Для госконтрактов ввели новые возможности и ограничения

253
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
В ситуации экономического кризиса Правительство РФ пытается разработать ряд мер, призванных оптимизировать расходную часть бюджета. Перемены коснулись и Закона о контрактной системе. Заключать и исполнять государственные контракты теперь следует по новым правилам.

Меры предосторожности

Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. К таковым отнесли:

1 снижение финансовой нагрузки на участников закупок и банковскую систему;

2 отсрочку уплаты и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней);

3 установление порядка изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) количества, цены единицы товара, работы, услуги по госконтрактам, срок исполнения которых истекает в 2015 г.;

4 определение порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения госконтрактов;

5 определение дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения госконтракта.

Аналогичные положения месяцем ранее были закреплены в Законе № 44-ФЗ (Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”») со ссылкой на необходимость принятия соответствующих постановлений Правительства РФ. В настоящий момент часть из них принята и вступила в действие, о чем расскажем далее.

Отсрочка неустойки

Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней утверждены постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 № 196. Согласно ему заказчики предоставляют отсрочку уплаты и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) при завершении в полном объеме исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Заказчики обязаны предоставлять такую отсрочку независимо от даты заключения контракта. Даже если контракты были заключены ранее 1 января 2014 г., но их исполнение завершается в 2015 г., поставщики, исполнители и подрядчики могут воспользоваться льготным режимом по привлечению к ответственности.

Отсрочка предоставляется:

1 если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) выше 5%, но не более 20% цены контракта. В этом случае заказчик предоставляет отсрочку уплаты до окончания текущего финансового года, но при этом он должен списать 50% задолженности;

2 если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку их до окончания текущего финансового года.

Нормативный документ

Федеральным законом от 08.03.2015 № 25-ФЗ до 1 января 2016 г. приостановлено действие положений Бюджетного кодекса РФ, которые касаются порядка внесения изменений: в федеральный закон о федеральном бюджете, в ведомственную структуру расходов бюджетов и перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом. Одновременно на 2015 г. установлены особенности применения положений бюджетного законодательства в части изменения показателей сводной бюджетной росписи и доведения лимитов бюджетных обязательств. Установлено также, что в соответствии с решениями Правительства РФ допускается заключение договоров (соглашений) от имени РФ на поставки товаров, предусматривающих оплату обязательств в 2016 г.

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. Исключение – контракты, условия которых изменены в 2015 г. в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет их списание. Если же общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% этой цены заказчик осуществляет списание 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии их уплаты до окончания текущего финансового года.

Запомнить

О своем решении списать задолженность или предоставить отсрочку заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя).

Льготы по обеспечению

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 установлены случаи, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Всего таких случаев пять:

1 проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;

2 проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;

3 проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному ОФК либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Центробанка России;

4 проект контракта предусматривает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ, местными администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта РФ, муниципалитета.

Кроме того, обеспечение может не устанавливаться при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ, местными администрациями, и осуществлении полного расчета только после приемки всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);

5 участник закупки является бюджетным (автономным) учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% начальной (максимальной) цены контракта.

Запомнить

Правила изменения срока исполнения, цены контракта, цены единицы (а также количества (объема)) товара, работы, услуги применяются в отношении контрактов, валютой которых является российский рубль.

Дорогие контракты

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» обязанность по банковскому сопровождению контракта возникает лишь при его цене свыше 10 млрд руб.

Условия контракта

В соответствии с постановлением Правительства от 06.03.2015 № 198 «Об утверждении правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году» контракты со сроком исполнения свыше шести месяцев в течении 2015 г. могут изменяться по соглашению сторон.

При этом Правительство РФ определило, что может являться предметом указанных контрактов:

1 поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включенных в перечни, утверждаемые федеральными органами госвласти, органами управления государственными внебюджетными фондами, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством.

При этом цена контракта должна превышать 1 млн руб. при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, и составлять не более чем 5 млн руб. в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Цена контракта в этом случае может быть увеличена в пределах значения, рассчитанного по формуле:Цнов = (Ц - Сп) × ИКЦ + Сп ,
где Ц – первоначальная цена контракта;
Сп – сумма перечисленных заказчиком средств по контракту;
ИКЦ – индекс корректировки цен, установленный уполномоченными субъектами.

Уполномоченными субъектами являются те же федеральные органы госвласти и прочие структуры, утверждающие перечни товаров, работ, услуг. По решению местной администрации для изменения цен контрактов могут применяться индексы, утверждаемые высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ либо уполномоченными ими органами исполнительной власти, на территории которых находятся муниципальные образования;

2 строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства.

Изменение цены контракта в данном случае осуществляется в пределах значения, рассчитанного по формуле:Цнов = Ц + Ц15 × (ИД15н - ИД15) / ИД15 ,
где Ц – первоначальная цена контракта;
Ц15 – объем платежей в соответствии с условиями контракта в 2015 г.;
ИД15н – прогнозный индекс-дефлятор «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования» 2015 г. в про центах к 2014 г., одобренный Правительством РФ в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату изменения контракта;
ИД15 – прогнозный индекс-дефлятор «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования» 2015 г. в процентах к 2014 г., одобренный Правительством РФ в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату принятия нормативного правового акта о предоставлении бюджетных средств из бюджета бюджетной системы РФ на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), за исключением научно-методического руководства.

При изменении цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), за исключением научно-методического руководства, согласованные заказчиком и подрядчиком размеры затрат, подлежащие включению в сводный сметный расчет стоимости строительства, не должны превышать действующие сметные нормативы на отдельные виды затрат, утвержденные в соответствии с законодательством РФ.

Запомнить

Правительство РФ дает право высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ, местным администрациям установить иные особенности внесения изменений в контракты в части корректировки срока их исполнения, и (или) цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, количества товаров, объема работ, услуг. В том числе предусмотрено применение вместо индексов-дефляторов иных индексов (коэффициентов), обеспечивающих расчет предельного значения увеличения цены контракта.

Как и любые другие, данные изменения условий контракта оформляются дополнительным соглашением. Основанием для подготовки изменения является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без корректировки его условий в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 Гражданского кодекса РФ).

Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней, исходя:

  • из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);
  • необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов госвласти (местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений;
  • объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;
  • утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2015 г. обязательств по контрактам.

В дополнительном соглашении к контракту не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг. В заключение отметим, что все рассмотренные выше новации применяются к государственным (муниципальным) закупкам для государственных (муниципальных) нужд. Автономные учреждения в данную категорию не попадают.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль