Ответственность за переименование должности

56

Вопрос

к 472703. Какая ответственность может быть установлена да переименование?

Ответ

сообщаем следующее: В Вашей ситуации необоснованное переименование должностей может быть квалифицированно как целый ряд нарушений:

  1. Нарушение трудового законодательства, предусматривающее административную ответственность;
  2. Нарушение антикоррупционного законодательства, если будет выявлено и доказано использование служебного положения в интересах третьих лиц. Также, согласно Закону «О противодействии коррупции», если будет доказан конфликт интересов, это может повлечь увольнение (освобождение от должности) руководителя, в связи с утратой доверия.
  3. Нарушение бюджетного законодательства, в виде неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, за которые также может быть наложен штраф, а руководитель учреждения привлечен к дисциплинарной ответственности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочник: Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Вид нарушения Наказание* Основание Область нарушения
<…>
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили законодательство о труде (если иное не предусмотрено другими частями ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Для должностных лиц – штраф от 1000 до 5000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ Трудовое законодательство
Должностное лицо, не уполномоченное на это работодателем (например, начальник отдела), фактически допустило к работе сотрудника. При этом работодатель или его уполномоченный представитель отказались признать возникшие отношения трудовыми и заключить трудовой договор

Для граждан (недолжностных лиц) – штраф от 3000 до 5000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель уклоняются от оформления трудового договора или ненадлежащим образом оформили трудовой договор, в том числе подменили трудовой договор гражданско-правовым

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 70 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 2 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ

Для граждан – штраф 5000 руб.

Для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ

2. Рекомендация: Как установить размер зарплаты

Размер окладов (ставок) сотрудникам

В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:

Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности сотрудников нужно отнести к профессиональным квалификационным группам (ПКГ). Данное правило в равной степени распространяется на все типы учреждений (бюджетные, казенные и автономные).

ПКГ сформированы с учетом сферы деятельности, на основе требований к профессиональной подготовке и могут быть структурированы по квалификационным уровням. По каждому квалификационному уровню должностной оклад устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая нужна для соответствующей работы.

Если при формировании ПКГ не структурированы по квалификационным уровням, то все должности служащих, входящих в одну группу, считаются примерно равноценными по сложности выполняемой работы. Поэтому им может быть установлен одинаковый оклад для всех должностей, включенных в одну группу.

Такой вывод следует из пунктов 13, 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663, пунктов 2(1), 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

При установлении размеров окладов (ставок) рекомендуется учитывать базовые оклады (ставки), установленные Правительством РФ (абз. 16 п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663). В настоящее время размер базовых окладов (ставок) не утвержден. Поэтому бюджетные и автономные учреждения могут руководствоваться минимальными размерами окладов (ставок), рекомендованными в примерных положениях об оплате труда федеральных органов исполнительной власти. Для казенных учреждений ГРБС может установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.

Новые размеры окладов (ставок), закрепленные в Положении об оплате труда, устанавливайте с учетом мнения профсоюза, если он имеется в учреждении и объединяет более половины сотрудников (п. 13 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663).

Размер оклада руководящим сотрудникам

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором. При этом нужно учитывать сложность труда, в том числе масштаб управления, особенности деятельности и значимость учреждения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Главбух советует: при расчете должностного оклада руководителя проанализируйте его управленческую нагрузку. Например, если у руководителя есть заместители, в штате учреждения есть должность финдиректора, другие должности сотрудников, выполняющих управленческие функции, это подразумевает снижение управленческой нагрузки самого руководителя. Поэтому при определении оклада в этом случае следует учитывать сниженные масштабы управления.

При установлении зарплаты руководителю автономного учреждения предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителя и сотрудников соблюдать не нужно. Такого требования законодательство не содержит. Поэтому учредитель может установить руководителю автономного учреждения любую зарплату (в т. ч. стимулирующие и компенсационные выплаты) по своему усмотрению.

Оклад заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливается на 10–30 процентов ниже оклада руководителя (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях

«<…>

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

<…>»

4. Рекомендация: Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Росфиннадзор часто оценивает эффективность сделок и не менее часто выносит предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Однако сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия:

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

Экономичность

Экономичность характеризует наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования. Использование государственных средств признается экономичным, если заданные результаты достигнуты с наименьшими затратами или на выделенные средства достигнуты максимально возможные результаты.

Уже на этапе разработки проекта сметы документально подтвердите, что обоснование потребности в денежных средствах соответствует этому принципу. К расчету затрат, которые определяются методом сопоставимых рыночных цен, а не по нормативам, приложите анализ цен на товары, работы, услуги. Вовсе не обязательно для этого заказывать услуги оценщика или иной специализированной фирмы. Достаточно будет сделать распечатку из Интернета с аналитическим обзором уровня цен или со статистическими данными.

Текущий контроль параметра экономичности в учреждении в первую очередь проходит в рамках процедур определения поставщиков и санкционирования операций. Как начальная цена контракта, так и решение конкурсной комиссии должны быть обоснованы в соответствии с требованиями законодательства.

При проведении внутренних ревизий или проверок на стадии последующего контроля учреждение, чтобы подтвердить экономность затрат, может по аналогии применить контрольные процедуры Счетной палаты РФ:

  • сравнить израсходованные средства на приобретение ресурсов с такими же показателями предыдущего периода;
  • повторно изучить возможность приобретения и использования ресурсов более экономным способом;
  • проверить соблюдение процедур при приобретении ресурсов (например, проведение конкурсов) и проанализировать правильность расчетов и принятия решений о ценах контрактов.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.2 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Применение вышеуказанных мер внутреннего контроля позволит избежать претензий государственных ревизоров.

Учитывайте, что завышенные цены будут означать неэффективное расходование средств, только если проверяющие смогут доказать, что учреждение имело возможность приобрести такие же товары или услуги за меньшую стоимость (постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2012 г. № Ф09-3736/12).

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннег



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 36.36%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.73%
  • Над налоговой отчетностью 9.09%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль