Проверка за период больше трех лет ТФОМС

705

Вопрос

В приказе ФФОМС от 16.04.12г. № 73 в разделе 2 п.5 сказано, что периодичность проведения плановых проверок устанавливается не реже чем 1 раз в два года. Территориальный фонд предыдущую проверку проводил за период с 01.01.2009г. по 31.12.10г., следующую проверку он назначил за период с 01.01.11г по 31.04.14г. и провел ее в июне 2014 года.Вопрос: имел ли право Территориальный фонд медицинского страхования проводить проверку за период больше трех лет, через 4 года от предыдущей проверки? Должны ли признаваться результаты проверки, за период выходящий за предел проверки в два или три (по сроку исковой давности) года?

Ответ

сообщаем следующее: Пунктом 5 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного приказом ФФОМС №73, не предусмотрен запрет на проведение плановых проверок деятельности медицинских организаций в сфере ОМС, реже чем 1 (один) раз в два года. Тем более указанным Положением не предусмотрен признание результатов проверок проведенных, реже чем 1 (один) раз в два года не действительными. Однако при проведении проверки деятельности медицинской организации в сфере ОМС один раз в четыре года Территориальный фонд ОМС должен учитывать истечение установленного законом трехгодичного срока исковой давности на взыскание средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС

Медицинские учреждения обязаны бесплатно оказывать медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС) (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).*

Программы ОМС подразделяются на базовую, которая действует на всей территории России, и территориальные, действующие в пределах субъекта РФ, где выдан полис ОМС (п. 189 ст. 3 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Ответственность за нецелевое использование

Внимание: направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию (ст. 147 Бюджетного кодекса РФч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73).

Контроль за использованием средств ОМС проводит ФФОМС (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.*

Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, письме ФФОМС от 16 января 2011 г. № 795/101-И.

Об ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов см. таблицу.

Контроль в рамках ОМС

Использование средств ОМС по назначению контролирует ФФОМС. Для этого фонд проводит ревизии и проверки, по результатам которых проверяющие составят акт. Если в ходе контрольных мероприятий будут выявлены нарушения (недостатки), акт должен содержать информацию о нарушенных нормах закона и других нормативно-правовых актов с указанием:

  • за какой период допущены нарушения;
  • когда и в чем они выразились;
  • сумм нецелевых расходов;
  • расходов, которые были произведены с нарушением законодательства;
  • сумм необоснованно полученных средств.

Акт с фактами о выявленных нарушениях или нецелевом использовании средств ОМС является основанием для принятия мер и проведения контроля за реализацией материалов проверки.*

Об этом сказано в пунктах 141919.2.127 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260.

Также в случае нарушения законодательства об ОМС или нецелевого использования средств ОМС руководителю медучреждения будет направлено письменное уведомление* (п. 29 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Тамара Грекова

начальник Управления бухгалтерского учета

и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

2. ПРИКАЗ ФФОМС ОТ 16.04.2012 № 73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования»

«Приложение 2
к приказу Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
от 16 апреля 2012 года N 73

Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями*

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст.6422; 2011, N 25, ст.3529; N 49, ст.7047, ст.7057) (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) в целях нормативного и методического обеспечения деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий (далее - проверки).

II. Организация проверки

2. Территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации), имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования:

организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой.

3. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных подразделений территориального фонда и (или) иных структурных подразделений территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), в том числе:

комплексная проверка, при которой рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации;

тематическая проверка, при которой рассматриваются отдельные вопросы, связанные с использованием средств обязательного медицинского страхования;

контрольная проверка, при которой рассматривается устранение нарушений и недостатков медицинской организацией в использовании средств обязательного медицинского страхования, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки.

5. Проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки).

Периодичность проведения плановых проверок устанавливается с учетом возможности полного охвата вопросов и периодов деятельности медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, но не реже чем 1 (один) раз в два года. Периодичность проведения плановых комплексных проверок устанавливается не чаще чем 1 (один) раз в год.*

Территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по решению директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации медицинской организации и других необходимых случаях.»

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2014 №№ 18АП-13989/2014, А47-6576/2013

«Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышевой И.А., Кузнецова Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская центральная районная больница» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2014 по делу № А47-6576/2013 (судья Лазебная Г.Н.).

Государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области» (далее – истец, ГУ «ТФОМС Оренбургской области», фонд) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Александровская центральная районная больница», ответчик, учреждение) об обязании ответчика восстановить средства обязательного медицинского страхования в размере 6 522 582,68 рублей, использованных не по целевому назначению, на счете ГУ «ТФОМС Оренбургской области» (с учетом уточнения иска принятого судом первой инстанции).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2014 в удовлетворении заявленных требований о взыскании суммы задолженности отказано в полном объеме.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.07.2014 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу № А47-6576/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области с указанием на наличие у территориальных органов Фонда обязательного медицинского страхования права на обращение в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, а также о взыскании убытков, причиненных государственному учреждению незаконными действиями юридических лиц в результате нецелевого использования средств медицинского страхования.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2014 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение указывает на то, что страховщики не имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда путем взыскания средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Кроме того, учреждение указывает на истечение установленного законом трехгодичного срока исковой давности на взыскание средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.*

Также в апелляционной жалобе ГБУЗ «Александровская центральная районная больница» ссылается на необходимость проведения зачета в счет использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования средств местного бюджета, за счет которых выплачена заработная плата, выплата которой должна производиться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец наделен правом на взыскание в судебном порядке с медицинского учреждения средств обязательного медицинского страхования, использованных этим учреждением не по целевому назначению.

В соответствии со ст.ст.195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), исковой давностью признается срок для защиты права по иску лицу, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. В силу ч.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно положений Раздела 1 действующей на момент возникновения спора Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 № 100, предусмотрена возможность проведения плановой проверки деятельности медицинских учреждений, в том числе целевого и рационального использования ими средств обязательного медицинского страхования, контрольно-ревизионными службами территориального фонда обязательного медицинского страхования не реже одного раза в два года.

Кроме того, в случаях необходимости могут проводиться внеплановые проверки по отдельным вопросам деятельности медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Помимо плановых и внеплановых проверок, могут также проводиться тематические проверки, которые проводятся в случаях необходимости по отдельным специальным вопросам (темам).

Из материалов дела следует, что сумма, предъявленная ко взысканию с ответчика, определена истцом по результатам комплексной проверки, оформленным актом от 02.07.2010 (с изменениями от 07.07.2010).

Судом первой инстанции верно установлено, что проверкам проведенным в апреле 2010 года и июне-июле 2010 года подвергнуты разные периоды и разные направления деятельности страхователя, при этом первая проверка являлась тематической и выборочной, то есть нарушения по назначенному направлению указанной проверкой в полном объеме не выявлялись.

Так, согласно акта проверки от 09.04.2010 истцом осуществлялась выборочная проверка кассовых операций, проведенных ответчиком в декабре 2009 года и феврале 2010 года, тогда как согласно акту от 02.07.2010 осуществлялась сплошная проверка кассовых операций по средствам обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2008 по 31.03.2010 в ходе которой осуществлялся сплошной подсчет сумм по ведомостям на выплату заработной платы, представленным к расходным ордерам.

В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец узнал о фактах нецелевого использования ответчиком средств обязательного медицинского страхования не ранее 02.07.2010, а потому установленный законом общий срок исковой давности при обращении в суд с иском по настоящему делу 27.06.2013 им соблюден.

Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о необходимости зачета взаимных требований по средствам ОМС и муниципального бюджета в связи с отсутствием к тому правовых оснований в Бюджетном кодексе Российской Федерации, поскольку зачет денежных средств между бюджетами разного уровня действующим законодательством не предусмотрен.

Таким образом, решение суда первой инстанции является правильным, оснований для его отмены суд апелляционной инстанции не усматривает.

При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права по приведенным выше мотивам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.*

Пунктом 10 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина относится к федеральным сборам. На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» содержится разъяснение о том, что исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

В данном случае к апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская центральная районная больница» приложен чек-ордер Филиала № 8623/0467 Оренбургского отделения № 8623 Сбербанка от 06.11.2014, в котором плательщиком указана Чащихина Елена Анатольевна, в отсутствие указания на то, что лицо, уплачивающее государственную пошлину – Чащихина Е.А., действует от имени заявителя. Документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины от имени учреждения его представителем, в арбитражный апелляционный суд от заявителя на момент рассмотрения апелляционной жалобы также не поступало.

В связи с изложенным, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2000 рублей за ее рассмотрение подлежит взысканию с ответчика.

При этом физическое лицо, уплатившее государственную пошлину по чеку-ордеру Филиала № 8623/0467 Оренбургского отделения № 8623 Сбербанка от 06.11.2014, не лишено права возвратить как ошибочно уплаченную данную сумму.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2014 по делу № А47-6576/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская центральная районная больница» – без удовлетворения.*

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская центральная районная больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.»

10.02.2015г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// budget.1gl.ru/#/hotline/rules/



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль