Услуги за символическую плату

180
 Миллиард М.
Эксперт службы правового консалтинга «Гарант»
Обычная практика, когда образовательные учреждения оказывают одни и те же услуги и в рамках государственного (муниципального) задания, и за плату. Должна ли стоимость платной услуги совпадать с величиной нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках задания? Ответ на этот вопрос до сих пор неочевиден.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, вправе оказывать за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным (муниципальным) заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Об этом сказано в ч. 3 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) и в п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (далее – Правила № 706).

Порядок определения платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее – Закон № 7-ФЗ).

В документах учредителей говорится, что цена платных услуг формируется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов исходя из себестоимости оказания платной услуги с учетом спроса на нее, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями задания.

Однако зачастую себестоимость платной образовательной услуги оказывается намного ниже, чем стоимость обучения на бюджетной основе.

Пример

Полная стоимость обучения студентов в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования Республики Мордовия в зависимости от специальности, профессии и местонахождения организации составляет от 45 000 до 65 000 руб. в год. Однако при приеме студентов на внебюджетной основе стоимость обучения колеблется от 18 000 до 24 000 руб.

В чем причина такой ситуации? Ведь при оказании платной услуги в равной степени задействован весь основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Значит, затраты на оказание платной услуги и аналогичной услуги в рамках задания должны быть примерно одинаковы.

Следует учесть!

Частью 5 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 7 Правил № 706 установлено, что исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в т. ч. средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося. Однако данное положение распространяется на договор с конкретным обучающимся, а не на формирование цены на платные услуги в целом.

Можно предположить, что в калькуляцию стоимости платной услуги образовательные учреждения не включают затраты на содержание имущества, поскольку на основании абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ их финансовое обеспечение осуществляется в рамках государственного (муниципального) задания.

Таким образом, установленную цену вряд ли можно назвать рыночной. Она существенно ниже по сравнению с аналогичной услугой, оказанной коммерческими организациями.

Правомерен ли такой подход к формированию цены?

Учитывая, что бюджетное учреждение должно оказывать основные платные услуги на тех же условиях, что и государственные услуги, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета, установление платы за оказание основных платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках задания свидетельствует:

  • либо о некачественном планировании и, соответственно, завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет средств субсидии, что противоречит принципу, установленному Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Согласно ему из соответствующего бюджета за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Данный вывод вытекает из положений разд. 8 Комплексных рекомендаций по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (письмо Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036).

По нашему мнению, согласие учредителя на установление бюджетным учреждением стоимости платной образовательной услуги ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках задания не в полной мере соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст. 34 БК РФ.

В заключение отметим, что встречаются и учреждения, которые включают затраты на коммунальные расходы в калькуляцию стоимости платных образовательных услуг, тем самым формируя более объективную информацию. Уменьшения субсидии на выполнение задания на эти суммы не производится. Поэтому учреждение вправе потратить эти «излишние» средства по своему усмотрению.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль