Делить ли средний заработок по источникам?

355
 Комарова В.В.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Решая вопросы оплаты труда работников, учреждение неизбежно сталкивается с необходимостью учитывать положения не только трудового, но и бюджетного законодательства. Наглядный пример – исчисление среднего заработка исходя из выплат за счет разных источников. Ведь только для организаций госсектора деление расходов по видам финансового обеспечения имеет принципиальное значение.

Без привязки к источникам

Трудовым кодексом РФ предусмотрены различные основания выплаты работникам среднего заработка. В частности, средний заработок сохраняется за периоды оплачиваемых отпусков и командировок, повышения квалификации и прохождения медицинских осмотров, за дни сдачи донорами крови.

Исходя из среднего заработка, оплачиваются перерывы для кормления ребенка (детей), определяются размер оплаты простоя и невыполнения норм труда по вине работодателя, а также размер выплат, положенных в связи с увольнением.

Порядок учета выплат при расчете среднего заработка в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен ч. 2 ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Расчет пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством также предусматривает определение среднего заработка (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ). При этом в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы пособие за первые три дня выплачивается за счет средств страхователя (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).

При определении размера пособий выплаты, произведенные работникам в расчетном периоде, учитываются в соответствии с требованиями ст. 14 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ и Положения № 375.

Ни один из перечисленных документов не ставит порядок учета выплат при исчислении среднего заработка в зависимость от источников финансового обеспечения, за счет которых эти выплаты фактически были осуществлены.

Таким образом, во всех случаях, когда сотруднику учреждения полагается выплатить средний заработок, на первом этапе нужно определить его общий размер с учетом всех выплат согласно Положениям № 922, 375 без привязки к видам финансового обеспечения.

Следует учесть!

Фонды оплаты труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений формируются исходя из объема бюджетных субсидий и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583). При этом перечни выплат, которые учреждения могут осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности, как правило, не ограничиваются. Аналогичный порядок предусмотрен в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований.

При разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок исчисления среднего заработка, даже не ставился вопрос об источниках финансового обеспечения, за счет которых работники получают выплаты, что вполне обоснованно.

Эти документы предназначены для того, чтобы гарантировать физическим лицам, работающим в организациях всех форм собственности, соблюдение их прав: расчет среднего заработка по единым правилам. В конце концов, работника интересует только итоговая сумма среднего заработка, а не детали расчета.

Однако для государственного (муниципального) учреждения по ряду причин принципиально важно знать:

  • за счет каких источников финансового обеспечения возникли обязательства по выплате среднего заработка;
  • в каких суммах общее обязательство по выплате среднего заработка должно быть отнесено на определенные виды финансового обеспечения.

Получать такую информацию можно, только если оформление Записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425) и листка с расчетом пособия по временной нетрудоспособности будет производиться с указанием показателей в разрезе источников финансового обеспечения.

Информация о среднем заработке, детализированная по видам финансового обеспечения, понадобится:

  • для обеспечения целевого характера расходования бюджетных и иных целевых средств;
  • корректного формирования себестоимости услуг (работ, готовой продукции) в бухгалтерском учете; решения задач по качественному планированию финансовохозяйственной деятельности. Разберем подробнее каждое направление.

Разберем подробнее каждое направление.

Целевое использование средств

При предоставлении средств из бюджета определяется их назначение. Например, целевой характер использования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в т. ч. для применения ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» КоАП РФ, определяется согласно следующим основным критериям:

  • направленность расходов на выполнение задания и содержание соответствующих видов имущества;
выполнение иных условий по обеспечению целевого характера расходования средств субсидии, предусмотренных соглашением о ее предоставлении (приложениями или расшифровками к соглашению, иными документами, являющимися неотъемлемой частью соглашения).

Следовательно, выплату за счет субсидии на выполнение задания части среднего заработка, исчисленной в связи с назначением какой-либо выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности, органы финконтроля могут квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств.

Их позиция упрочится, если не удастся доказать, что конкретный работник согласно своим должностным обязанностям постоянно задействован при выполнении государственного (муниципального) задания.

Более того, отдельные специалисты обращают внимание, что субсидия предоставляется на выполнение задания в определенном году. Соответственно, часть среднего заработка, права на который сотрудник заработал в прошлом году, необходимо выплачивать за счет специально зарезервированного остатка субсидии прошлого года.

Приведенные правила обеспечения целевого использования средств при выплате среднего заработка целесообразно применять и при организации раздельного учета по иным источникам, например, грантам и пожертвованиям, средствам ОМС.

Кроме того, учет обязательств по выплате среднего заработка в разрезе видов финансового обеспечения позволяет соблюсти требования об организации раздельного учета, предусмотренного подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ.

Отдельные выплаты сотрудникам, осуществляемые за счет целевых субсидий, также могут учитываться при расчете среднего заработка. В ряде случаев эти субсидии предоставляются в виде межбюджетных трансфертов. При подобных обстоятельствах наиболее корректным решением будет отнесение расходов по выплате среднего заработка на ту же целевую субсидию в текущем году или на целевую субсидию, выделяемую в последующие годы на те же цели.

Данное правило не применяется, если в последующие годы финансовое обеспечение подобных расходов осуществляется за счет субсидий на выполнение задания. Прежде чем осуществлять выплату среднего заработка за счет целевой субсидии, необходимо внимательно изучить условия ее предоставления, оговоренные в соответствующем соглашении.

Оптимальный вариант – когда это соглашение содержит прямое указание, что объемы целевых средств определяются с учетом всех установленных трудовым законодательством гарантий (в т. ч. с учетом выплат, отложенные обязательства по которым возникли в прошлые годы).

Если же такого указания в соглашении нет, не лишним будет получить от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, подтверждение обоснованности расходования целевой субсидии на выплату среднего заработка, в т. ч. пособий по временной нетрудоспособности.

В случае отрицательного ответа орган-учредитель должен определить источник покрытия данных расходов, ведь обязательства перед сотрудниками возникают по факту начисления дополнительных выплат, а денежные средства в счет погашения этих обязательств могут быть истребованы сотрудниками в судебном порядке.

Обязательства по выплате среднего заработка, учтенные по кодам видов деятельности 4, 5 и 7, при определенных обстоятельствах могут быть оплачены за счет иных источников.

Например, для этих целей без ограничений могут привлекаться средства, поступающие от реализации учреждением товаров (работ, услуг), или остатки субсидий на выполнение заданий прошлых лет.

Формирование себестоимости

В бухга лтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую (абз. 11 п. 3 Инструкции № 157н).

Учитывая данное требование, важно корректно формировать себестоимость на счете 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в разрезе видов финансового обеспечения, принимая во внимание, в т. ч. значительные затраты на выплату среднего заработка.

Если обязательства по выплате среднего заработка учтены по одному виду финансового обеспечения, а фактическая выплата осуществляется за счет другого источника, то в учете согласно учетной политике учреждения должно отражаться исполнение обязательства за счет иного источника с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В настоящее время в целях формирования достоверной информации о себестоимости услуг (работ, готовой продукции) в организациях госсектора используется такой инструмент как резервы (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Создание резервов, в т. ч. на оплату отпусков, отражается по кредиту счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в разрезе кодов видов финансового обеспечения.

Важный нюанс

Начисление сумм среднего заработка за счет субсидии на иные цели, пожертвований и грантов должно отражаться по дебету счета 5 (2) 401 20 000 «Расходы хозяйствующего субъекта» (абз. 2 п. 153 Инструкции № 174н, абз. 2 п. 181 Инструкции № 183н).

Планирование

Раздельный учет по видам финансового обеспечения обязательств по уплате среднего заработка, а также отложенных обязательств по выплате среднего заработка на счете 502 09 позволяет корректно определить:

  • целесообразность резервирования части субсидии на выполнение задания текущего года, грантов или средств ОМС для выплаты среднего заработка по соответствующим видам финансового обеспечения как в текущем году, так и в последующие периоды;
  • потребность в получении субсидий на иные цели.
Данные раздельного учета могут быть востребованы и в иных ситуациях. Например, при отнесении расходов, не принятых к зачету ФСС РФ, на финансовый результат учреждения.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль