Прямые и общехозяйственные расходы

136

Вопрос

Добрый вечер, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на вопрос к каким расходам, прямым или общехозяйственным, относятся компенсационные выплаты врачам остродефицитных специальностей, выплачиваемые в рамках субсидий на выполнение муниципального задания за наем жилого помещения (КОСГУ 212), не связанных с командировочными расходами? Мы относим к общехозяйственным. Правы ли мы? Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: Прямые расходы – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги. Согласно статье 318 Налогового кодекса РФ, к прямым расходам относят, в частности

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг и взносы на обязательное страхование.

Накладные расходы – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства. Из состава накладных расходов выделяются в отдельную категорию так называемые общехозяйственные.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике. По сути, расходы на компенсационные выплаты врачам остродефицитных специальностей, выплачиваемые в рамках субсидий на выполнение муниципального задания за наем жилого помещения (КОСГУ 212), не связанных с командировочными расходами, правильнее относить к общехозяйственным расходам.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Изготовление продукции

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Также на счете учитываются издержки обращения – сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров на рынке.

В соответствии с Инструкцией № 157 все затраты подразделяются на прямые и накладные. При этом прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы распределяют по выбранному учреждением показателю, который характеризует результаты его деятельности. Распределение можно делать пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Из состава накладных расходов выделяются в отдельную категорию так называемые общехозяйственные. Общехозяйственные расходы бюджетного учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, относятся на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг. Учреждение может вовсе не распределять общехозяйственные расходы, тогда суммы списываются на увеличение расходов текущего финансового года. Выбранный вариант учета следует прописать в учетной политике учреждения.*

Отметим также, что способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и метод распределения накладных расходов, как правило, определяются учреждением самостоятельно. Однако метод распределения затрат может быть установлен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Для раскрытия информации о суммах, потраченных на изготовление готовой продукции (выполнение работ, услуг), учреждение вправе предусмотреть в составе рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды к соответствующему синтетическому счету. Все это должно быть отражено в учетной политике.

Прямые и косвенные расходы

Согласно статье 318 Налогового кодекса РФ, к прямым расходам относят:

— материальные затраты;

— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на суммы расходов на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

При этом учреждение должно само определить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Основание – письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/531.*

Все иные виды расходов признаются косвенными.

Такие суммы в полном объеме принимают к расходам текущего отчетного (налогового) периода (конечно, при условии, что они осуществлены в том же отчетном (налоговом) периоде). А вот прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Обратите внимание: учреждения, оказывающие услуги, вправе учитывать всю сумму прямых расходов, которые имели место в отчетном (налоговом) периоде, как налоговые расходы отчетного (налогового) периода.

Распределять остатки незавершенного производства в данном случае не нужно.

Пример отражения в учете операций, связанных с формированием себестоимости оказываемых услуг

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Предположим, что к прямым расходам бюджетного учреждения в соответствии с разработанной учетной политикой относятся:

– материальные затраты,

– расходы на оплату труда и страховые взносы,

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при оказании платных услуг.

При формировании себестоимости услуг бухгалтер учреждения сделал такие записи в учете:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Учет прямых расходов
Отнесена на затраты стоимость прочих материалов 2 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
20 000
Отнесена на расходы сумма начисленной амортизации машин и оборудования 2 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
3000
Учет накладных (косвенных) расходов
Отражена стоимость коммунальных услуг 2 109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»
2 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
12 000
Отнесены на затраты расходы на коммунальные услуги 2 109 60 223
«Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»
12 000
Отражена стоимость услуг по содержанию имущества 2 109 70 225
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»
2 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
5000
Отнесены на затраты расходы на услуги по содержанию имущества 2 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
2 109 70 225
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»
5000
Итого – фактическая себестоимость 40 000
(20 000 + 3000 + 12 000 + 5000)

Операции по формированию фактической себестоимости готовой продукции отражаются согласно пункту 60 Инструкции № 174н.

Книга БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ГОДОВОЙ ОТЧЕТ — 2014

2. Статья: Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:

прямые затраты;

накладные расходы;

общехозяйственные расходы;

издержки обращения.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции № 157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам. По мнению автора, можно использовать следующие определения.

Прямые расходы – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.*

Накладные расходы – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.*

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

При применении Инструкции № 157н необходимо будет распределить ряд общехозяйственных расходов прежде всего между затратами на выполнение государственного (муниципального) задания и предпринимательской деятельностью (источниками доходов), а уже затем между видами услуг (в рамках приносящей доход деятельности). Рассмотрим это на примере.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение выполняет государственное (муниципальное) задание и оказывает два вида платных услуг. В состав общехозяйственных расходов отнесена оплата электроэнергии. Общехозяйственные расходы распределяются между источниками получения доходов и по видам оказываемых услуг пропорционально выручке (на основании учетной политики).

За текущий месяц получено:

– финансовое обеспечение на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму 1 480 000 руб. (НДС не облагаются);

– доходы от оказания платных услуг в размере 520 000 руб. (без учета НДС).

При этом для упрощения расчетов доходы от каждого вида услуг составили по 260 000 руб.

За месяц расходы на электроэнергию составили 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Задолженность по оплате электроэнергии начислена за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В конце месяца необходимо сделать следующее.

1. Определить удельный вес доходов от приносящей доход деятельности за месяц. Он составил 26 процентов (520 000 руб. / (520 000 руб. + 1 480 000 руб.)).

2. Отнести расходы по электроэнергии на предпринимательскую деятельность:

118 000 руб. × 26% = 30 680 руб.

На эту же сумму должны быть восстановлены кассовые расходы по государственному (муниципальному) заданию.

3. Отнести расходы (стоимость электроэнергии) по видам платных услуг для формирования их себестоимости:

– на первую услугу – 15 340 руб. (30 680 руб. × 50%);

– на вторую услугу – 15 340 руб.

Выбор показателя распределения

Итак, способ распределения расходов устанавливает само учреждение. Выбор показателя, на основании которого распределяются общехозяйственные расходы, имеет существенное значение. Базу распределения следует выбирать с учетом следующих критериев.

1. Экономическая обоснованность. Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

2. Простота. База, используемая в расчетах, должна легко определяться.

3. Учет требований налогового законодательства. Особую значимость это требование приобретает при осуществлении бюджетным учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, подлежащих обложению НДС, а также освобожденных от налогообложения.

А.Л. Опальская,

эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2014

29.01.2015г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль