Посетитель приходит в музей не только созерцать

249
 Каравцева Е.Н.
Заместитель директора по экономической деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Современные российские музеи с успехом используют свое пространство не только для проведения выставок экспонатов или объектов современного искусства, но и как место, где происходят актуальные культурные события. Фестивали, конференции, лекции, концерты, презентации, выставки-продажи музейных предметов давно стали традиционными формами музейной работы. А политика изготовления и продажи сувениров выступает одним из способов продвижения музейных коллекций, привлечения к ним широкого публичного интереса. Об «изнанке» культурной жизни – особенностях планирования и финансирования учреждений – рассказывает наш эксперт.
  • Каким учреждениям культуры (государственным, муниципальным, музеям, театрам и пр.) легче встроиться в современные экономические реалии? К кому сегодня идет потребитель услуг и почему?
  • В современных условиях сложно работать всем учреждениям культуры, независимо от формы собственности и сферы деятельности. И их сегодняшнее состояние никак нельзя назвать культурным расцветом. Одна из причин этого – недостаток финансирования (которое не может обеспечить окупаемость учреждений и реализацию интересных проектов) и ряд ограничений, продиктованных действующим законодательством.
    Поэтому для учреждений культуры актуально развитие инструментов фандрайзинга, привлечение инвесторов и партнеров, участие в программах целевого финансирования, а также расширение перечня предлагаемых платных услуг. Разнообразие платной деятельности позволяет быть конкурентоспособным на рынке услуг по популяризации искусства и привлекать как можно больше публики.
    Сегодняшнего посетителя привлекает не только приобщение к музейным объектам посредством созерцания. Он заинтересован в более активных и индивидуализированных формах взаимодействия, когда желание посетить интересную выставку либо получить новые знания или информацию совпадает с возможностью приятно провести время в комфортной для себя среде – интернет-кафе, кинозале, клубах по интересам.
    Желание интересно организовать свой досуг – очень распространенная тенденция, особенно среди молодежной аудитории. Но при этом досуговая мотивация требует создания специальной инфраструктуры, значительного вложения средств, что по плечу крупным учреждениям культуры, со значительными фондами и известными именами, позволяющими рассчитывать на спонсорство и благотворительность.
    Учреждения культуры, не располагающие надлежащей материальнотехнической базой или известными коллекциями, в своей деятельности вынуждены опираться на разработку привлекательных и незатратных проектов.
    Ну и, конечно, для всех учреждений культуры актуальной является задача эффективного использования бюджетного финансирования, грамотное применение законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, что позволит формировать основу для развития.
  • Что изменилось в практике формирования и исполнения госзаданий со времени утверждения Закона № 83-ФЗ? Улучшило ли ситуацию принятие единого перечня услуг (работ)? Есть ли сложности с расчетом нормативных затрат?
  • С принятием Постановления № 151 работа по составлению и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания для каждого учреждения должна была бы стать понятнее, прозрачнее, но в полном объеме этого пока не произошло.
    Практика формирования и исполнения госзаданий, на мой взгляд, все еще в процессе накопления данных. Аналитические выводы первых лет свидетельствуют о том, что подход к формированию количества государственных услуг (работ) и показателей заданий стал более осмысленным и критичным.
    Так, например, не рассматривается в качестве показателя объема количество посетителей выставки, что всегда вызывало справедливые нарекания, поскольку являлось крайне непредсказуемым в силу ряда внешних обстоятельств, не поддающихся прогнозированию. Определены источники информации для контроля за фактическими значениями показателей объема госзадания, повысились требования к публичности информации о выполняемом задании, т. е. обязательным является требование размещать полную и достоверную информацию об оказываемых услугах в средствах массовой информации и сети Интернет.
    Особое внимание при расчете нормативных затрат уделяется такому показателю, как расходы бюджетных средств на содержание 1 м2 недвижимого имущества (за исключением имущества, сдаваемого в аренду).
    Данный показатель очень ярко характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности учреждения и является одним из критериев формирования объема субсидий. Сохраняется тенденция определения в заданиях показателей объема на основе прошлых периодов что, конечно же, является не совсем объективным.
  • Закон № 44-ФЗ ввел новые правила осуществления госзакупок, а также переструктурировал систему планирования. Как бы Вы оценили, что сегодня происходит в данной сфере? Все ли нормы закона способствуют эффективным закупкам или есть еще над чем поработать?
  • Формирование непрерывной цепочки план закупок – график закупок – осуществление закупки – заключение контракта – исполнение контракта значительно упорядочивает работу со средствами учреждения, делает ее более дисциплинированной и вдумчивой. Но одновременно накладывает ряд ограничений на деятельность организаций.
    Практика применения контрактной системы в нашем учреждении подняла следующие проблемы:
    • во-первых, необходимость формирования плана-графика в период, отдаленный от времени реального проведения закупки, искажает информацию по формированию начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
    • во-вторых, осуществление закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предполагает размещение оферты от потенциального поставщика в электронном магазине, что сопряжено с определенной финансовой нагрузкой. Не все потенциальные поставщики готовы заниматься размещением информации об оказываемых услугах на портале. Дело в том, что объемы закупок бюджетными учреждениями в рамках применения данных пунктов не всегда подходят к максимальной сумме, оговоренной законом, и не представляют интереса как для крупных компаний, себестоимость услуг которых, как правило, ниже, чем у ИП или предприятий среднего уровня, так и для физлиц, готовых оказать услугу, но не готовых предварительно нести расходы по размещению информации о такой услуге.

    Еще одной серьезной проблемой является отсутствие прописанного в законе требования о распространении проектно-сметного метода определения НМЦК на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования, в то время как нормативная база для применения такого метода в большинстве случаев есть и на федеральном уровне, и в субъектах РФ.
    Осложняется это еще и позицией контрольных органов, требующих предоставления сметной документации, а в соответствии с ней – актов формы № КС-2, КС-3 на выполненные работы. Положительным моментом контрактной системы является возможность для бюджетных учреждений в части средств от приносящей доход деятельности применять нормы Закона № 223-ФЗ. Это позволяет смягчить ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ в отношении использования средств субсидий, однако требует наличия дополнительного комплекта документации, сформированной с учетом требований законодательства, планов закупок, планов-графиков, отдельного реестра контрактов.

  • Вы уже упоминали о том, что ваше учреждение оказывает платные услуги населению. Каким образом расходуются полученные средства? В чем основная проблема при планировании расходов и доходов в учреждениях культуры?
  • Законодательство РФ позволяет государственным (муниципальным) учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:
    • закрепление возможности осуществления приносящей доход деятельности в уставах учреждений (при этом перечень этих видов деятельности исчерпывающий);
    • осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в уставах.

    Утверждения иным правовым актом перечня платных услуг (работ), которые вправе оказывать (выполнять) учреждения, не требуется.
    Платные услуги (работы) делятся на две части:
    1 относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые оно оказывает сверх задания, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, включает в задание;
    2 не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых оно создано.
    Примером платной услуги, относящейся к основному виду деятельности, для нашего учреждения является взимание входной платы за посещение выставки (экспозиции, мероприятия, концерта, лекции и т. п.), проведение экскурсий, мастер-классов.
    К платной услуге, не относящейся к основному виду деятельности, можно отнести реализацию печатной (сувенирной) продукции, изготовленной самостоятельно или принятой на реализацию в рамках посреднической деятельности.
    Информация о видах деятельности учреждений отражается также в одном из важнейших документов - плане финансово-хозяйственной деятельности, который содержит показатели поступлений и расходов в разрезе кодов бюджетной классификации и источников финансового обеспечения.
    Специфика учреждений культуры состоит в том, что доход от платной деятельности значительно зависит от многих внешних обстоятельств, не поддающихся четкому прогнозированию.
    На одну и ту же выставку может прийти различное количество посетителей, в зависимости от погодных условий, от дня недели, от степени «модности» у определенной категории ценителей искусства.
    Преобладание среди посетителей временных выставок (и постоянных экспозиций) молодежной аудитории (школьников, студентов) или лиц пенсионного возраста уменьшает доходность учреждения в силу применения льгот для указанных категорий к стоимости входной платы.
    Совмещение выставок в едином выставочном пространстве по времени, с одной стороны является дополнительным поводом для посещения музея, с другой – приводит к снижению доходности. Дело в том, что доход от реализации комплексных билетов на несколько выставок всегда ниже, нежели при продаже отдельных билетов на каждую выставку.
    Все поступления от приносящей доход деятельности (как от основных, так и от неосновных платных услуг) согласно пп. 2, 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений и расходуются ими в соответствии с планом ФХД.
    При этом планирование и поступлений от приносящей доход деятельности, и расходной части бюджета имеет отклонение от реальных потребностей в силу субъективности их оценки (например, от мнения работника, инициирующего закупку) или в связи с использованием некорректных методических подходов (например, применения усредненных статистических данных прошлых периодов).
    Кроме того, ограниченный объем поступлений, в т. ч. и субсидий, вынуждает учреждение вновь и вновь планировать свою основную деятельность по остаточному принципу, обеспечивая, в первую очередь, функционирование жизнеобеспечивающих инженерных систем и выполнение мероприятий по результатам контрольных процедур различного уровня, но не занимаясь развитием современной инфраструктуры, которая способствовала бы привлечению потребителей услуг. Это одна из главных проблем планирования деятельности учреждений культуры, уходящая корнями в предыдущие периоды их тотального недофинансирования.

  • Какой участок планирования и учета вы считаете наиболее трудным и почему? Есть ли сложности с учетом субсидий, в т. ч. остатков?
  • Планирование расходов на выполнение работ (оказание услуг) и поступлений от приносящей доход деятельности – это всегда процесс, отложенный по времени. Реальный срок оказания услуг учреждением и проведения мероприятий, связанных с расходованием средств, всегда позже даты формирования плановых показателей. И это влечет сложности в определении стоимостных характеристик показателей.
    В части планирования поступлений от оказания платных услуг основой планирования являются накопленные учреждением статистические данные, творческий процесс на сегодня практически исключен, если речь не идет о внедрении нового направления деятельности.
    В части планирования объема расходов, помимо общей временной сложности, для меня как работника учреждения культуры музейно-выставочной направленности наиболее сложным участком является формирование прямых расходов на собственно оказание государственной услуги по публикации, комплектованию, обеспечению сохранности, т. е. обоснование себестоимости проведения выставки (мероприятия), реставрации, приобретения экспонатов.
    Как правило, планирование расходов на содержание имущества учреждения и прилегающей территории – процесс стандартный, при планировании очень выручают существующие тарифы на энергоносители, отпуск воды, утвержденные расценки на ремонт, техобслуживание, содержание территорий (ФЕР, ТСНы).
    Планирование услуги по обеспечению сохранности экспонатов осложняется тем фактом, что в процессе реставрации может возникнуть необходимость в изменении запланированной стоимости.
    Процесс комплектации музейных фондов связан с необходимостью переговоров с владельцами музейных предметов, их желанием, с одной стороны, передать дорогие вещи в надежные руки музейщиков, а с другой – получить за них достойное вознаграждение, что не всегда возможно при ограниченных бюджетах. Поэтому оценка закупочной комиссии, принимаемая за основу при планировании себестоимости услуги комплектования, не всегда сохранится при оформлении конкретного договора куплипродажи музейного предмета.
    Что же касается формирования себестоимости услуги публикации, то здесь набор субъективных факторов, учитывать которые необходимо, особенно велик. Основным фактором, влияющим на формирование сметы выставочного проекта (мероприятия), является видение проекта куратором.
    Период от рождения идеи выставки (мероприятия) до ее реализации значителен, иногда это несколько лет. Он характеризуется многочисленными творческими спорами автора идеи и дизайнера, воплощающего идею, в результате чего проект претерпевает серьезные изменения, углубляется и расширяется, в то время как плановая цифра в рамках госзадания в своем первоначальном значении уже нашла отражение в нормативных документах (планирование сегодня - это трехлетний период). Отсюда вытекает необходимость соединения в текущем периоде объема финансирования по госуслуге с новым содержанием проекта. Но это всегда очень непростой процесс взаимодействия различных структурных подразделений учреждения вначале между собой, а затем – с учредителем, который влечет за собой изменение плана ФХД, плана закупок.
    Несколько проще дело обстоит, если проект рассматривается в рамках целевой субсидии. В таком случае период разделения по времени дат реализации проекта и получения финансирования на него незначителен.
    Учет поступлений от платных услуг, субсидий, в т. ч. остатков, сейчас методически проработан, наличие надлежащим образом оформленных первичных документов позволяет без лишних сложностей формировать отчетность. Можно порекомендовать в целях формирования управленческой отчетности ввести дополнительный уровень аналитики на этапе заключения договоров для отражения расходов и поступлений по конкретным услугам, что позволит оперативно формировать отчетность при проведении всевозможных оценочных мероприятий.
  • Государство предлагает учреждениям культуры участвовать в конкурсах на получение гранта, но при этом создает множество условий (к примеру, ограниченный бюджет для выделения соответствующих средств). Насколько сложно сегодня получить грант и есть ли проблемы с учетом этих средств, планированием расходов?
  • Как правило, учредители бюджетных, автономных учреждений (в лице Минкультуры России и соответствующих органов регионального уровня) формируют пакет грантов по тематике, имеющей социокультурную направленность. На текущий год большое значение приобретает поддержка государством проектов, посвященных юбилею Победы в Великой Отечественной войне. При этом учреждениям оказывается методическая помощь, как в форме консультаций, так и посредством организации обучающих семинаров в целях поддержки в вопросах оформления грантовых заявок, правильного понимания критериев их отбора, подготовки отчетных документов. Учредителями регулярно проводится мониторинг проектов, признанных победителями.
    На начальном этапе (подачи заявок на конкурс в целях получения гранта) очень важна тесная связь куратора проекта (автора идеи) с финансовыми службами учреждения. Больший шанс получить грант всегда будет у организации, тщательно продумавшей проект с точки зрения грамотного формирования себестоимости его реализации. То есть проект прежде всего должен быть интересен грантодателю с позиции эффективного соотношения цены и качества. Если проект позволит охватить многочисленные группы потребителей услуги, идеи будут яркими, новыми, познавательными, он не будет запредельно затратным, его победа в конкурсе на получение гранта очень вероятна, почти предсказуема.
    Планирование расходов для получения гранта – стандартная функция учреждения культуры. Статьи затрат включают в себя услуги сторонних организаций и физических лиц, привлекаемых для организации и реализации проекта. Функции, выполняемые непосредственно штатным персоналом учреждения – заявителя в рамках организации проекта, – это вклад организации в проект. Таким образом, соискатель гранта всегда представляет на конкурс проект бюджета (смету проекта) из двух частей:
    1 объем финансирования, который учреждение предполагает получить от организатора конкурса;
    2 объем финансирования за счет собственных (привлеченных учреждением) средств.
    Учет средств гранта, в случае его получения, представляет собой учет целевых средств (учет целевых субсидий), что не является сложностью для учреждения, лишь накладывает дополнительные ограничения в использовании средств, выделенных под конкретный проект.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль