Имущество казны. Формирование первоначальной стоимости.

1121

Вопрос

Просьба дать ответ на вопросы:Подлежат ли учету в казне автомобильные дороги общего пользования? Строительно-монтажные работы выполнены подрядчиком на основании проведенных торгов, профинансирована сельским советом.Может ли стоимость автомобильных дорог определяться стоимостью строительно-монтажными работами +другие аналогичные расходы оплаченные в ходе работ(смета, страховка, контроль).Подлежат ли учету в казне водопровод общего пользования устроеный подрядчиком на основании торгов и профинансированных сельским советом. Спасибо!

Ответ

сообщаем следующее: Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26.12.2007 г. № 53, к имущественной казне относятся, в частности такие виды имущества как объекты инженерного и коммунального назначения.
Согласно Постановлению главы администрации города Набережные Челны Республики Татарстан от 21.01.2005 № 111, объектами учета имущества казны являются, в частности,

строения, сооружения (объекты инженерной инфраструктуры, иные хозяйственные сооружения).

Поэтому автомобильные дороги общего пользования и водопровод могут быть включены в состав казны муниципального поселения, если это определено нормативно-правовым документом собственника.

Что касается первоначальной стоимости автомобильных дорог, по общему правилу при формировании первоначальной стоимости строящихся объектов нужно отразить все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства. Это установлено пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1. Подробный перечень таких затрат приведен в пунктах 4.71-4.103 Методики. Порядок включения затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства, установлен также в пункте 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В перечне затрат Методики МДС 81-35.2004, как и в пункте 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, прописаны затраты на строительный надзор. Затраты на строительный контроль не поименованы. Любые затраты, так или иначе связанные со строительством, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, указанным выше, учитываются учреждением в составе расходов текущего финансового года (п. 47, 295 Инструкции № 157н). Таким образом, затраты на строительный контроль и страхование нужно учесть в составе расходов текущего финансового года.

Расходы по разработке проектно-сметной документации по объекту строительства, связанные с его строительством, до ввода актива в эксплуатацию отражаются на счете 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" с последующим включением в первоначальную стоимость объекта.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:

государственную казну России;

государственную казну субъектов РФ;

муниципальную казну.

По общему правилу учет имущества казны ведут госорганы и органы местного самоуправления, на которые возложены функции управления и распоряжения этим имуществом. При этом полномочия собственника в части имущества казны могут быть переданы иным организациям в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Тогда учет такого имущества является обязанностью этой организации.*

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях. Например, порядок ведения реестра собственности в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Кроме того, отношения, связанные с формированием казны города Москвы, содержанием и распоряжением этими объектами, регулируются Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Данным законом также установлен порядок учета объектов, контроля за их состоянием и использованием.

Состав казны

В составе имущества казны учитываются следующие объекты:

нефинансовые активы (недвижимое и движимое имущество, драгоценности и ювелирные изделия, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы);

финансовые активы (вложения в ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале, другие финансовые активы).

Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 к имущественной казне относятся следующие виды имущества:

недвижимое имущество:
– земельные участки;
– здания, строения, нежилые помещения;
– объекты жилищного фонда;
– объекты инженерного и коммунального назначения;
– объекты природопользования;
– объекты движимого имущества, которые в соответствии с законодательством отнесены к недвижимому имуществу;
– иные объекты недвижимого имущества;

движимое имущество:
– акции и доли города в хозяйственных обществах;
– станки и оборудование, машины и механизмы, транспортные средства (за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу);
– архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;
– драгоценные металлы и камни;
– движимые культурные ценности;
– иные объекты движимого имущества.

При этом включению в имущественную казну подлежат объекты:

созданные за счет средств бюджета города Москвы (исключение – объекты, созданные за счет предоставленных городом Москвой средств субвенций, субсидий, в том числе грантов или иной материальной поддержки);

приобретенные городом Москвой на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в состав казны.

Об этом сказано в статье 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53.*

Документальное оформление

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

состав и перечень регистрируемых параметров объектов;

порядок сбора, обработки и актуализации данных;

полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

Бухучет НФА

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 0.108.00.000 «Нефинансовые активы имущества казны»:

0.108.51.000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

0.108.52.000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

0.108.53.000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

0.108.54.000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

0.108.55.000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

0.108.56.000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе должен быть прописан:

четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;

документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);

другие организационные моменты.

По общему правилу НФА в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении, без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить иной порядок (по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н).

Периодичность отражения операций с имуществом казны в бюджетном учете также устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату).

Учет операций по движению имущества казны ведите (в соответствии с содержанием операции) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) или в журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Порядок отражения в учете операций установлен пунктами 141–146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 38Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559.

Поступление НФА

В бюджетном учете операции по приобретению имущества в казну, отразите следующим образом:

Дебет КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330...) Кредит КРБ.1.302.31.730 (КРБ.1.302.33.730, КРБ.1.302.34.730…)
– отражена стоимость имущества, которое приобретено за плату и будет учтено в составе имущества казны;

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.52.310, гКБК.1.108.55.330…) *Кредит КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330…)
– приняты в состав имущества казны приобретенные объекты (на основании выписки из реестра, документов, подтверждающих госрегистрацию, и других документов, установленных нормативно-правовым документом).

Такие записи следуют из совокупности норм приведенных в пунктах 73138101 Инструкции 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00106.00108.00302.00). Вместе с тем вышеуказанные проводки следует согласовать с финансовым органом публично-правового образования. Это связано с тем, что в приложении 1 к Инструкции № 162н такая корреспонденция счетов отсутствует (п. 2 Инструкции № 162н).

При поступлении имущества в казну по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения) амортизацию примите к учету в общей сумме, начисленной предыдущим правообладателем (п. 94 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее о начислении амортизации см. Как в бюджетном учете начисляется амортизация по имуществу казны.

В соответствии с Инструкцией № 162н отражение в бюджетном учете операций по принятию имущества в казну, зависит от того, как оно поступает:

в рамках движения между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС);

в рамках движения между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также от государственных (муниципальных) организаций;

в рамках движения объектов при получении от иных организаций, за исключением государственных (муниципальных);

в рамках движения объектов при получении от граждан;

в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов;

в рамках движения объектов при получении от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

в рамках движения объектов при получении от международных финансовых организаций.

Если имущество получено по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), а также в рамках межбюджетной передачи, в учете сделайте проводки:

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КРБ.1.304.04.310 (КРБ.1.304.04.320, КРБ.1.304.04.330…)
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС));

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций);

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.151
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках межбюджетной передачи);

Дебет КРБ.1.304.04.(310, 320) (КДБ.1.401.10.180, КДБ.1.401.10.151) Кредит гКБК.1.104.51.410 (гКБК.1.104.58.410, гКБК.1.104.59.420)
– принята к учету сумма амортизации, начисленной предыдущим правообладателем.

Такие правила установлены пунктами 1938 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00,108.00).

Имущество, поступившее в казну по другим основаниям (например, от граждан, бесхозное имущество, от национальных организаций), в учете отразите проводками:

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление объекта в состав имущества казны от граждан, организаций (за исключением государственных и муниципальных);

Такие правила установлены пунктом 38 Инструкции 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 108.00).

Пример отражения в учете поступления имущества в казну

На основании распоряжения главы муниципального образования у казенного учреждения «Альфа» изъято из оперативного управления неиспользуемое оборудование. Учреждение не находится в ведомственной подчиненности органа местного самоуправления, на который возложены полномочия по учету имущества казны.

Уполномоченным органом на основании информации из реестра муниципального имущества, акта приема-передачи (ф. 0306001) и извещения (ф. 0504805) в учете сделана запись:

Дебет гКБК.1.108.52.310 Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление оборудования в рамках межведомственной передачи.

Э. Я. Кадырова

заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы

2. Статья: Какие активы составляют имущество казны

Казенное учреждение завершило строительство дороги за счет средств федерального бюджета, на часть дороги получено свидетельство о госрегистрации права РФ. Является ли эта часть дороги имуществом казны?

Отвечает
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну РФ,казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Из текста вопроса следует, что имущество (дорога) оформлено в собственность РФ (федеральную собственность) и уполномоченным органом за подведомственным учреждением не закреплено (на праве оперативного управления или ином вещном праве).

Таким образом, законченная строительством дорога должна быть зачислена в состав имущества казны (на счет 0 108 00 000), где будет числиться до момента ее введения в гражданский оборот (закрепления за подведомственным учреждением, унитарным предприятием или передачей по принадлежности).*

Отмечу, что некоторые особенности учета имущества казны (государственной РФ) регулируются нормами Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2014

3. Статья: Учет, амортизация и эффективное использование имущества казны

В 2014-м и последующих годах сеть госучреждений планируется оптимизировать в целях эффективности оказания госуслуг и управления госимуществом*. Поговорим о затруднениях, возникающих у «казенного» бухгалтера в связи с учетом имущества казны.

* Подробно о повышении качества работы учреждений рассказано в статье «Новое в учете: муниципальные программы» журнала «Учет в казенных учреждениях» №1, 2014.

Понятие имущества казны

Имущество государственной (муниципальной) казны – это средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Имущество, находящееся в госсобственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение ( п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казнуРФ, республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Аналогично средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ). *

Основания отнесения имущества к государственной (муниципальной) казне:

отсутствие закрепления за государственными или муниципальными организациями и учреждениями в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственного или муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

отсутствие собственника имущества, его отказ или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право государственной или муниципальной собственности;

изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;

иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.*

Следовательно, имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения госимуществом.

При этом необходимо помнить, что переданное уполномоченным органом госучреждению в оперативное управление имущество учитывается у последнего на балансе как объект нефинансовых активов и имуществом казны не является.

К имущественной казне относятся:

1) недвижимое имущество:

а) земельные участки;

б) здания, строения, нежилые помещения;

в) объекты жилищного фонда;

г) объекты инженерного и коммунального назначения;

д) объекты природопользования;

е) объекты движимого имущества, которые отнесены в соответствии с законодательством РФ к недвижимому имуществу;

ж) иные объекты недвижимого имущества;

2) движимое имущество:

а) акции и доли в хозяйственных обществах;

б) станки и оборудование, машины и механизмы;

в) транспортные средства, за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу;

г) архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;

д) драгоценные металлы и драгоценные камни;

е) движимые культурные ценности;

ж) иные объекты.*

Аналитический учет активов

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казныустанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета. Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, определенной для ведения реестра государственного (муниципального) имуществасоответствующего публично-правового образования.

На практике пообъектный учет имущества казны ведут структурные подразделения уполномоченного органа по ведению реестра государственной (муниципальной) собственности. В этой связи уполномоченный орган разрабатывает и утверждает учетной политикой схему документооборота в части представления выписки из реестра для целей бюджетного учета.

Таким образом, выписка из реестра подтверждает постановку объекта на реестровый учет и сведения о выбытии объекта из состава казны. У данного документа нет унифицированной формы, поэтому при разработке формы этого документа должны быть соблюдены требования пункта 7 Инструкции № 157н.

Кроме того, в содержательной части документа должны найти отражение:

наименование объекта;

реестровый номер;

дата поступления (выбытия) объекта;

номер документа-основания принятия к учету (выбытию);

дата документа-основания принятия к учету (выбытию);

наименование документа-основания принятия к учету (выбытию);

первоначальная стоимость объекта;<

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль