Передаточный акт при реорганизации

202

Вопрос

При реорганизации бюджетного учреждения в форме слияния с другим бюджетным учреждением необходим передаточный акт. Вопрос: в каком виде он составляется, какие обязательные показатели должны быть отражены в нем, что к нему прилагается.

Ответ

сообщаем следующее: В соответствии со ст. 58 ГК РФ при присоединении учреждения к другому учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединяемого учреждения в соответствии с передаточным актом.

Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждаются локальными правовыми актами учреждения. В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями учреждения или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 «О порядке проведения реорганизации в форме присоединения государственными учреждениями субъектов Российской Федерации»

«<…>

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной методологии рассмотрел обращения и сообщает следующее.Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 года N 03-01-01/08-176 содержит разъяснения порядка проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражения указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.

Согласно пункту 5 вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в аналогичном порядке.

В то же время необходимо учитывать следующее.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ).Статьей 1 Федерального закона N 402-ФЗ определено, что бухгалтерский учет это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 указанного Федерального закона бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации.

При этом статьей 7 Федерального закона N 402-ФЗ определено, что руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Таким образом, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае реорганизации осуществляется главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ предусмотрено, что состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н. Указанный приказ размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Бухгалтерский учет государственного сектора" http://www.minfin.ru.В соответствии с положениями пунктов 75-76 Инструкции в случае проведения реорганизации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения в следующем составе:

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф.0503830);Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф.0503725);

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф.0503710);

Отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737);

Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф.0503738);

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф.0503721);

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф.0503760).Согласно пункту 77 Инструкции бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

В соответствии с пунктом 77 Инструкции данные, отраженные в отчетности реорганизуемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

Пунктом 80 Инструкции предусмотрено, что пояснительная записка к Балансу учреждения (ф.0503760) при реорганизации учреждения формируется в составе форм, предусмотренном для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф.0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Кроме того, требование об обязательности проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса при реорганизации организации, содержат положения пункта 3 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания) утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 N 49.В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (пункт 2.3 Методических указаний). При этом считаем, что при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения - правопреемника.

Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждается локальными правовыми актами учреждения. Передаточный акт подписывается учреждением правопреемником и реорганизуемым учреждением. Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года.

Учитывая изложенное, полагаем, что в состав документов, передаваемых учреждению-правопреемнику должны быть включены формы бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с положениями пунктов 75-80 Инструкции.

<…>»

2. Гражданский кодекс РФ Часть первая (с комментариями)

Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года

«<…>

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

<…>»

14.02.2015г.

С уважением,

Лидия Меркутова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Зориной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// budget.1gl.ru/#/hotline/rules/



Статьи по теме в электронном журнале

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 30.77%
  • Над составлением бюджетной сметы 3.85%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 73.08%
  • Над налоговой отчетностью 15.38%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль