Снизил цену – компенсируй затраты

101
 Миллиард М.
Эксперт службы правового консалтинга «Гарант»
Стоимость платных услуг должна устанавливаться бюджетным (автономным) учреждением по согласованию с исполнительным органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Но что, если по субъективным причинам учреждение посчитает нужным снизить согласованную плату, а учредитель не будет этому препятствовать? Соответствует ли данное решение бюджетному законодательству? Рассмотрим ситуацию на примере образовательных услуг. Поскольку отрасль образования сегодня лидирует по объему оказываемых платных услуг.

Общие правила

Бюджетное (автономное) учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги за плату для граждан и юридических лиц. При этом платные услуги должны:

  • относиться к основным видам деятельности учреждения, предусмотренным его учредительным документом;
  • оказываться на одинаковых условиях с услугами, предоставляемыми в рамках задания (имеются в виду идентичные услуги).

Запомнить

Бюджетное (автономное) учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 7 Закона № 174-ФЗ).

Порядок определения размера платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Такие положения содержатся в п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ); ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Система образования

Соответствующие правила установлены и непосредственно в отношении образовательных организаций, осуществляющих деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Согласно ч. 3 ст. 101 Закона № 273-ФЗ1, п. 4 Правил № 7062 они вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Вместе с тем ч. 5 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 7 Правил № 706 установлено, что исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости данных услуг за счет собственных средств, в т. ч. полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

Нормативный документ

Для включения основной платной услуги в государственное (муниципальное) задание учреждения необходимо прямое указание федерального закона. Например, ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре гласит, что учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение его деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями бесплатно или частично за плату.

Таким образом, снижение стоимости платных услуг по сравнению с аналогичными, оказываемыми по заданию, не может происходить, что называется, «с потолка». Необходимо понимать, что разницу в объемах стоимости услуг (платных и бюджетных) придется чем-то компенсировать.

А также обосновывать решение о снижении цены, исходя из анализа экономической ситуации в целом, финансового состояния учреждения, реальных объемов нормативных затрат на оказание тех или иных услуг.

При этом региональным (муниципальным) учреждениям следует учитывать положения нормативных актов, утвержденных на уровне субъекта РФ (муниципалитета). В том числе порядок расчета стоимости платных услуг.

Пример

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования Республики Мордовия обучаются студенты за счет бюджета субъекта РФ, а также за счет средств физического и (или) юридического лица.

Полная стоимость обучения в зависимости от специальности, профессии и местонахождения образовательной организации составляет от 45 000 до 65 000 руб. в год. Однако при приеме студентов на внебюджетной основе образовательные организации устанавливают стоимость обучения от 18 000 до 24 000 руб.

При этом образовательные услуги оказываются одновременно в рамках как госзадания, так и приносящей доход деятельности. В соответствии с п. 7 Типового порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия, утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 № 270 (далее – Типовой порядок), стоимость платных услуг утверждается учреждением по согласованию с исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Согласно положениям пп. 6, 10 Типового порядка цена платных услуг формируется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов исходя из себестоимости оказания платной услуги с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями задания, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетнонормативных затрат на оказание платной услуги.

Для расчета затрат на предоставление платной услуги, одновременно оказываемой и в рамках задания, в случае если при ее оказании задействованы в равной степени весь основной персонал учреждения и все материальные ресурсы, учреждениям рекомендовано применение расчетно-аналитического метода (п. 15 Типового порядка), основанного на анализе фактических затрат учреждения в предшествующие периоды.

Запомнить

Принцип эффективности использования бюджетных средств предусмотрен ст. 34 БК РФ. Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса (коим является орган-учредитель) в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Если учредитель не против

Допустим, учреждение сумело грамотно обосновать свою позицию по снижению стоимости платных услуг (к примеру, на нее упал спрос), а учредитель с этим согласился. Стоило ли органу госвласти (местного самоуправления) идти на поводу у вверенной ему организации?

Вспомним, что в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ) основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение предоставления которых осуществляется за счет средств бюджета. В таком случае установление платы за оказание основных платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках задания будет свидетельствовать (см., в частности, раздел 8 рекомендаций Минфина России от 22.10.2013):

  • либо о некачественном планировании и, соответственно, завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Законом № 83-ФЗ, согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно госзадания.

Таким образом, согласие учредителя на установление учреждением стоимости платной услуги ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках задания, по нашему мнению, не в полной мере соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст. 34 БК РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль