Ликвидация государственного учреждения

77

Вопрос

На каком основании может быть ликвидировано государственное учреждение?

Ответ

сообщаем следующее: Государственное учреждение может быть ликвидировано по решению его собственника или по решению суда (пункты 2, 3 статьи 61 ГК РФ).

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 65 ГК РФ учреждение не может быть признано банкротом в связи с недостаточностью имущества при его ликвидации.

О том, как изменилась процедура ликвидации юридического лица, читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как изменилась процедура ликвидации юридического лица с 1 сентября 2014 года.

«При проведении ликвидации юридического лица после 1 сентября 2014 года необходимо учитывать ряд новых правил.

Дело в том, что с 1 сентября вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Эти поправки коснулись, в частности, положений о ликвидации юридического лица.

А именно в отношении ликвидации закон*:

  • установил новые права и обязанности учредителей (участников) ликвидируемой организации;
  • конкретизировал порядок процедуры ликвидации;
  • изменил порядок расчетов с кредиторами;
  • закрепил возможность распределить имущество, обнаруженное после ликвидации;
  • уточнил способы защиты прав кредиторов;
  • изменил основания и порядок принудительной ликвидации;
  • предусмотрел последствия прекращения недействующего юридического лица.

Какие изменения от 1 сентября 2014 года не повлияли на порядок проведения ликвидации на практике (131,74403)

С 1 сентября 2014 года в нормы Гражданского кодекса РФ, посвященные ликвидации, внесли ряд изменений, которые на самом деле не отразились на проведении процедуры ликвидации. Цель таких поправок – закрепить в Гражданском кодексе РФ и (или) уточнить правила, которые уже применялись на практике ранее.

1. Не изменилась суть ликвидации юридического лица.

Пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ дополнили указанием на то, что при ликвидации отсутствует именно универсальное правопреемство (до 1 сентября 2014 года речь шла просто об отсутствии правопреемства).

Вместе с тем, еще до 1 сентября 2014 года считалось: суть ликвидации в том, что права и обязанности ликвидируемой организации не переходят в полном объему к другому лицу (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. № 14140/11ФАС Поволжского округа от 7 октября 2010 г. по делу № А12-23136/2009). В результате ликвидации возможно лишь сингулярное (частичное) правопреемство. К примеру, при ликвидации юридического лица, передавшего вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне по договору ссуды, права и обязанности ссудодателя переходят к лицу, к которому перешло право собственности на вещь (п. 2 ст. 700 ГК РФ).

Таким образом, еще до вступления в силу поправок на практике было понимание того, что ликвидация связана с отсутствием именно универсального правопреемства. Такое правопреемство свойственно не ликвидации, а реорганизации юридического лица (ст. 58п. 1 ст. 129 ГК РФ).

2. Не изменились правила об уведомлении регистрирующего органа о том, что юридическое лицо приняло решение о ликвидации.

В пункте 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ уточнили срок, в течение которого необходимо уведомить регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации. Такой срок составляет три рабочих дня после даты принятия решения о ликвидации (до 1 сентября 2014 года использовалась формулировка «незамедлительно письменно сообщить»).

Однако еще до 1 сентября 2014 года уведомление представляли в регистрирующий орган не сразу, а в течение трех рабочих дней после того, как принимали решение о ликвидации. Такой срок был предусмотрен в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

3. Не изменилась юридическая судьба имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов некоммерческой организации.

Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ дополнили положением о том, что такое имущество необходимо направить на цели, для достижения которых была создана некоммерческая организация (в соответствии с уставом), и (или) на благотворительные цели (если Гражданский кодекс РФ или другой закон не устанавливает иное).

До 1 сентября 2014 года точно такое же правило было приведено в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Новая редакция Гражданского кодекса РФ лишь продублировала это правило.

Появились новые права и обязанности учредителей (участников) ликвидируемой организации

В настоящее время закон прямо предусматривает обязанность учредителей (участников) ликвидируемого юридического лица совершить действия, необходимые для ликвидации (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Такая обязанность возникает сразу после того, как учредители (участники) принимают решение о ликвидации. Причем это происходит независимо от оснований, по которым принимается решение (ликвидация в добровольном порядке, принудительная ликвидация, фактическое прекращение деятельности юридического лица).

Необходимые действия по ликвидации (как и до 1 сентября 2014 года) нужно совершать за счет имущества ликвидируемого лица. Однако если такого имущества окажется недостаточно, учредители (участники) должны будут провести ликвидацию солидарно за свой счет (указание на то, что учредители обязаны солидарно нести расходы на действия по ликвидации, ранее в Гражданском кодексе РФ отсутствовало). К примеру, учредителям потребуется оплатить публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации». В то же время самостоятельно рассчитываться с кредиторами ликвидируемого лица учредителям в большинстве случаев не понадобится.

Обоснование

Если ликвидационная комиссия установит, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшую ликвидацию потребуется провести по правилам о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 62абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Однако ситуация, когда учредители должны будут за свой счет рассчитаться с кредиторами, все же возможна. Такая ситуация характерна для учреждений и казенных предприятий, поскольку*:

  • закон запрещает банкротство этих юридических лиц (п. 1 ст. 65 ГК РФ);
  • Гражданский кодекс предусматривает субсидиарную ответственность собственника имущества таких юридических лиц (п. 7 ст. 63абз. 3 п. 6 ст. 113п. 3 ст. 123.21 ГК РФ).

Если учредители (участники) не исполнят или исполнят ненадлежащим образом обязанности по ликвидации, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган будет вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ).

Если же ликвидацию не удастся провести по причине того, что у юридического лица не будет средств на необходимые расходы, и такие расходы невозможно будет возложить на учредителей (участников), то юридическое лицо исключат из ЕГРЮЛ как недействующую организацию (п. 6 ст. 62 ГК РФ).

Помимо обязанностей Гражданский кодекс РФ предусматривает право учредителей (участников) защитить свои интересы в случае нарушений со стороны ликвидационной комиссии. Так, если члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) нарушат процедуру ликвидации (например, неправильно рассчитаются с кредиторами организации, в результате чего участники лишатся права на часть ее имущества), участники смогут предъявить к ним требование о возмещении убытков (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). При этом понадобится доказать, что члены ликвидационной комиссии действовали недобросовестно или неразумно. В частности, будет достаточно доказать, что их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).

Конкретизировали порядок процедуры ликвидации

Гражданский кодекс РФ внес ряд уточнений относительно того, как нужно проводить процедуру ликвидации.

Во-первых, закон конкретизировал момент, с которого наступает срок исполнения обязательств ликвидируемого лица перед кредиторами. Таким моментом считается момент принятия решения о ликвидации (п. 4 ст. 61 ГК РФ). До 1 сентября 2014 года существовали разные позиции относительно того, когда именно срок исполнения обязательств считается наступившим.

Во-вторых, Гражданский кодекс РФ предусмотрел еще одну категорию сведений, которые необходимо отразить в промежуточном ликвидационном балансе. А именно в баланс обязательно нужно включить перечень требований, соответствующих следующим условиям (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • такие требования предъявили кредиторы юридического лица в процессе его ликвидации;
  • эти требования удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия;
  • решение суда в отношении данных требований вступило в законную силу.

В-третьих, закон прямо установил, какое имущество не нужно продавать с торгов, когда денежных средств юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Проводить торги не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ):

  • для объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу);
  • для имущества, на которое по закону нельзя обратить взыскание (такое имущество вообще не понадобится продавать).

В-четвертых, предусмотрели обязанность ликвидационной комиссии на случай, если будет возбуждено дело о банкротстве ликвидируемой организации. В такой ситуации ликвидационная комиссия должна будет уведомить всех известных ей кредиторов о факте возбуждения данного дела. При этом ликвидация прекратится, а требования кредиторов будут рассматривать в порядке, который законодательство устанавливает для банкротства (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В-пятых, урегулировали отношения на случай, когда между учредителями (участниками) возникнет спор о том, кому из них нужно передать вещь, оставшуюся у юридического лица после удовлетворения требований кредиторов. При таком споре ликвидационная комиссия должна будет продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Изменился порядок расчетов с кредиторами

При удовлетворении требований кредиторов ликвидируемой организации необходимо учитывать следующие правила.

Во-первых, теперь закон прямо предусматривает, что расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (п. 1 ст. 64 ГК РФподп. «б» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться нужно еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов. Какие именно расчеты будут признавать текущими, покажет судебная практика.

Во-вторых, Гражданский кодекс РФ определил, в каком порядке необходимо удовлетворять следующие требования кредиторов:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Такие требования нужно удовлетворить после того, как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (абз. 8 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути, эти требования считаются пятой очередью.

В-третьих, конкретизировали обстоятельства, при которых имущество ликвидируемого лица нужно распределить между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований. Для такого распределения должны соблюдаться два условия (



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль