Правовые коллизии Закона о социальном обслуживании

582
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
Закон № 442-ФЗ, коренным образом изменивший систему социального обслуживания населения, был принят полтора года назад. За это время экспертами проведено немало разъяснительной работы об основных положениях данного документа, в т. ч. на страницах нашего журнала. Но, как водится, при применении закона на практике (с 1 января 2015 г. он вступил в силу) выяснилось, что «за кадром» остались многие важные вопросы. Разъясним некоторые из них.

Муниципалам здесь не место?

В 2003 году в связи с внесением поправок в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подп. 24 п. 2 ст. 26.3) было осуществлено разграничение полномочий между органами госвласти и органами местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), было отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Судьба действовавших на тот период муниципальных учреждений социального обслуживания развивалась в двух направлениях. Часть из них была передана на региональный уровень с переходом в статус государственных.

В некоторых субъектах РФ учреждения (как правило, нестационарные и полустационарные) остались муниципальными. Они продолжили свою деятельность на основании передачи государственного полномочия по социальному обслуживанию от субъекта РФ к органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В таком решении были свои резоны. Во-первых, это позволило избежать реформы как таковой и связанных с ней издержек, во-вторых, обеспечить менее централизованную модель управления, а в-третьих, в определенной степени стимулировать местные бюджеты участвовать в поддержании и развитии материальной базы учреждений (ведь эта база в данном случае является муниципальной собственностью).

Однако в новом Законе № 442-ФЗ (ст. 5) муниципальные учреждения не упоминаются в числе субъектов социального обслуживания. Речь о них идет лишь в ч. 13 и 14 ст. 23.1 закона, которыми утверждены положения о независимой оценке качества оказания услуг организациями социального обслуживания. И то только как часть наименования сайта, где должна размещаться информация о результатах этой оценки – «официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» в сети Интернет.

Таким образом, это делает сомнительной с правовой точки зрения передачу государственного полномочия по социальному обслуживанию органам местного самоуправления. Поэтому субъекты РФ, где такая передача осуществлена, решили полностью «огосударствить» учреждения соцобслуживания, переведя их на региональный уровень. Некоторые же регионы оставили прежнюю конструкцию, но, как говорится, на свой страх и риск.

Запомнить

За госорганами субъектов РФ в числе прочего закреплены полномочия по координации деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Безнадзорные дети

В соответствии со ст. 14–17 Закона № 442-ФЗ социальные услуги оказываются на основании заявления гражданина (его законного представителя), признания его нуждаемости в услугах уполномоченным органом субъекта РФ, индивидуальной программы, которую составляет для гражданина этот орган, и договора, заключаемого гражданином с поставщиком социальных услуг. Исключением являются срочные социальные услуги, которые оказываются на основании заявления получателя услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора (ч. 2 ст. 21 Закона № 442-ФЗ).

Однако в практике работы учреждений соцобслуживания нередко возникают ситуации, когда необходимо оказать ту или иную помощь несовершеннолетним детям, от родителей которых в силу разных причин (равнодушное отношение к своим детям и т. д.) сложно ожидать того, что они станут обращаться в территориальный орган социальной защиты населения, чтобы составить индивидуальную программу, а затем к поставщику социальных услуг за заключением договора. В этом случае помощь можно оказать только в рамках предоставления срочных социальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 442-ФЗ срочные социальные услуги включают в себя:

1 обеспечение граждан бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2 обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3 содействие в получении временного жилого помещения;

4 содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5 содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6 иные срочные социальные услуги.

Здесь следует обратить внимание на п. 6 представленного списка. При создании в субъекте РФ регионального перечня социальных услуг важно предусмотреть все услуги, которые могут оказываться на практике в таком «упрощенном» режиме.

Пример 1

В Тюменской области список срочных социальных услуг включает 32 наименования. Среди иных срочных социальных услуг можно назвать: содействие в помещении ребенка в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации; консультирование по социально-медицинским вопросам (в частности, по вопросам планирования семьи, современных безопасных средств контрацепции, гигиены питания и жилища, избавления от вредных привычек, психосексуального развития детей, способам поддержания и сохранения здоровья); предоставление услуг службы транспортного обслуживания отдельных категорий граждан» и др. (Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»).

Кроме того, не может осуществляться без предварительного составления индивидуальной программы деятельность поставщика социальных услуг по социальному сопровождению (ч. 2 ст. 22 Закона № 442-ФЗ). Если необходимо оказать содействие в предоставлении ребенку каких-либо услуг других ведомств (учреждений здравоохранения, образования и т. д.), а составить при этом индивидуальную программу не представляется возможным, то такое содействие также необходимо оформлять как оказание срочной социальной услуги.

Нормативный документ

Региональный перечень социальных услуг создается с учетом требований, установленных Правительством РФ. В частности, примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236. В региональный перечень должны попасть все услуги из примерного перечня, которые уже оказываются в субъекте РФ, а также иные услуги, которые не присутствуют в примерном перечне, но оказание которых осуществляется фактически – это прямо требует Закон № 442-ФЗ (ч. 1 ст. 35).

Вместе с тем, возможность поставщиков социальных услуг осуществлять социальное обслуживание или социальное сопровождение в упрощенном режиме в рамках предоставления срочных услуг не так уж проста с правовой точки зрения.

Согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 442-ФЗ основанием для предоставления таких услуг является заявление их получателя (законный представитель в законе не упоминается). А также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт, который заверяется подписью их получателя.

Такие требования, безусловно, затрудняют оказание услуг, особенно детям дошкольного возраста, нуждаемость которых в социальном обслуживании выявляется самим поставщиком. Остается надеяться, что по мере реализации нового закона этот механизм будет отрегулирован.

Перечень полномочий не ограничен

Статья 8 Закона № 442-ФЗ определяет открытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Ранее подобным образом в ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусматривалось, что к полномочиям региональных органов госвласти в области соцобслуживания относятся и иные полномочия, нежели прямо перечисленные в данной части.

Индивидуальная программа

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 442-ФЗ индивидуальная программа должна определять форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Таким образом, программа не может предусматривать только социальное обслуживание, в ней необходимо прописать предоставление как минимум одной социальной услуги.

Пример 2

Гражданину в рамках социального сопровождения нужно оказать содействие в получении медицинской помощи со стороны учреждений здравоохранения. Одновременно с этим ему может быть оказана услуга по предоставлению консультации. Данная услуга должна быть включена в региональный перечень социальных услуг.

В целях профилактики

Поставщикам социальных услуг вменяется в обязанность осуществлять профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. В рамках Закона № 442-ФЗ понятие «профилактика» рассматривается в нескольких вариациях:

1 Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Она включает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (п. 6 ст. 3). Обратите внимание, что по букве закона речь здесь идет о выявлении и устранении явлений, которые уже произошли у граждан, а не которые могут произойти впервые.

2 Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании. Такая профилактика осуществляется путем обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, а также анализа данных государственной статистической отчетности, проведения при необходимости выборочных социологических опросов. При этом говорится, что мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в т. ч. в рамках региональных программ социального обслуживания, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ (ст. 29 Закона № 442-ФЗ). Однако в законе не уточняется, кто должен проводить эти мероприятия – поставщики социальных услуг или органы социальной защиты населения.

3 Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Методическое обеспечение данной деятельности отнесено к полномочиям Минтруда России (п. 3 ч. 2 ст. 7)1.

4 Профилактика отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг. На нее направлен такой вид социальных услуг как социально-педагогические услуги (п. 4 ст. 20 Закона № 442-ФЗ).

Таким образом, можно рекомендовать поставщикам обеспечивать профилактическую направленность своих социальных услуг (не только социально-педагогических). Иными словами, стремиться к тому, чтобы не только устранить ту или иную проблему у получателя услуги, но и обеспечить недопущение появления этой проблемы в будущем. Органам же социальной защиты субъектов РФ рекомендуется проводить специальные исследования (в т. ч социологические опросы), на основании результатов которых могут:

  • вноситься изменения в региональные перечни социальных услуг (например, добавляться услуги, в наибольшей степени обеспечивающие профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в соцуслугах);
  • формироваться государственные задания и заказы на социальное обслуживание в целях повышения профилактической направленности оказания услуг;
  • приниматься иные управленческие решения.

Доступ к получателям закрыт

Закон № 442-ФЗ требует, чтобы реестр поставщиков социальных услуг размещался на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ (регионального органа социальной защиты населения) в сети Интернет (ч. 4 ст. 25 Закона № 442-ФЗ). А вот в отношении регистра получателей социальных услуг такого требования нет. Кроме того, в законе содержатся отдельные положения, запрещающие разглашать информацию конфиденциального характера или служебную информацию о получателях социальных услуг за исключением определенного перечня случаев (отдельное согласие на это получателя услуг или его законного представителя, запрос органов дознания и следствия и т. д.). На это указывает ст. 6 Закона № 442-ФЗ.

Таким образом, размещение регистра получателей социальных услуг в открытом доступе не допускается.

Запомнить

Акт о предоставлении срочных социальных услуг должен содержать сведения о получателе и поставщике этих услуг, их видах, сроках, дате и об условиях их предоставления.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль