Нецелевое использование средств

122

Вопрос

Муниципальный район оплатил ремонт водопроводных сетей, которых нет в реестре муниципальной собственности. Считается ли это нецелевым использованием средств?

Ответ

сообщаем следующее: Если водопроводные сети не включены в реестр муниципальной собственности, у Муниципального района нет оснований относить расходы, связанные с их ремонтом, на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". При этом данные расходы обоснованно могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" в качестве других расходов, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ.

Объясняется это тем, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" относятся расходы, связанные с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов:

  • полученных в аренду;
  • полученных в безвозмездное пользование;
  • находящихся на праве оперативного управления;
  • находящихся в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования.

Поэтому, главный критерий отнесения расходов на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" - наличие у учреждения каких-либо прав на активы, подтвержденных соответствующими документами.

Бюджетное законодательство не исключает возможности оплаты определенных расходов по содержанию (в том числе и ремонту) активов, закрепленных за другими учреждениями, находящихся в собственности каких-либо юридических (физических) лиц или являющихся бесхозяйными. В частности, данное правило распространяется на расходы, осуществляемые в рамках решения вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следовательно, если у учреждения нет документов, подтверждающими право собственности на объекты недвижимого имущества (их принадлежность учреждению на каком-либо ином праве), у него нет оснований относить расходы, связанные с ремонтом таких объектов, на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". При этом данные расходы обоснованно могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в качестве других расходов, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ.

Если бюджетной сметой не предусмотрены данные расходы, то их можно отнести к нецелевым.

При этом Росфиннадзор не вправе квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств проведение кассовых расходов с нарушением методологии применения КОСГУ, установленной указаниями, утвержденными приказом Минфина России 01.07.2013 г. № 65н

в следующих случаях:

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);

порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;

установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.

Контролирующие органы отражают указанные случаи как факты несоблюдения методологии применения КОСГУ, установленной указаниями, утвержденными приказом Минфина России 01.07.2013 г. № 65н.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ и писем Минфина России 27.02.2012 г. № 02-07-10/534, от 18.12.2009 г. № 02-07-10/5856.

Иногда на момент перечисления оплаты за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы. В такой ситуации оплата указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей (подстатей) КОСГУ, не может быть квалифицирована как нецелевое использование бюджетных средств. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23, ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2009 г. № А82-4752/ 2009, от 23.10.2009 г. № А82-4749/2009).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.07.2013 № 65Н

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 21 ноября 2014 года)

V. Классификация операций сектора государственного управления

Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Подстатья 225 Работы, услуги по содержанию имущества

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта) обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на:

ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов:*


Подстатья 226 Прочие работы, услуги

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221-225*

2. Рекомендация: Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».


Ответственность за нецелевку

Внимание: проведение кассовых расходов получателями бюджетных средств по кодам КОСГУ, которые не соответствуют их экономическому содержанию, может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 38п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

При этом Росфиннадзор не вправе квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств проведение кассовых расходов с нарушением методологии применения КОСГУ, установленной указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, в следующих случаях:

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);

порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;

установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.

Контролирующие органы отражают указанные случаи как факты несоблюдения методологии применения КОСГУ, установленной указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ и писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Иногда на момент перечисления оплаты за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы. В такой ситуации оплата указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей (подстатей) КОСГУ, не может быть квалифицирована как нецелевое использование бюджетных средств. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).*

Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. таблицу.


Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на проведение дератизации (дезинсекции, дезинфекции) территорий загородной зоны и города. Данные территории не закреплены за учреждением

Ответ на этот вопрос зависит от того, включены ли территории загородной зоны и города в состав имущества казны или нет.

Если территории загородной зоны и города включены в состав имущества казны, расходы на проведение дератизации (дезинсекции, дезинфекции) данных территорий отразите по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Объясняется это тем, что расходы, связанные с содержанием имущества (в т. ч. расходы на дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию), отражаются по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». При этом данное правило распространяется как на расходы, связанные с содержанием имущества, закрепленного за учреждением, так и на расходы, связанные с содержанием имущества казны. Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Если территории загородной зоны и города не включены в состав имущества казны, расходы на проведение дератизации (дезинсекции, дезинфекции) отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).*

Подтверждают такую позицию сотрудники Минфина России в частных разъяснениях.

Игорь Кузьмин,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислав Бычков,

заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России

22.01.2015г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль