиссия принимает решения о размерах премирования руководителей подведомственных учреждений на основании предложений курирующих департаментов министерства. А департаменты, в свою очередь, разрабатывают предложения на основе отчётов от руководителей.

Если аналогичный порядок учредителем не установлен, то заручиться его согласием на премирование можно посредством служебных записок или писем в произвольной форме. Ведь чтобы получить премию, порой бывает недостаточно представить только лишь отчёт о результатах деятельности учреждения. Письмо учредителю является своеобразным дополнением к отчёту. В письме целесообразно описать личный вклад руководителя, обосновать возможность его премирования конкретными результатами, которые были достигнуты учреждением под его руководством.

Пример 4

Письмо можно сформулировать так. За период с 1 января по 31 марта 2015 г. учреждением под руководством Смирнова Ивана Ивановича были достигнуты определённые целевые показатели, отчёт о которых был представлен Департаменту 2 апреля 2015 г. За этот период отсутствовали замечания от Департамента по выполнению отдельных его поручений.

Посредством внутреннего контроля в учреждении установлено, что в отчётный период не было допущено нарушений бухгалтерского, налогового и трудового законодательства, а также закона о контрактной системе закупок. Учреждением были соблюдены все сроки по представлению бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчётности. Кроме того, у учреждения отсутствует просроченная кредиторская и нереальная к взысканию дебиторская задолженность.

Также в указанный период был проведён ряд мероприятий, направленных на повышение имиджа учреждения и сферы образования в целом. В частности, учреждение обновило интерфейс своего сайта с целью расширения возможностей пользователей сайта, получения информации от них в режиме онлайн, осуществления обмена опытом с другими образовательными учреждениями. Также учреждение организовало и провело:

  • фольклорный фестиваль с участием коллективов образовательных учреждений муниципального образования;
  • олимпиаду по основным предметам школьной программы;
  • общешкольный конкурс на звание «Лучший ученик года».

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 15 трудового договора с И.И. Смирновым от 01.07.2014 прошу разрешить учреждению направить на премирование руководителя И.И. Смирнова часть средств от приносящей доход деятельности в размере, установленном пунктом 5 Положения о премировании руководителей подведомственных учреждений, утверждённого распоряжением Департамента от 10.01.2014 № 2.

Еще раз подчеркнём, что любую премию, даже за счёт платной деятельности, нужно согласовывать с учредителем, поскольку именно он является работодателем для руководителя учреждения.

Но если в трудовом договоре с руководителем будет указано, что выплаты производятся в соответствии с локальными актами учреждения, то дополнительных согласований не потребуется. Такой пункт трудового договора формально разрешает любые выплаты, предусмотренные в самом учреждении. Например, выплату материальной помощи.

Однако в этом случае необходимо, чтобы локальный акт учреждения был согласован с учредителем. Ведь почувствовав свободу действий, учреждение может установить в своих актах необоснованные выплаты руководителю. А такое положение вещей идёт вразрез с совершенствованием систем оплаты труда в учреждениях и со ст. 145 ТК РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль