Страховые взносы по доптарифу

206
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
С 1 января 2013 г. учреждения обязаны начислять на выплаты некоторым своим сотрудникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам. Иногда сделать это бывает непросто, т. к. приходится учитывать целый ряд факторов. Разберем наиболее проблемные вопросы.

Допсредства на досрочную пенсию

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР предусмотрены:

  • статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ);
  • статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

Взносы по дополнительным тарифам начисляются на выплаты некоторым из тех лиц, которые имеют право на досрочную пенсию. Если же работник не относится к их числу, дополнительные тарифы не применяются (ч. 1–2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, пп. 1–2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, п. 1 письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Категории досрочников, на вознаграждения которым начисляются взносы по дополнительным тарифам, перечислены в пп. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ). К ним, в частности, относятся:

  • лица, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • лица, занятые на работах с тяжелыми условиями труда;
  • спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России;
  • лица, занятые на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
сотрудники Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб).

На выплаты остальным категориям досрочников, перечисленным в пп. 19–21 ч. 1 Закона № 400-ФЗ, взносы по дополнительным тарифам не начисляются.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, утверждаются Правительством РФ.

Ставки взносов

Размер дополнительного тарифа страховых взносов зависит от класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест, а также от того, какое именно из этих двух мероприятий было проведено.

Есть результаты спецоценки. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ).

Оценке подлежат все рабочие места. Ее нужно проводить независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Никаких исключений в отношении офисных рабочих мест Закон № 426-ФЗ не содержит.

Специальную оценку можно не проводить только в отношении условий труда надомных и дистанционных сотрудников (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки условий труда для каждого рабочего места устанавливается один их классов: опасный, вредный, допустимый или оптимальный. Классы (подклассы) указываются в отчете о проведении спецоценки (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Для этого предназначена строка 030 разд. 3 отчета, форма которого приведена в приложении 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. В зависимости от класса (подкласса) условий труда работодатели обязаны начислять и уплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР.

Размеры дополнительных тарифов приведены в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ (см. табл.)

Тарифы дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса условий труда

Днем завершения специальной оценки является дата утверждения отчета. Именно с этого дня и следует применять дополнительные тарифы (п. 3 письма Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/ В-1579, п. 6 письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

За месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца. Есть результаты аттестации. Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводилась в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. Однако это не означает, что после 1 января 2014 г. – вступления в силу Закона № 426-ФЗ результаты аттестации рабочих мест стали недействительными. Они применяются до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно.

Об этом сказано в ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Конечно, аттестация и специальная оценка несколько различаются. При проведении специальной оценки фактические значения вредных (опасных) факторов сравниваются с нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

На основании полученных данных для рабочего места устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). А при проведении аттестации рабочих мест в дополнение к оценке соответствия условий труда определенным нормам оценивалась также травмоопасность рабочих мест.

Однако, что касается процедур оценки соответствия условий труда утвержденным нормам и устанавливаемых по их результатам классам (подклассам), и при проведении специальной оценки, и при проведении аттестации рабочих мест они в целом идентичны. Поэтому при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР на основании результатов аттестации рабочих мест учитывается только класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам.

Класс условий труда может быть подтвержден картой аттестации рабочего места (строка 030) и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации. Соответствующие разъяснения даны в пп. 1, 2 письма Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.

Дополнительные тарифы, приведенные в таблице, применяются в отношении тех рабочих мест, которым при проведении аттестации по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс). Если нет возможности документально подтвердить подкласс (3.1–3.4) вредности условий труда аттестованного рабочего места, придется применять дополнительный тариф, предусмотренный для наиболее высокого подкласса – 3.4 (7%).

Если же условия труда по результатам аттестации рабочих мест признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы по дополнительным тарифам следует начислять по особым ставкам (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

К выплатам в пользу лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется ставка 9%, в пользу всех остальных – 6% (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, пп. 1, 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ). Таким образом, применение ставки 0% при наличии результатов аттестации, а не специальной оценки невозможно.

Нет ни того ни другого. Нельзя исключать, что некоторые организации вообще не проводили ни аттестацию рабочих мест, ни специальную оценку условий труда. В этом случае тоже применяются ставки 9 и 6% (п. 4 письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

За непроведение специальной оценки условий труда предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф составляет для должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб., для организаций – от 60 000 до 80 000 руб. Также предусмотрена санкция в виде предупреждения.

За повторное нарушение штраф составит для должностных лиц от 30 000 до 40 000 руб., для организаций – от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Вместо штрафа за повторное нарушение должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность организаций приостановить на срок до 90 суток.

Если же произойдет несчастный случай, то отсутствие специальной оценки может свидетельствовать о вине ответственных лиц организации. Их могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ. В общем, проведением специальной оценки условий труда лучше не пренебрегать.

Предельная база не учитывается

Взносы в ПФР по дополнительным тарифам придется начислять даже в том случае, если выплаты сотруднику превысили размер предельной базы для начисления страховых взносов.

Следует учесть!

Бывает, что работник в течение месяца занят на нескольких рабочих местах с разными классами условий труда. Более того, на некоторых местах результаты аттестации или специальной оценки могут вообще отсутствовать. В такой ситуации ставки следует применять пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные и праздничные дни) в месяце.

Такой вывод, очевидно, должен следовать из ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ. В них говорится, что положения ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212ФЗ при исчислении страховых взносов по доптарифам не применяются.

Здесь надо отметить, что если обратиться к указанным частям ст. 8 в действующей редакции, в них говорится только о базе для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.

Неопределенность в законодательстве возникла после вступления в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 01.12.2014 № 406-ФЗ. Им были внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного социального страхования, в т. ч. в законы № 167-ФЗ, 212-ФЗ. В частности, с 1 января 2015 г. предельные базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ и ПФР имеют различные значения.

Они определены постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 и составляют 670 000 и 711 000 руб. соответственно. Ранее предельная база для расчета страховых взносов во внебюджетные фонды была единой (в 2014 г. – 624 000 руб.). Ее размер и порядок индексации как раз и устанавливались ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ. Сейчас предельной базе для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, посвящены новые ч. 5.1, 5.2 Закона № 212-ФЗ. Однако ни ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ни п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ не претерпели изменений.

Теперь, когда в ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ говорится только о базе для начисления взносов в ФСС РФ, ссылка на них выглядит, по меньшей мере, странно. Очевидно, законодатели забыли внести соответствующие корректировки.

Можно предположить, что при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам не применяется то положение ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, где говорится, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлица, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, взносы не взимаются.

Иными словами, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются со всей суммы выплат. Однако поскольку теперь для начисления взносов в ПФР установлена своя предельная база, по нашему мнению, нужно применять именно ее.

Пример

В учреждении работают сотрудники, условия труда которых по результатам спецоценки отнесены к подклассу 3.1. В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 58.2, ч. 2.1. ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в 2015 г. выплаты этим лицам в ПФР облагаются по следующим тарифам:

  • 22% – в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • 10% – свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • 2% (дополнительный тариф) – со всей суммы выплат.

Таким образом, в рамках предельной величины базы начисление страховых взносов в ПФР производится по тарифу 22% и по дополнительному тарифу, при превышении предельного уровня – по тарифу 10% (пониженному), и по дополнительному тарифу. В декабре 2015 г. выплаты одному из сотрудников превысили облагаемый максимум 711 000,00 руб. и составили нарастающим итогом с начала года 715 000,00 руб. Взносы в ПФР с этой суммы нарастающим итогом составят 171 120,00 руб. (711 000,00 руб. × × 22% + (715 000,00 руб. – 711 000,00 руб.) × 10% + 715 000,00 × 2%).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль