На что не уполномочен ревизор

177
 Бирюков А.
Ведущий эксперт Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
В ходе осуществления проверочных действий представители органов государственного (муниципального) финансового контроля обязаны строго соблюдать положения бюджетного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, приказы о проведении контрольных мероприятий, программы проверок и должностные регламенты. Это в теории. На практике же контролёрыревизоры нередко выходят за рамки своих полномочий. Проанализируем некоторые из таких ситуаций.

Проверка отдельно – ревизия отдельно

СИТУАЦИЯ. В учреждение для проведения контрольного мероприятия пришли уполномоченные представители органа государственного финансового контроля. Для подтверждения правомерности своих действий они предъявили документы на проведение проверки (ревизии). Что называется, «два в одном».

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Проверка и ревизия являются самостоятельными методами контроля и не могут быть проведены в ходе одного и того же контрольного мероприятия. В учреждении может быть осуществлена либо проверка, либо ревизия.

КОММЕНТАРИЙ. Методы государственного (муниципального) финансового контроля определены в п. 1 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). К ним, в частности, относятся: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

При этом согласно п. 2 указанной статьи под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и практическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учёта и бюджетной (бухгалтерской) отчётности в отношении деятельности объекта контроля за определённый период.

В свою очередь, ревизией считается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершённых финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (бюджетной) отчётности.

То есть у данных методов контроля разные цели и задачи, соответственно, они никак не могут проводиться одновременно.

Руководству учреждения следует внести ясность, затребовав у контролёров-ревизоров более точную формулировку в документах: что же всё-таки будет осуществляться – проверка или ревизия. И подготовиться к соответствующему мероприятию.

А вот в чём и проверка, и ревизия равны, так это в оформлении их результатов. В обоих случаях контролёры должны составить соответствующий акт.

«Старые» закупки не учитываются

СИТУАЦИЯ. В марте 2015 г. территориальный орган Росфиннадзора пришёл с проверкой финансово-хозяйственной деятельности в одно из казённых учреждений. В числе прочего контролёрами были запрошены материалы о проведении закупок для государственных нужд, осуществлённых в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ. Позже представители Росфиннадзора изъявили желание проверить документы и по закупкам, которые производились в период действия Закона № 94-ФЗ. Более того, они установили нарушения требований данного закона и направили учреждению соответствующее уведомление. То есть применили к учреждению меры бюджетного принуждения.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Представители Росфиннадзора не имели правовых оснований для проведения проверки и применения мер бюджетного принуждения за нарушение требований Закона № 94-ФЗ В сфере государственных (муниципальных) закупок Росфиннадзор наделён полномочиями проверять лишь требования Закона № 44-ФЗ.

КОММЕНТАРИЙ. Прежде всего отметим, что меры бюджетного принуждения со стороны контролирующих структур являются следствием бюджетного нарушения, например, учреждением. Общие положения о таких нарушениях закреплены в главе 29 БК РФ.

В частности, согласно ст. 306.1 бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) в т. ч. получателя бюджетных средств (учреждения).

Виды нарушений и применимых к каждому из них бюджетных мер принуждения регламентируются главой 30 БК РФ.

Учитывая период проверки (к примеру, за 2012 г.), следует руководствоваться ст. 281 БК РФ, утратившей своё значение после вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ. Данная статья определяет нарушение бюджетного законодательства как неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.

По смыслу данной статьи и ст. 2 БК РФ под бюджетным законодательством понимаются как принятые федеральные и региональные законы, так и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правонарушения.

То есть говорить об ответственности за нарушения бюджетного законодательства можно лишь в контексте деяний, признаваемых бюджетными правонарушениями.

Между тем, ст. 17 Закона № 94-ФЗ был установлен принцип специальной подведомственности вопросов квалификации действий государственных заказчиков и иных лиц, участвующих в размещении государственного заказа, на их соответствие данному закону. Этот принцип предполагает, что решение, содержащее квалификацию соответствующего деяния как нарушение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, принимается органом специальной подведомственности.

При этом федеральными органами исполнительной власти, наделёнными специальной подведомственностью, определены Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы. А вот Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и её территориальные органы полномочиями государственного контроля в указанной сфере не наделены (ч. 2 ст. 17 Закона № 94-ФЗ).

Данные полномочия появились у Росфиннадзора с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере». Однако, как следует из п. 3 указанного акта, новые правила применяются в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд с 1 января 2014 г.

Это же установлено ст. 99 Закона № 44-ФЗ, согласно которой территориальные органы Росфиннадзора наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказа с 01.01.2014.Таким образом, на момент проведения проверки Росфиннадзор не вправе был осуществлять контроль операций, связанных с государственным заказом, осуществлённым по Закону № 94-ФЗ.

А следовательно, контролёры не имели правовых оснований для применения мер бюджетного принуждения за нарушение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Иначе говоря, орган государственного финансового контроля в данном случае превысил свои полномочия.

За проверяемый период выходить нельзя

СИТУАЦИЯ. В ходе проверки представители Росфиннадзора запросили документы, которые не относятся к проверяемому периоду. На возражения руководителя учреждения они заявили, что имеют право это делать, т. к. соответствующая запись об этом имеется в программе проверки.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Ссылаться на программу проверки неправомерно, поскольку действующий в настоящее время Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере не содержит требований о её разработке и использовании. Контрольное мероприятие должно осуществляться в пределах проверяемого периода, установленного в приказе Росфиннадзора (территориального органа).

КОММЕНТАРИЙ. Составление программы проверки (ревизии) представителями Росфиннадзора являлось обязательным в период действия приказа Минфина России от 04.09.2007 № 75н. Данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа № 18н.

Сегодня в соответствии с пп. 30 и 33 Приказа № 18н административная процедура подготовки и назначения контрольного мероприятия предусматривает:

1) издание приказа Росфиннадзора (территориального органа) о проведении контрольного мероприятия;

2) оформление на основании указанного приказа удостоверения на проведение выездной, встречной проверок и ревизий, обследований.

В свою очередь, в приказе Росфиннадзора (территориального органа) указываются:

  • полное и сокращённое наименования либо фамилия, имя, отчество (при наличии) объектов контроля; ОГРН, ИНН каждого объекта контроля;
  • наименование контрольного мероприятия;
  • проверяемый период;
  • основание проведения контрольного мероприятия;
  • дата начала контрольного мероприятия и срок его проведения;
  • должности, фамилии и инициалы федеральных государственных гражданских служащих, которым поручается проведение контрольного мероприятия, с указанием руководителя проверочной (ревизионной) группы;
  • должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица, назначившего контрольное мероприятие;
  • должности, фамилии и инициалы специалистов, экспертов в случае их привлечения к проведению контрольных мероприятий.

Удостоверение же содержит следующие сведения (п. 36 Приказа № 18н):

  • состав проверочной (ревизионной) группы с указанием её руководителя, сведения о привлеченных к контрольному мероприятию экспертах, представителях экспертной организации (в случае их привлечения);
  • реквизиты приказа о проведении контрольного мероприятия;
  • наименование контрольного мероприятия.

Положений о программе проверки Приказ № 18н не содержит, соответственно, ссылаться на неё неправомерно. А исходя из требований, изложенных выше, проверочная (ревизионная) группа уполномочена осуществлять контрольное мероприятие только в пределах проверяемого периода, установленного приказом Росфиннадзора (территориального органа).

Контроль за госслужащими не входит в сферу компетенции

СИТУАЦИЯ. В ходе осуществления контрольного мероприятия по вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждения контролёры из территориального управления Росфиннадзора провели проверку обоснованности принятия сотрудников на государственную гражданскую службу, а также проведения открытого конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Функции по осуществлению контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не относятся к компетенции Росфиннадзора и его территориальных органов. В данном случае следует руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

КОММЕНТАРИЙ. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 (далее – Положение № 77), Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
  • валютного контроля;
  • по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определённых Федеральным законом от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Как видим, осуществление контроля за передвижением государственных гражданских служащих не входит в функциональные обязанности финансовых контролёров. Соответственно, и проверять обоснованность принятия на госслужбу тех или иных сотрудников они не в праве.

Кадровые вопросы решает руководитель учреждения

СИТУАЦИЯ. В ходе проверки контролёры адресовали начальнику отдела кадров и начальнику административного отдела вопрос о целесообразности наличия двух штатных единиц замначальника административного отдела, тогда как в других отделах аналогичная должность составляет одну штатную единицу.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Органы финансового контроля не уполномочены проверять вопросы штатной численности организации. Представители Росфиннадзора и его территориальных органов при проведении контрольных мероприятий не должны вмешиваться в оперативную деятельность объектов контроля, если иное не установлено законом.

КОММЕНТАРИЙ. Соответствующую норму содержит п. 7.3 Положения № 77. Также необходимо отметить, что за вопросы штатной численности организации начальники отделов не несут ответственности, т. к. это является прерогативой руководителя учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль