Пояснительная записка

138

Вопрос

подскажите пожалуйста, в какую таблицу нужно разнести информацию по проверкам в отношении бюджетных учреждений табл. № 5 " Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" и № 7 "Сведения о результатах внешних контрольных мероприятиях" (Инструкция № 33н). В 2014 нас проверяли - 1. Служба контроля (орган исполнительной власти субъекта РФ); 2.Росфиннадзор; 3.Счетная палата округа 4.Фонд социального страхования, Пенсионный фонд? Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни должен быть организован силами самого учреждения. Нормативными актами, которые регулируют бухучет и бюджетный процесс, определены три основных типа контрольных мероприятий:

предварительный контроль;

текущий контроль;

последующий контроль.

В разрезе этих типов учреждение обязано отчитываться о результатах проведенных контрольных мероприятий в пояснительной записке к Бухгалтерскому балансу (таблица № 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля"). Перечень контрольных мероприятий и предмет проверок (т. е. объекты контроля) учреждение формирует самостоятельно исходя из актуальности текущих задач, стоящих перед внутренними ревизорами. Например, это могут быть мероприятия по целевому и эффективному использованию средств финансового обеспечения, оформлению первичных документов и отражению фактов хозяйственной жизни в регистрах бухучета, по проверке операций с наличными и безналичными денежными средствами, исполнению договоров и контрактов. Подробнее об этом в рекомендации № 1.

Информацию о результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий органами внешнего контроля (Служба контроля (орган исполнительной власти субъекта РФ), Росфиннадзор, Счетная палата округа, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд) укажите в таблице № 7 "Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий".

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как создать систему внутреннего контроля в учреждении

Нормативная база внутреннего контроля

Все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Из определения факта хозяйственной жизни следует, что внутренний контроль в учреждении должен охватывать только те сделки, события и операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств учреждения. При этом все факты хозяйственной жизни являются объектами бухгалтерского (бюджетного) учета. Следовательно, новые положения законодательства требуют организовать контроль над данными бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.

Об этом сказано в пункте 8 статьи 3, пункте 1 статьи 5 и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В настоящее время для государственных (муниципальных) учреждений отсутствует определение термина «система внутреннего контроля». Поэтому можно воспользоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Согласно пункту 41 Правила (стандарта) № 8, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, система внутреннего контроля представляет собой процесс, который направлен на «обеспечение достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам».

Законодательством о бухучете «не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля» (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012). Следовательно, учреждение вправе разработать собственную систему контроля, утвердив ее любым способом.

Вместе с тем, учреждениям при выборе конкретных процедур внутреннего контроля целесообразно учитывать требования и регламенты проведения:

государственного финансового контроля;

финансового контроля со стороны вышестоящего ведомства.

Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений (ч. 1 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ). Контрольные мероприятия, проводимые ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, направлены:

на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам;

на соблюдение стандартов составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета получателями бюджетных средств. О том, в каких случаях бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет, см. Какие формы нужно сдавать бюджетному и автономному учреждению в составе бухгалтерской отчетности;

на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Такие правила установлены частью 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, учреждение заинтересовано провести самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство или, например, Росфиннадзор.*

Внимание: контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен быть организован силами самого учреждения (ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*

При организации системы внутреннего контроля учреждениям нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

Бюджетного кодекса РФ;

Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов и Инструкции по его применению»;

Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н;

Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н;

Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н;

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092.

Кстати, для некоторых госорганов специальные стандарты внутреннего и ведомственного контроля (аудита) уже разработаны. Например, при проведении контрольных мероприятий в органах Казначейства России нужно руководствоваться стандартами, утвержденными приказом Казначейства России от 29 июня 2011 г. № 253.

Цели и задачи контроля

Исходя из совокупных требований бюджетного законодательства и законодательства о бухучете главными целями внутреннего финансового контроля являются:

подтверждение достоверности данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;

выявление нарушений законодательства при ведении учета.

Об этом сказано в статьях 160.2-1 и 265 Бюджетного кодекса РФ и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Эти общие цели совпадают с целями внешнего аудита. Но внешний аудит не способен предотвратить совершение противоправных и неэффективных действий при расходовании бюджетных средств. Кроме того, система внутреннего контроля учреждения должна строиться с учетом целей, поставленных Бюджетным кодексом перед внутренним финансовым контролем. Такими целями являются:

повышение экономности и результативности использования бюджетных средств (ч. 1 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ);

предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы (ч. 4 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);

установление законности исполнения бюджетов бюджетной системы (ч. 5 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ).

Вышеуказанные цели предполагают, что система внутреннего контроля должна позволять отслеживать эффективность работы структурных подразделений и отделов, а также добросовестность выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

С помощью системы внутреннего контроля учреждение может своевременно обнаружить нарушения (ошибки), исправить и предотвратить их появление в дальнейшем. Это позволит учреждению избежать санкций со стороны органов госконтроля (например, Росфиннадзора), которые имеют право за бюджетные нарушения привлекать к административной ответственности и применять бюджетные меры принуждения (ст. 23.7 КоАП РФп. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ).

Задачи внутреннего контроля, решение которых позволит достичь поставленных целей, можно сформулировать с помощью пункта 4 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункта 157 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, и пункта 62 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

В рамках своих контрольных мероприятий внутренние ревизоры должны:

установить соответствие фактов хозяйственной жизни требованиям законодательства;

проверить правильность их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности;

определить целесообразность совершения фактов хозяйственной жизни;

проверить соблюдение утвержденных норм (нормативов) при использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

установить соответствие проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;

проверить наличие и движение имущества, денежных средств и обязательств;

выявить нарушение финансовой дисциплины;

анализировать саму систему внутреннего контроля учреждения на предмет повышения ее эффективности.

Типы и методы контрольных мероприятий

Нормативными актами, которые регулируют бухучет и бюджетный процесс, определены три основных типа контрольных мероприятий:

предварительный контроль;

текущий контроль;

последующий контроль.

В разрезе этих типов учреждение обязано отчитываться о результатах проведенных контрольных мероприятий в пояснительной записке к Бухгалтерскому балансу и пояснительной записке к бюджетной отчетности (



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль