Профстандарты будут обязательны, но не для всех

369
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Российские законотворцы последовательно закрывают пробелы в нормативно-правовом регулировании трудовых отношений. Так, два месяца назад вышли в свет поправки в Трудовой кодекс РФ, согласно которым применение профессиональных стандартов для работодателей в ряде случаев станет обязательным. Новая норма вступает в силу лишь в июле 2016 г. Организациям даётся год, чтобы привести в соответствие с ней локальные акты, в т. ч. положения об оплате труда.

История вопроса

В ноябре 2012 г. вышло в свет распоряжение Правительства РФ об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Главный лейтмотив данного документа – увязать вознаграждение за труд работников бюджетной сферы с эффективностью их трудовой деятельности. Иными словами, чем эффективнее будет трудиться сотрудник учреждения, тем выше будет оплата его труда (посредством выплат стимулирующего характера). Автоматически должно повыситься качество государственных (муниципальных) услуг (ведь исполнители будут стремиться (исходя из логики Правительства РФ) делать свою работу как можно лучше – эффективнее). Это и является конечной целью указанной выше Программы.

Но прежде, по мнению высшего руководства страны, необходимо актуализировать квалификационные характеристики работников с учётом современных требований к качеству услуг, в т. ч. путём разработки профессиональных стандартов.

В Распоряжении № 2190-р данная мысль нашла отражение в положениях о «дорожных картах», которые в числе прочего должны содержать мероприятия по актуализации квалификационных требований, предъявляемых к работникам, внедрении профстандартов. Это одно из необходимых условий Программы совершенствования системы оплаты труда и достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с Указами Президента РФ № 597 и № 761.

Справедливости ради отметим, что идейным вдохновителем перехода на профстандарты (и Программу совершенствования системы оплаты труда) является Президент РФ. В упомянутом Указе № 597 он поручал Правительству РФ:

  • подготовить проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (подп. «б» п. 1 Указа);
  • утвердить до 01.12.2012 план разработки профстандартов (подп. «в» п. 1);
  • разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов (подп. «г» п. 1).

На данный момент все эти обязательства формально выполнены. Что, однако, не является гарантом реального повышения оплаты труда бюджетников (равно как и улучшением качества оказываемых учреждениями госсектора услуг).

Но это вовсе не принижает значения профстандартов как таковых. Ведь их главная цель (в отличие от ЕКС и ЕТКС) – не просто перечислить основной функционал работника, а обратиться к его профессиональному опыту, задать перечень условий, при которых этот работник будет эффективен для организации.

К современным требованиям рынка труда должны «подтянуться» и учебные заведения, задача которых – готовить специалистов исходя из принятых профессиональных стандартов.

Условия применения профстандартов

Как известно, Программа совершенствования системы оплаты труда находится в прямой зависимости от наличия и грамотного распределения соответствующего финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений. Кроме того, изначально акцент (об этом мы говорили выше) делался на повышении качества государственных (муниципальных) услуг. Таким образом, логичным представляется намерение чиновников сделать профстандарты обязательными для учреждений госсектора.

Это, в частности, выразилось в проекте Федерального закона № 537948-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».

Согласно ему предполагалось дополнить ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) частью третьей следующего содержания:

«Профессиональные стандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов».

Однако в процессе согласования законопроекта данная формулировка была признана неправильной. Дело в том, что ряд действующих норм ТК РФ уже содержал требования об обязательном применении профессиональных стандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ч. 8 и 9 ст. 143, ч. 1 ст. 302.2), а в соответствии с ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, поскольку закон един для всех, его нормы (в т. ч. касающиеся профстандартов) должны применяться всеми работодателями, а не только бюджетниками.

Проект был отправлен на доработку, и весной 2015 г. преобразован в Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), который в настоящий момент утверждён и подписан Президентом РФ.

В данном документе требования к применению профстандартов сформулированы намного мягче. Работодатели обязаны использовать их в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами РФ.

В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. То есть если к квалификации работника специальных требований нет, то руководствоваться стандартами можно, но вовсе не обязательно.

Законом № 122-ФЗ также уточняется понятие профстандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в т. ч. выполнения определённой трудовой функции.

При этом Правительство РФ сохранило за собой право устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Разрабатывая такие особенности, чиновники обязаны учитывать мнение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поправки внесены и в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, принятые профстандарты должны учитываться при формировании федерального государственного образовательного стандарта и определении продолжительности профессионального обучения.

В соответствии с Законом № 122-ФЗ Минтруд России вправе даватьразъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Что следует сделать

Исходя из п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее – Правила № 23), профессиональные стандарты используются работодателем:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, в т. ч. для определения трудовой функции работника;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда.

Отметим также, что согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

И если федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, то наименования соответствующих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать профессиональным стандартам. В остальных случаях наименование должности (профессии, специальности) указывается согласно утверждённому штатному расписанию организации.

Так или иначе, учреждениям следует скорректировать:

  • положения о системе оплаты труда;
  • должностные инструкции (вплоть до изменения наименования должности).

Необходимо организовать переобучение сотрудников (на эти цели планируется выделить дополнительные бюджетные средства). По итогам переобучения (повышения квалификации) возможно проведение аттестации с целью установления соответствия работника занимаемой должности и сдачи профессионального экзамена.

Времени на это достаточно – положения Закона № 122-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Не Министерством единым

На сегодняшний день Минтрудом России утверждено 800 профессиональных стандартов. В их числе и профстандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н), который зарегистрирован в Минюсте России, а значит, по определению обязателен для применения.

Пример

Согласно профстандарту «Бухгалтер» основная цель деятельности в области бухучёта заключается в формировании «документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учёта в соответствии с законодательством РФ и в составлении на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, о финансовом результате его деятельности и о движении денежных средств за отчётный период, необходимой пользователям этой отчётности для принятия экономических решений».

Обобщенная трудовая функция бухгалтера (5-й квалификационный уровень) звучит как ведение бухгалтерского учёта. Она складывается из трёх более конкретных направлений:

  • принятие к учёту первичных учётных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
  • денежное измерение объектов бухучёта и текущая группировка фактов хозяйственной жизни;
  • итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.

У бухгалтера должно быть среднее профессиональное образование (специалист среднего звена). То есть чтобы работать бухгалтером, нужно закончить техникум или колледж. Как альтернатива рассматривается наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам (курсы повышения квалификации и т. п.). В общем случае требования к опыту практической работы не устанавливаются. В то же время оговаривается, что при специальной подготовке по учёту и контролю таковой должен быть не менее трёх лет.

Отметим, что проекты профстандартов могут разрабатываться не только власть предержащими, но и самими работодателями (объединениями работодателей, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил № 23)).

При этом необходимо соблюдать определённую процедуру, а также руководствоваться следующими документами:

  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н);
  • Макет профессионального стандарта (утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н);
  • Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н).

После разработки и обсуждения проекта профстандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профсоюзов (их объединений) и других заинтересованных организаций разработчик направляет его на рассмотрение в Минтруд России (п. 9 Правил № 23) с приложением сопроводительных документов:

  • пояснительной записки;
  • сведений об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информации о результатах обсуждения проекта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профсоюзов (их объединений) и других заинтересованных организаций (п. 10 Правил № 23).

По истечении 10 календарных дней Минтруд должен сообщить разработчику о принятом решении – об отклонении проекта или о его принятии к рассмотрению (п. 12 Правил № 23).

В случае положительного решения профстандарт публикуется на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения в сети Интернет для проведения общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru).

Информация об этом направляется в т. ч. в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

Параллельно проект профстандарта направляется Минтрудом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. В течение 15 календарных дней со дня поступления проекта указанный орган представляет свои замечания и предложения по его содержанию.

Результат обсуждения проекта общественностью и органом власти сообщается разработчику в течение семи календарных дней со дня поступления в Минтруд России такой информации (п. 13 Правил № 23).

Далее сведения о проекте и о результате его обсуждения передаются в Национальный совет для проведения экспертизы. После получения экспертного заключения Минтруд в течение семи дней принимает решение об утверждении профстандарта либо его отклонении и информирует об этом разработчика (пп. 14, 15, 16 Правил).

В случае утверждения проекта вносятся соответствующие сведения в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого входит в компетенцию Минтруда России (п. 18 Правил № 23). В целях информационного и межведомственного взаимодействия эта информация передаётся в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения в Минобрнауки России (п. 19 Правил № 23).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль