Возмещение коммунальных услуг в учреждении

154

Вопрос

Пожалуйста, покажите все бухгалтерские проводки по-шагово от начисления до возмещения: Автономному учреждению поставщик выставил счет-фактуру на оплату стоимости отопления за январь 2015 г. в сумме 10000 рублей. 6000 - ЭТО РАСХОДЫ САМОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, А 4000 - ЭТО ОТОПЛЕНИЕ 2 ЭТАЖА, переданного в безвозмездное пользование. 4000 - подлежит возмещению и учитывается по приносящей доход деятельности, 6000 - расходы самого автономного учреждения за счет субсидий на выполнение гос. задания. В ответе от бухгалтерской системы 05.02.2015 г. от О. ХОЛИНОЙ НЕ СОВСЕМ ПОДРОБНЫЙ ОТВЕТ. НАМ НУЖНЫ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ, так как этот вид расходов с возмещением стоимости коммунальных услуг появился в учреждении с 01.01.2015г. А как быть с НДС и налогом на прибыль?

Ответ

сообщаем следующее: В бухгалтерском учете возмещение коммунальных услуг отразите проводками:

Дебет 4 401 20 223 Кредит 4 302 23 730– 10000 Отражена сумма стоимости коммунальных услуг в арендованном помещении

Дебет 2 205 31 560 Кредит 2.401.10.130 – 4000 отражена сумма частично возмещенной оплаты коммунальных услуг,

Арендодатель в данной ситуации не вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на сумму потребленных им коммунальных и эксплуатационных услуг

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как арендатору отразить в бухучете и при налогообложении расчеты по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг за арендованное имущество

Ситуация: может ли бюджетное (автономное) учреждение-арендатор принять к вычету входной НДС по коммунальным и эксплуатационным услугам. Арендатор компенсирует стоимость услуг арендодателю по отдельному счету. Счет сформирован арендодателем на основании счетов от непосредственных поставщиков услуг

Нет, не может.

Это связано с тем, что арендодатель в данной ситуации не вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на сумму потребленных им коммунальных и эксплуатационных услуг (письма Минфина России от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России), от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340от 21 марта 2006 г. № ШТ-6-03/297). А этот документ является одним из обязательных условий для применения вычета по НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому если арендодатель, следуя разъяснениям контролирующих ведомств, не выставляет в адрес арендатора счет-фактуру, то сумму входного НДС последний вправе включить в стоимость потребленных им услуг (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендатору при получении счета-фактуры от арендодателя принять к вычету сумму входного НДС по коммунальным и эксплуатационным услугам. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи 167171172Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными и эксплуатационными услугами учреждение-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606611 ГК РФ). Следовательно, вне зависимости от того, предусмотрено ли возмещение стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг договором аренды, арендатор вправе заявить вычет по полученному от арендодателя счету-фактуре (при выполнениидругих необходимых условий) (п. 2 ст. 171п. 1 ст. 172 НК РФ).

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08.

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

Некоторые суды придерживались точки зрения, полностью соответствующей позиции Президиума ВАС РФ (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 июня 2008 г. № Ф09-4255/08-С2от 29 февраля 2008 г. № Ф09-861/08-С2от 21 января 2008 г. № Ф09-11295/07-С2, Московского округа от 26 августа 2008 г. № КА-А40/7882-08от 1 октября 2007 г. № КА-А41/10014-07). В то же время некоторые суды подтверждали позицию контролирующих ведомств (см., например, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановления ФАС Центрального округа от 14 февраля 2008 г. № А48-1629/07-6, от 10 октября 2007 г. № А36-2553/2006, Восточно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № А10-1581/08-Ф02-6877/08от 30 октября 2008 г. № А10-845/08-Ф02-5264/08, А10-845/08-Ф02-5607/08, Поволжского округа от 4 марта 2008 г. № А65-8421/2007-СА1-37от 6 февраля 2008 г. № А55-6796/2007-53, Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)от 27 августа 2008 г. № Ф04-5231/2008(10532-А03-25) и от 24 марта 2008 г. № Ф04-2074/2008(2736-А45-41)).

С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см., например, определение ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. № ВАС-2093/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. № А52-3899/2008от 13 января 2009 г. № А52-1596/2008Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-1804/2007,Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А33-12783/08-Ф02-2566/09Московского округа от 10 июля 2009 г. № КА-А40/6262-09Центрального округа от 29 апреля 2009 г. № А48-3884/08-17Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А65-20968/2008Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф04-5497/2009(19433-А45-29)Уральского округа от 25 февраля 2009 г. № Ф09-10444/08-С2)

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.Статья: Сдача в аренду площадей и возмещение «коммуналки»

С 1 июля 2014 года средний рост тарифов на водоснабжение, канализацию и тепло в России составит 4,2 процента*. Если образовательное учреждение сдает помещения арендаторам, следует рационально взимать с них оплату коммунальных услуг...

* Информация ФСТ России от 15 октября 2013 года. Актуальные разъяснения чиновников и нормативные акты – в нашей еженедельной новостной рассылке.

Договор аренды

Сдача в аренду временно не используемых зданий и помещений бюджетными и автономными образовательными учреждениями – один из видов предпринимательской деятельности, направленной на получение ими собственных доходов. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вопросы сдачи в аренду зданий и помещений образовательными учреждениями не регулирует. Однако есть нюансы оформления договора и учета расходов в зависимости от типа учреждения – рассмотрим их далее.

Общие положения договора об аренде, а также нормы, регулирующие заключение договоров отдельных видов объектов аренды, установлен главой 34 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Согласно статье 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, то независимо от срока, заключается в письменной форме.

А статьей 651 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным только с момента такой регистрации.

Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым, а также недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

Что касается автономных учреждений, то договоры аренды имущества они заключают в рамках реализации права на самостоятельное принятие решения в отношении деятельности по оказанию платных услуг.

Необходимо иметь в виду, что в том случае, когда сделка в форме договора аренды подпадает под понятие крупной или сделки с заинтересованностью, она может быть совершена учреждением только с согласия наблюдательного совета. › |

Финансовое обеспечение имущества

На практике могут вызвать затруднение вопросы содержания сдаваемого в аренду недвижимого имущества. Поэтому поговорим об этом подробнее.

Бюджетные учреждения

Финансовое обеспечение содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, не осуществляется только в случае сдачи такого имущества в аренду.

Это установлено пунктом 6 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях».

Дополнительно отметим, что в разделе 9 Комментариев (Комплексных рекомендаций) по вопросам, связанным с реализацией положенийФедерального закона от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ, разъяснено, что расходы на содержание имущества учреждений не учитываются при определении объема субсидии на государственное (муниципальное) задание, в случае если оно сдано учреждением в аренду.

Однако сдача имущества в аренду не влечет за собой уменьшение расходов на уплату налогов на это имущество.

Расходы на содержание такого имущества могут быть учтены как в составе нормативных затрат на оказание госуслуг, применяемых при расчете объема субсидии на госзадание, так и в рамках целевой субсидии. Таким образом, в принципе, расходы на содержание имущества, передаваемого в аренду, могут быть учтены при формировании государственного или муниципального задания.

Вместе с тем в разделе 6 Комментариев отмечено, что финансовое обеспечение содержания госимущества за счет соответствующего бюджета в случае сдачи его учреждением в аренду не осуществляется только в части затрат на содержание имущества.

Таким образом, уменьшение субсидии на сумму арендной платы происходит лишь в части затрат на содержание имущества, а не в части расходов, входящих в прямые затраты.

Автономные учреждения

В практической деятельности автономных учреждений следует руководствоваться общими правилами, установленными Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174ФЗ «Об автономных учреждениях».

Отметим, что пунктом 3 статьи 4 Закона № 174ФЗ установлено, что финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, его содержание не финансируется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, производится за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, на уровне федерального закона установлена прямая норма, в соответствии с которой расходы по содержанию переданного в аренду имущества (зданий, помещений, отдельных площадей) должны быть выведены из состава расходов, учитываемых в составе расходов по основной деятельности автономного учреждения, и учитываться обособленно.

Из разъяснений, приведенных в разделе 6 Комментариев, следует, что при принятии в течение года решения о предоставлении в аренду имущества автономного учреждения (используемого им на праве оперативного управления) учредителем должны вноситься изменения в госзадание с целью уменьшения объема субсидии в части затрат на содержание имущества. › |

Бухучет операций

При сдаче в аренду основных средств и бюджетными, и автономными учреждениями возникает ряд вопросов, связанных с правильной организацией бухгалтерского учета отдельных операций.

Относим суммы на статьи КОСГУ

Если договором аренды предусмотрено отдельное возмещение потребленных коммунальных услуг, то, по мнению автора, суммы полученного возмещения должны отражаться обособленно – в составе доходов от оказания платных услуг (то есть по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ). В соответствии с Указаниями, утвежденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе от аренды, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ. Расходы по содержанию имущества отражаются по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, а затраты на коммунальные услуги – по коду 223 «Коммунальные услуги» бюджетной классификации.

Так как в статье 9.2 Закона № 7ФЗ речь идет только о расходах на содержание имущества, то в общем случае формально основания для отражения стоимости коммунальных услуг по коду финансового обеспечения «2» отсутствуют. Так как данные расходы должны учитываться в составе затрат, возмещаемых за счет средств субсидии. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Суммы возмещения арендодателю (учреждению) расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы.

В этом случае, по мнению автора, нет оснований для отнесения коммунальных расходов (в части услуг, потребленных на обслуживание переданных в аренду площадей). То есть расходы на коммунальные услуги в данном случае учитываются по КФО «2». Доходы, полученные в виде возмещения потребленных арендатором коммунальных услуг, в данном случае из арендной платы не вычленяются и, следовательно, отражаются в составе сумм, учитываемых по коду КОСГУ 120.

Отражение на счетах

В рассматриваемом случае в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений при отражении операций по аренде помещений оформляются следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена сумма стоимости коммунальных услуг в арендованном помещении 4 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
4 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Отражена сумма стоимости за услуги связи, потребленные арендатором 4 401 20 221
«Расходы на услуги связи»
4 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи»
Отражена сумма стоимости прочих работ, услуг 4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Отражена сумма арендной платы 2 205 21 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
2 401 10 120
«Доходы от собственности»
Отражена сумма рыночной стоимости работ и услуг, которые по условиям договора оплачиваются отдельно от арендной платы 2 205 31 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»

Важно запомнить
Суммы возмещения учреждению расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы или учитываться отдельно.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ № 2» ФЕВРАЛЬ 2014

05.02.2015г.

С уважением,

Ольга Моргунова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// budget.1gl.ru/#/hotline/rules/



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль