Об утверждении цен на платные услуги

4049

Вопрос

Подскажете, пожалуйста. Бюджетное учреждение согласно Уставу имеет право заниматься деятельностью, приносящую доход. Вопрос: 1.Каким образом утверждать цены на платные услуги, нужно ли весь прейскурант утверждать вышестоящей организацией или только отнесенные к основным видам деятельности?2. Если прейскурантом утверждены цены на платные услуги, может ли учреждение при участии в торгах в качестве Исполнителя снижать данную цену, чтобы стать победителем. Если можно, то как быть с прейскурантом? Утверждать цены заново?Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: Порядок определения платы на услуги бюджетного учреждения устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Как правило, исполнительные органы власти и местного самоуправления утверждают для подведомственных учреждений не прейскурант, а методики (порядки) формирования цен и границы предельных цен, установленных на оплату соответствующих услуг. Следовательно, при участии в торгах учреждение вправе снизить цену, но в пределах, установленных учредителем. Основания и порядок снижения стоимости платных услуг устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Статья: Новое в расчете стоимости платных услуг

Формировать объекты учета к концу года учреждениям придется по новым правилам*. Изменения повлияют и на расчет стоимости платных услуг. Поэтому расскажем о методике определения цены на них.

* Изменения в Инструкцию по применению Единого плана счетов вносятся приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (находится на регистрации в Минюсте России).

Могут понадобиться изменения в уставе

Общие принципы оказания платных услуг учреждениями были изменены Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ). На сегодняшний день эти принципы для бюджетных учреждений закреплены пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

В уставе учреждения учредитель закрепляет исчерпывающий, не предусматривающий строки вида, перечень видов деятельности (как основных, так и иных) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД),* утвержденным постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. Учтите, что с 1 января 2015 года приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст ОКВЭД будет отменен и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014. Таким образом, надо сверить содержание устава учреждения с ОКВЭД2 и в случае необходимости внести изменения.

Как регулируется цена

Цены на платные услуги учреждений регулирует орган, наделенный функциями и полномочиями учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Например, такая норма для муниципальных учреждений вне зависимости от их типа закреплена пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Как правило, исполнительные органы власти и местного самоуправления утверждают для подведомственных учреждений не прейскурант, а методики (порядки) формирования цен и границы предельных цен, установленных на оплату соответствующих услуг.

Составляющие фактических затрат на оказание услуг, которые влияют на цену для потребителей, могут определяться учреждениями самостоятельно. Таким образом, на величину цены платной услуги учреждения влияет не в последнюю очередь учетная политика.*

При этом сам расчет стоимости цены в учетной политике приводить не нужно. Как правило, учредитель учреждения ежегодно индексирует и утверждает изменение цен на платные услуги.*

Утвержденная учетная политика применяется учреждениями последовательно из года в год в силу требования сопоставимости показателей бухгалтерского учета. Однако в этом году всем учреждениям придется вносить в свои учетные политики коррективы из-за существенных изменений правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н(далее – Инструкция № 157н).

Расчет стоимости услуги

Для упрощения задачи выберем услугу ксерокопирования одного листа (формат А4) муниципальным учреждением.

Например, Методика определения платы за оказание казенными, бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными управлению культуры области, услуг, относящихся к основным видам деятельности казенного, бюджетного и автономного учреждений, для граждан и юридических лиц, утверждена приказом управления культуры Белгородской области от 4 апреля 2013 г. № 121 (далее –Методика № 121).

Проанализируем расчет стоимости применительно к белгородскому бюджетному учреждению.

Согласно пункту 6.2.2 Методики № 121, в себестоимость конкретной единицы платной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально прямым расходам, приходящимся на платную услугу через расчетный коэффициент косвенных расходов (Ккр). Формула для косвенных затрат:

Ркосв = Рпр x Ккр,

где Ркосв – величина косвенных расходов; Рпр – величина прямых расходов; Ккр – коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость данной платной услугипропорционально прямым расходам.

Коэффициент косвенных расходов рассчитывается по фактическим данным предшествующего периода либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных за предшествующий период в соответствии с планом работы на будущий год. Его формула:

Ккр = сумма Ркосв : cумма Рпр,

где cумма Ркосв – сумма косвенных расходов в расчете на весь объем оказанных платныхуслуг за год; сумма Рпр – сумма прямых расходов в расчете на весь объем оказанных платныхуслуг за год.

Кроме того, цены на базовые платные услуги учреждений Белгородской области регулируются различными коэффициентами дискриминации цен. В частности, коэффициентами, обеспечивающими доступность услуги. Согласно пункту 7.1 Методики № 121, такие коэффициенты применяются для уменьшения цены на базовые платные услуги в рамках социальной политики региона.

ПРИМЕР

В соответствии с пунктом 9.4 Методики № 121 расчет цены производится исходя из показателей за месяц. При этом сумма прямых расходов определяется по формуле:

Рпр = (ФОТосн + Носн + Мз + Сам): Оусл,

где ФОТосн – расходы на оплату труда сотрудника (например, 8436 руб.); Носн – начисления на оплату труда, которые составят 2547,67 руб. (8436 руб. x 30,2%) в случае, если учреждениеплатит взносы во внебюджетные фонды по стандартным ставкам; Мз – материальные затраты (расходы на картриджи и бумагу); Оусл – объем изготовления платных ксерокопий (5 тыс. шт.); Сам – амортизационные отчисления.

Если производительность картриджа стоимостью 1120 руб. – 11 тыс. ксерокопий, то при цене пачки бумаги (500 листов) в 150 руб. материальные зстраты (Мз ) составят 0,4 руб. за 1 лист ксерокопии формата А4. При балансовой стоимости ксерокса 40 900 руб. и сроке службы три года показатель Сам равен 1136,11 руб. (40 900 руб.: 36 мес.). Прямые расходы на изготовление одной ксерокопии:

(8436 руб. + 2547,67 руб. + 1136,11 руб. + 0,4 руб.) / 5000 шт. = 2,42 руб.

Если коэффициент Ккр равен 1,68, косвенные расходы составят 4,06 руб. (2,42 руб. x 1,68), а себестоимость одного листа ксерокопии (сумма прямых и косвенных расходов) – 6,48 руб. (2,42 + 4,06).

При Кдс, равном 0,8, корректирующим себестоимость, цена одного листа ксерокопии будет 5,18 руб. (6,48 руб. x 0,8).

Если учреждение является плательщиком НДС, то цену необходимо увеличить на 18 процентов. Итог: цена одного листа ксерокопии – 6,11 руб. (5,18 руб. + 5,18 руб. x 18%).

При необходимости увеличения цены платных услуг бухгалтерско-экономическая служба учреждения может воспользоваться правом принятия самостоятельных решений, оговоренным учредителем.*

В частности, в соответствии с пунктом 6.1 Методики № 121 для расчета цены платной услуги могут быть использованы натуральные и условно-натуральные показатели:

  • объем услуг, оказанных в предыдущем периоде;
  • максимально возможный объем услуг, рассчитанный в соответствии с пропускной способностью и техническими характеристиками зданий и территорий учреждений;
  • плановый объем услуг. › |

› | Учреждению может быть делегировано право самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов.

Что прописать в договоре на услуги

Заключение договоров на оказание платных услуг в каждой сфере имеет свои правовые особенности. Однако бухгалтерско-экономическая служба, как правило, согласовывает раздел, посвященный цене.

А.К. Стенечкина, эксперт по бухгалтерскому учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 11, ОКТЯБРЬ 2014

2.Статья: Устанавливаем цены на платные услуги в школах

Нюансы платы за образовательные услуги

В настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, регламентирующих порядок формирования стоимости платных образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам. При этом часть 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ вообще ограничивает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора. Исключение – повышение стоимости услуг с учетом уровня инфляции.

А вот возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся предусмотрена частью 5 статьи 54 Закона № 273-ФЗ.

Снизить ее можно за счет собственных средств организации, в том числе полученных:*

  • от приносящей доход деятельности;
  • от добровольных пожертвований;
  • от целевых взносов физических или юридических лиц.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом учреждения. На уровне учреждения, оказывающего платные услуги, должны быть разработаны и другие локальные акты, в частности:

  • положение об оказании платных образовательных услуг;
  • порядок ценообразования и расчетов за оказание платных образовательных услуг.

При разработке указанных актов необходимо учитывать принадлежность и тип учреждения.

Муниципальные и государственные учреждения

При оказании платных услуг муниципальными учреждениями независимо от их типа, согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то:

  • государственными органами;
  • органами местного самоуправления.*

Аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Таким учреждениям вопросы установления цены необходимо решать исходя из своего типа.

Казенные и автономные учреждения

У федеральных казенных и автономных учреждений нет централизации в определении стоимости платных услуг. При этом их учредители и так имеют много способов влияния на цену: от полного регулирования цены каждой услуги до предоставления полной самостоятельности.

Однако нормативно-правовые акты, ограничивающие самостоятельность казенных учреждений при назначении цены на платные услуги, принимаются на региональном уровне. Например, порядок определения цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными учреждениями Краснодарского края, утверждается соответствующим органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 г. № 305-КЗ). Соответственно Порядок установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Краснодарского края, за плату утвержден приказом Минобрнауки Краснодарского края от 2 июля 2014 г. № 2950.

Бюджетные учреждения

Порядок определения платы на услуги бюджетного учреждения устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

Смотрите видео по теме «Оказание платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями: нововведения, сложные вопросы» (в разделе «Видеосеминары»).

Приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 введен в действие Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими:

  • сверх установленного государственного задания;
  • в пределах установленного государственного задания (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Как показывает практика, региональные учредители, установившие порядок определения платы за образовательные услуги, обычно не идут по пути воспроизведения норм порядка, утвержденного приказом № 1898. Чаще всего основой служит Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, для граждан и юридических лиц (утвержден приказом Минфина России от 30 августа 2010 г. № 423).*

А.К. Стенечкина, эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 11, НОЯБРЬ 2014

27.01.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль