Внутренний финансовый контроль – процесс непрерывный

7517
Полноценное понятие внутреннего контроля в законодательстве РФ появилось задолго до принятия комплексных поправок в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования государственного финансового контроля. Об особенностях контрольных мероприятий внутри организации, в интервью с экспертом

Каковы главные цели и задачи внутреннего финансового контроля?

В ёмком понятии «внутренний финансовый контроль» заложено сразу несколько принципиальных моментов. Исходя из положений ст. 19 Закона № 402-ФЗ, надо понимать, что, во-первых, каждый экономический субъект (в т. ч. казённые, бюджетные и автономные учреждения) должен организовать внутренний контроль.

Все о внутреннем финансовом контроле в учреждении T1M28S Внутренний финансовый контроль в учреждении

Внутренний финансовый контроль – процесс непрерывный

Во-вторых, этот контроль является непрерывным процессом – «контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».

В-третьих, принимая во внимание, что под фактом хозяйственной жизни понимается любая сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, в организациях госсектора под внутренний контроль подпадает очень широкий спектр операций (сделок). В том числе – относящихся к сфере трудового, налогового, бюджетного законодательства, законодательства в сфере закупок.

Последнее обстоятельство не позволяет в полном объёме включить нормы по внутреннему контролю в казённых учреждениях в Бюджетный кодекс РФ, но это никак не снимает обязанности по организации данного контроля в каждой из этих организаций (получателей бюджетных средств (ПБС)).

В развитие данной нормы Закона № 402-ФЗ в 2013 г. Минфином России были представлены разъяснения о том, как организовать внутренний контроль.

В них чётко прослеживается принцип, что внутренний контроль – это не отдельное полномочие, осуществляемое исключительно специально назначенными лицами – контролёрами в форме проведения ими контрольных мероприятий, а непрерывный процесс, осуществляемый в ходе основной деятельности экономического субъекта, направленный на:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в т. ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчётности;
  • соблюдение применимого законодательства, в т. ч. при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учёта.

Внутренний контроль должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учёта, бухгалтерской (финансовой) и иной отчётности.

Именно эти принципы, цели и задачи внутреннего контроля легли в основу положений ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса, Постановления РФ от  17.03.2014 № 193, Методических рекомендаций Минфина России.

Каков основной порядок подготовки и проведения внутреннего финансового контроля? Какими правовыми нормами необходимо руководствоваться?

Исходя из ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса, внутренний финансовый контроль осуществляется согласно общему порядку, установленному соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. На федеральном уровне (в отношении ГРБС (РБС), главных администраторов (администраторов) доходов, источников финансирования дефицита федерального бюджета) – это Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 17.03.2014№ 193 "Об утверждении Правила осуществления главными распорядителями...." .

Учредители главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений (ст. 160.2-1 БК РФ, ст. 32 закона 7-ФЗ, ст. 2 закона № 174-ФЗ).

При этом ответственность за организацию внутреннего финконтроля возлагается на руководителя (либо его заместителя) соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления). Он как минимум должен утвердить ведомственные акты по внутреннему финансовому контролю, соответствующие положениям нормативного правого акта правительства (местной администрации).

Для того, чтобы определиться с содержанием и количеством ведомственных актов, разберёмся в схеме проведения внутреннего финансового контроля.

В целом данная схема представляется в виде выполнения пяти последовательных этапов.

Первый этап – это установление и чёткая регламентация внутренних бюджетных процедур по всем позициям составления, исполнения бюджета, ведения учёта и предоставления отчётности на ведомственном уровне, более чёткое обозначение сфер ответственности и сроков по всем должностным лицам, которые принимают участие в исполнении этих бюджетных процедур, в подготовке финансовых документов.

Организация этого этапа, очевидно, относится к формированию и утверждению соответствующего акта, который носит внутренний характер, т. е. не подлежит регистрации в Минюсте России.

Второй этап заключается в планировании контрольных действий, которые должны осуществляться должностными лицами в ходе исполнения ими бюджетных процедур. Это делается через формирование карт внутреннего финансового контроля на основе установленного распределения сфер ответственности за выполнение операций (действий) по составлению финансовых документов, определения рискоёмких операций, в отношении которых проводятся и протоколируются контрольные действия.

Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляются в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств. Этот порядок может распространяться на подразделения нескольких юридических лиц (распорядителей бюджетных средств (РБС) и администраторов доходов бюджета), находящихся в системе главного администратора бюджетных средств, тем самым он принимает нормативный характер, в связи с чем подлежит регистрации в Минюсте.

Третий этап – это проведение запланированных контрольных действий в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчинённости и контроля по уровню подведомственности. Утверждение каких-либо актов здесь не требуется.

Следующий – четвертый этап заключается в регистрации результатов контролинга в регистрах или журналах внутреннего финансового контроля. В данном случае журналы равнозначны картам внутреннего финконтроля, в связи с чем должен быть установлен порядок формирования и ведения таких журналов. Этот порядок носит нормативныйхарактер и подлежит регистрации в Минюсте России.

Наконец, пятый этап заключается в рассмотрении результатов внутреннего финансового контроля и принятии корректирующих мер, снижающих выявленные риски. В частности, к таким мерам относятся установление или уточнение внутренних правовых актов (учётной политики, методических рекомендаций), принятие решения о дополнительной автоматизации бюджетной процедуры или, наоборот, об исключении избыточных автоматизированных действий, решения о разграничении полномочий между сотрудниками и прав доступа к информационным системам, активам, внесении изменений в карты внутреннего финконтроля. Это, собственно, конечный результат контроля, направленный на совершенствование внутренних бюджетных процедур.

Таким образом, по организации внутреннего финансового контроля требуется минимум два акта:

1) нормативно-правовой акт по формированию, утверждению и ведению карт внутреннего финансового контроля, ведению и представлению журналов внутреннего финансового контроля, отражающих его результаты;
2) внутренний акт об утверждении перечня бюджетных процедур, распределении ответственности между подразделениями (должностными лицами) за выполнение операций (действий по формированию финансовых документов), реализующих внутренние бюджетные процедуры.

Кроме того, контроль по подведомственности может быть как предварительным, так и последующим. Предварительный контроль осуществляется в ходе выполнения сложной бюджетной процедуры, например, составление свода бюджетных смет, сводной бюджетной отчётности и т. д. В рамках этих процедур подразделения главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) проверяют сведения, представляемые подведомственными ПБС, до формирования итогового документа. Такой контроль подлежит отражению в карте внутреннего финансового контроля. Последующий контроль по подведомственности осуществляется уполномоченными должностными лицами – контрол ёрами в отношении подведомственных участников бюджетного процесса в целях подтверждения законности и эффективности исполнения ими бюджетных процедур.

Последующий ведомственный финконтроль не обязателен, но в случае принятия решения о его проведении он должен регулироваться отдельным регламентом. В этот регламент целесообразно включить положения, связанные как с контролем за соблюдением подведомственными участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства, так и с контролем за соблюдением законодательства в сфере закупок, других законодательных актов.

Таким образом, при принятии решения об организации последующего ведомственного финансового контроля должен быть принят третий акт – регламент по ведомственному контролю.

Что представляет собой карта внутреннего контроля и каковы особенности её заполнения?

Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению контроля документом. Она содержит по каждой отражаемой в нём операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчинённости (подведомственности), периодичности контрольных действий, а также иных необходимых данных.

Таким образом, при формировании карты внутреннего финансового контроля даётся ответ на два вопроса:

1) какие именно процессы и операции составляют внутреннюю бюджетную процедуру, и кто за них отвечает;
2) кто контролирует выполнение операций, и какие контрольные действия по отношению к ним планируются.

Карты внутреннего финансового контроля составляются в подразделениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. То есть теми подразделениями, которые представляют соответствующие финансовые документы на подпись руководству либо руководитель такого подразделения сам их подписывает.

Форма карты с примером её заполнения, а так же рекомендации по заполнению карты внутрннего контроля приведена в Методических рекомендациях Минфина России. Утверждение карт осуществляется руководителем (его замом) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) ПБС.

Исходя из ст. 160.2-1 БК РФ получатель бюджетных средств не обязан составлять карту внутреннего финансового контроля. Вместе с тем, в целях организации в казённом учреждении внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни составление похожей карты является эффективным решением в части планирования контрольных действий. Применительно к финансово-хозяйственным операциям казённого учреждения в карте внутреннего контроля могут предусматриваться и другие способы и методы контроля, не зафиксированные в Постановлении № 193. Например, такие как осмотр, замеры, инспектирование уполномоченными должностными лицами, не принимающими участие в организации и проведении проверяемых финансово-хозяйственных операций, в отношении рискоёмких сделок, событий и их отражения в первичных документах.

Согласно Методическим рекомендациям следует составлять перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры). 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 14.29%
  • Нет 42.86%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 42.86%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×