О правомерности письма о сокращении расходов на оплату труда

135

Вопрос

Бюджетному учреждению на 2015 год было выделено 1 млн. руб. на заработную плату и начисления (КОСГУ 211 и 213). Подготовлены, подписаны и опубликованы следующие документы: ПФХД, соглашение на перечисление субсидий на выполнение муниципального задания и расчет нормативных затрат. После проделанной работы и публикации документов на сайте пришло следующее письмо: «Исходя из ожидаемого объема поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета в 2015 году, в целях обеспечения планируемых расходных обязательств муниципального образования … главным распорядителям бюджетных средств муниципального образования … устанавливаются лимиты бюджетных обязательств на 2015 год в следующих размерах от утвержденных бюджетных ассигнований: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендии -95%» После данного письма были переделаны все документы под лимиты и снова опубликованы на bus.gov.ru (сумма по заработной плате с начислениями составила 950 т.р.). Вопрос: В соответствии с ТК РФ ст.134, 135 правомерно ли данное письмо о 95% доведении бюджетных средств?

Ответ

сообщаем следующее: Снижать зарплату сотрудников по причинам, не связанным с организационно-технологическими изменениями условий труда (например, по причине ухудшения финансово-экономического положения), исключительно по своей инициативе учреждение не вправе. Такой вывод следует из части 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Положения доведенного учреждению письма скорее всего основаны на рекомендациях, данных в Письме Минфина России от 29.01.2015 № 02-01-09/34271. Согласно данному письму учредитель вправе уменьшить финансирование подведомственных учреждений, путем уменьшения доведенного ранее госзадания. Это может повлечь изменение организационных или технологических условий труда. и нагрузка на сотрудников будет снижена. По этой причине руководство вправе уведомить сотрудников о снижении размера зарплаты. О своем намерении изменить зарплату учреждение должно сообщить сотруднику в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения этого изменения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как сформировать госзадание для подведомственных учреждений

Внимание: уменьшать размер субсидий на выполнение госзадания можно только в строго установленных случаях.

По общему правилу уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, можно в течение срока его исполнения только при изменении самого госзадания* (п. 2.2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Для принятия решения об уточнении показателей госзадания и о сокращении объема субсидии нужно вовремя проводить контрольные мероприятия.

Так, в 2015 году уменьшить размер субсидии можно по следующей причине. Из-за сложившейся в стране экономической ситуации на 2015 год учредителям (ГРБС) не полностью доведены лимиты на финансовое обеспечение подведомственных учреждений. Поэтому в текущем году ГРБС вправе уменьшить размер выделяемой учреждениям субсидии. Но сделать это можно только после внесения изменений в утвержденное госзадание. В частности, путем корректировки показателей нормативных затрат, используемых для расчета.*

Вносить изменение в госзадание на 2016 и 2017 годы возможно, только если ЛБО не будут доведены до 31 декабря 2015 года. Если это все-таки произойдет, для изменения госзадания нужно оформить дополнительное соглашение о предоставлении субсидии в части объемов в 2016 и 2017 годах.

Об этом сказано в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 02-01-09/3427.

Также стоит отметить, что уменьшать размер субсидии на объем неиспользованных остатков субсидии на начало очередного финансового года нельзя. Это противоречит законодательству.

При этом Минфин России рекомендует учредителям бюджетных и автономных учреждений проводить анализ причин образовавшихся остатков субсидий, которые не использованы в текущем финансовом году (в т. ч. своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т. д.).

Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 11 января 2013 г. № 02-13-10/28.

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Письмо Минфина России от 29.01.2015 № 02-01-09/34271

«Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями, связанными с особенностями финансового обеспечения в 2015 году выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) федеральными бюджетными и автономными учреждениями, сообщает.

Исходя из положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

При этом предоставление из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю средств федерального бюджета, осуществляющему функции и полномочия учредителя учреждения, в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенным им с учреждением (далее - соглашение о предоставлении субсидии).

В условиях сложившейся экономической ситуации по отдельным направлениям расходов федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств доведены до главных распорядителей средств федерального бюджета на 2015 год в размере 90% от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Учитывая изложенное, главные распорядители средств федерального бюджета, которым лимиты бюджетных обязательств доведены в сокращенном размере, вправе установить подведомственным федеральным бюджетным и автономным учреждениям государственное задание и заключить соглашение о предоставлении субсидии на 2015 год либо заключить соответствующее дополнительное соглашение к ранее заключенному на три года соглашению.*

При этом, по мнению Минфина России, внесение указанных изменений в государственное задание, в части показателей 2016 и 2017 годов, и оформление дополнительного соглашения о предоставлении субсидии, в части объемов, предоставляемых на его выполнение в 2016 и 2017 годах, возможно осуществить в том случае, если соответствующие лимиты бюджетных обязательств не будут доведены до 31 декабря 2015 года.

При уточнении показателей государственного задания и объемов субсидии, предоставляемой на его выполнение на 2015 год, необходимо учитывать следующие нормы законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Аналогичные нормы предусмотрены Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 (далее - Положение № 671).*

Пунктом 10 Положения № 671 определено, что объем субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

При этом по решению главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального бюджетного или автономного учреждения, при определении объема субсидии могут использоваться нормативные затраты на выполнение работ.

Пунктом 5 Положения № 671 предусмотрена возможность изменения государственного задания путем формирования нового государственного задания в случае внесения изменений в показатели государственного задания, в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания.

На основании изложенного, по мнению Минфина России, главные распорядители средств федерального бюджета вправе принимать решения об изменении в текущем финансовом году государственного задания и, соответственно, субсидии на его выполнение, в том числе путем корректировки нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на выполнение государственного задания.»


3.Ситуация: как понизить оклад (тарифную ставку), установленный сотруднику

Ответ на этот вопрос зависит от:

  • причин понижения зарплаты (оклада, тарифной ставки) и их документального обоснования;
  • согласия сотрудника на понижение ему зарплаты.

Размер зарплаты прописывается в трудовом договоре как его обязательное условие (абз. 5 ч. 2 ст. 57,ст. 135 ТК РФ). Изменить обязательные условия трудового договора (в т. ч. и зарплату) по общему правилу учреждение может только с согласия сотрудника (ст. 72 ТК РФ). В этом случае необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору и приказ руководителя об изменении штатного расписания. Такой порядок подтверждается и в пункте 1 письма Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 14-1-1061.

В некоторых случаях учреждение вправе без согласия сотрудника внести изменения в условия трудового договора. Это допускается, когда прежние условия (в т. ч. и размер зарплаты) не могут быть сохранены из-за:*

  • изменений в технике и технологии производства (например, внедрения нового оборудования, которое привело к уменьшению нагрузки сотрудника);
  • структурной реорганизации производства (например, исключение какой-либо стадии производственного процесса);
  • иного изменения организационных или технологических условий труда, которое привело к уменьшению нагрузки сотрудника.*

При этом запрещено менять трудовую функцию сотрудника. Кроме того, учреждение может уменьшить зарплату не ниже уровня, установленного коллективным договором (соглашением), если коллективный договор (соглашение) содержит соответствующие условия.

Об этом сказано в частях 1 и 8 статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Учреждение должно быть готово к тому, что в случае спора ему придется доказывать необходимость снижения зарплаты из-за изменения организационных или технологических условий труда (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Поэтому необходимо уже на начальном этапе нововведений обосновать причину снижения зарплаты документально.* Например, доказательством невозможности сохранения прежнего режима работы сотрудника (а следовательно, и его зарплаты) при обновлении станочного оборудования послужат:

  • акт о полном износе оборудования;
  • письменный ответ производителя оборудования, который подтверждает, что модель заменяемого станка снята с производства;
  • документы, подтверждающие приобретение нового станка;
  • документы, подтверждающие особенность режима работы на новом оборудовании (уменьшение трудозатрат сотрудника).

Снижать зарплату сотрудников по причинам, не связанным с организационно-технологическими изменениями условий труда (например, по причине ухудшения финансово-экономического положения), исключительно по своей инициативе учреждение не вправе. Такой вывод следует из части 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ.

О своем намерении изменить зарплату учреждение должно сообщить сотруднику в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения этого изменения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Уведомить сотрудника о переходе на новые условия труда можно приказом под его расписку. Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, учреждение обязано предложить ему иную должность (вакантную, в т. ч. и нижестоящую, нижеоплачиваемую), если вакантные должности имеются в учреждении. В случае отказа сотрудника от перевода (а также при отсутствии в учреждении вакансий) трудовой договор можно прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.*

Одним из вариантов снижения зарплаты сотрудника является перевод его на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). Он также допустим только с письменного согласия сотрудника за одним исключением. Если причиной перевода стали чрезвычайные обстоятельства (например, производственная авария или производственный простой по причине экономического характера), то сотрудника можно перевести на другую работу и без его согласия. Однако такой перевод (без согласия сотрудника) будет временным – на срок не более месяца, а зарплата сотрудника не может быть ниже среднего заработка по прежней работе. Об этом сказано в статье 72.2 Трудового кодекса РФ.

Дополнительно по данному вопросу:

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФАИНА ФИЛИНА Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

09.02.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль